Понятие, сущность и виды договора перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Среди задач данной работы следует отметить:
раскрытие сущности понятия договора перевозки;
рассмотрение общих требований при осуществлении автомобильных перевозок грузов;
определение международных перевозок;
исследование различных аспектов ответственности перевозчика.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Договор перевозки: вехи развития и аспекты современного этапа регулирования……………………………………………………………………4
1.1. Гражданский кодекс Республики Беларусь и транспортное законодательство……………………………………………………………..5-12
2. Правовая природа договора перевозки………………………………….13-24

2.1. Общие требования при осуществлении автомобильных перевозок грузов………………………………………………………………………….25-29

3. Международные перевозки……………………………………………….30-33

3.1. Понятие и сущность смешанной перевозки грузов во внутриреспубликанском и международном транспортном сообщении……………………………………………………………………34-42

4. Ответственность перевозчика……………………………………………43-47

Заключение………………………………………………………………………48

Источники и литература…………….…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа отработанная.docx

— 82.18 Кб (Скачать)

Осуществление автомобильных перевозок относится  к предпринимательской деятельности и требует получения соответствующего вида лицензий. Лицензирование представляет собой средство государственного регулирования  рынка автомобильных перевозок, защиты интересов потребителей транспортных услуг, соблюдения требований антимонопольного законодательства, безопасности дорожного  движения, охраны труда и окружающей среды. Общее правовое регулирование  лицензирования перевозок наряду с  иными видами деятельности осуществляется, безусловно, Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако специальные условия для получения лицензии на осуществление, в частности, перевозок грузов и пассажиров предусмотрены Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1388 (далее - Положение о лицензировании перевозок) во исполнение упомянутого выше Декрета. Итак, согласно Положению о лицензировании перевозок выдача лицензий на осуществление перевозок указанными выше видами транспорта осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс). Выдаваемые лицензии действуют на всей территории Республики сроком пять лет, который, в свою очередь, может быть по его истечении продлен по заявлению лицензиата. При этом п. 7 Положения о лицензировании перевозок содержит ряд требований, предъявляемых к соискателю лицензии при ее выдаче:

- наличие  квалифицированных специалистов  для организации лицензируемой  деятельности. Должностное лицо, ответственное  за выполнение автомобильных  перевозок, считается профессионально  компетентным в случае прохождения  им аттестации или наличия  диплома об окончании высшего  или среднего специального учебного  заведения, признаваемых Министерством  транспорта и коммуникаций Республики  Беларусь. Автомобильный перевозчик  может назначить также несколько  должностных лиц, ответственных  за выполнение перевозок. Лицом,  ответственным за выполнение  перевозок, может быть сам индивидуальный  предприниматель или руководитель  юридического лица.

- соответствие  специалистов, ответственных за  выполнение лицензируемой деятельности, требованиям профессиональной компетентности;

- соответствие  финансового состояния соискателя  лицензии на осуществление международных  перевозок пассажиров и грузов  автомобильным транспортом требованиям  международных договоров, действующих  для Республики Беларусь;

- применение  на автомобильных транспортных  средствах моделей кассовых суммирующих аппаратов, включенных в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

- соответствие  транспортных средств соискателя  лицензии требованиям законодательства, технических нормативных правовых  актов и международных договоров  в области автомобильного, внутреннего  водного, морского транспорта, действующих  для Республики Беларусь.

Кроме того, для получения лицензии на осуществление  соответствующего вида перевозок соискатель лицензии должен представить в Минтранс определенные документы, в дополнение к тем документам, которые он должен представить в соответствии с  Декретом. Перечни дополнительных документов в зависимости от вида транспорта, посредством которого соискатель лицензии намеревается осуществлять перевозки, приведены соответственно в приложениях  к Положению о лицензировании перевозок.

Выполнение  автомобильных перевозок пассажиров или грузов автомобильным перевозчиком при отсутствии соответствующей  лицензии, а также по лицензии другого  юридического лица или индивидуального  предпринимателя не допускается. Автомобильные  перевозки грузов выполняются при  наличии лицензии на внутриреспубликанские  или международные перевозки.

В лицензии должно быть указано, выполняются ли коммерческие автомобильные перевозки  или автомобильные перевозки  для собственных нужд, за исключением  следующих случаев:

перевозки автомобильными транспортными средствами специального назначения;

автомобильные перевозки, выполняемые в целях  обеспечения обороноспособности, правопорядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

автомобильные перевозки, выполняемые гражданами для личных нужд с применением автомобильных транспортных средств, принадлежащих им на праве частной собственности.

Лицензия  на коммерческие внутриреспубликанские  перевозки грузов предоставляет  автомобильному перевозчику право  на выполнение перевозок в междугородном, пригородном и городском сообщении, а также на выполнение перевозок  для собственных нужд, если иное не указано в лицензии. Лицензия на коммерческие международные перевозки  грузов предоставляет автомобильному перевозчику право на выполнение перевозок в международном, междугородном, пригородном и городском сообщении, а также на выполнение перевозок  для собственных нужд, если иное не предусмотрено в лицензии. К  лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждую единицу транспортного  средства. Лицензия на выполнение автомобильных  перевозок может быть выдана лицам, внесенным в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей. Владелец лицензии обязан иметь документы, подтверждающие соответствие водителей установленным  требованиям.

В лицензии на выполнение автомобильных перевозок  указываются сведения о видах  выполняемых перевозок.

Лицензия  на выполнение автомобильных перевозок  может содержать данные о территории ее действия и разновидности перевозок. В целях повышения эффективности  и качества предоставляемых транспортных услуг Министерство транспорта и  коммуникаций Республики Беларусь устанавливает  на отдельные виды коммерческих автомобильных  перевозок дополнительные лицензионные требования и квотирует число  лицензий на вид автомобильных перевозок  или тип автомобильных транспортных средств.

В выдаче лицензии на выполнение автомобильных  перевозок отказывается в случаях:

отсутствия  в учредительных документах указанного вида деятельности;

несоответствия  лицензии установленным требованиям;

наличия в представленных для получения  лицензии документах недостоверных сведений;

отсутствия  квот на право выполнения автомобильных  перевозок пассажиров или грузов;

подачи  документов на получение лицензии до истечения одного года с даты принятия решения об отзыве или аннулировании ранее выданной лицензии на выполнение автомобильных перевозок пассажиров или грузов.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международные перевозки.

К началу ХХ века автомобиль стал одним из самых удобных транспортных средств  для межгосударственных сообщений. Это потребовало координации правил автомобильного движения сначала на отдельных континентах, а затем и во всем мире. В 1926 г. на конгрессе в Париже европейские государства подписали первую международную конвенцию об автомобильном движении, а пять лет спустя в Женеве – и конвенцию по введению единообразия в дорожных знаках и сигналах. С этого момента наблюдается активизация роста новых международных нормативных актов, регулирующих данный вопрос, и создание соответствующего рода международных организаций (Комиссия по транспорту при Совете Евросоюза, Международная федерация экспедиторских ассоциаций).

Двусторонние  соглашения, заключенные Республикой  Беларусь с Болгарией, Литвой, Молдовой, Польшей, Украиной и другими государствами, устанавливают ряд общих требований для международных автомобильных  перевозок на основе таких международных  актов как Конвенция о договоре международной дорожной перевозки  от 19 мая 1956 г., Таможенная конвенция  о международных перевозках грузов с применением книжки МДП от 15 января 1959 г. и др.

Говоря  о международных перевозках, следует отметить:

во-первых, международные автомобильные перевозки могут выполняться перевозчиками, которые и согласно и национальному законодательству, допущены к осуществлению данных перевозок;

во-вторых, перевозки должны осуществляться на основании разрешений, которые выдают уполномоченные на то органы;

в -третьих, перевозки производятся по шоссейным дорогам, открытым для международного автомобильного сообщения;

в-четвертых, используемые в международном сообщении автотранспортные средства подлежат обязательному страхованию на случай причинения ущерба третьим лицам.[14, с.9]

На каждом автотранспортном средстве, осуществляющем международную автомобильную перевозку  грузов, должно находиться разрешение, соответствующее виду перевозки, и  предъявляться водителем для  проверки компетентным органам, если иное не установлено международным договором. Разрешение дает право на совершение одной поездки туда и обратно (с грузом или без груза) в течение  периода времени, указанного в разрешении, если иное не установлено международным  договором или не предусмотрено  в самом разрешении.

В соответствии с международными договорами разрешения могут быть следующих видов:

двусторонние - предоставляют право на перевозку  грузов между пунктом, расположенным  на территории Республики Беларусь, и  пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в  разрешении;

транзитные - предоставляют право на проезд автотранспортных средств транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, которое не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки;

двусторонние  и транзитные - предоставляют право  на перевозку грузов между пунктом, расположенным на территории Республики Беларусь, и пунктом, расположенным  на территории другого государства, указанного в разрешении, или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении;

в/из третьих стран - предоставляют право на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении;

универсальные - предоставляют право на перевозку  грузов между пунктом, расположенным  на территории Республики Беларусь, и  пунктом, расположенным на территории другого государства, указанного в  разрешении, или следование транзитом через территорию государства, указанного в разрешении, а также на перевозку грузов из пункта, расположенного на территории государства, указанного в разрешении, в третье государство либо из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, указанного в разрешении;

разрешение  ЕКМТ - многоразовое разрешение, предоставляющее  право на перевозку грузов между  пунктами, расположенными на территории государств - участников Европейской  конференции министров транспорта (далее - ЕКМТ);

разрешение  "зеленое" - разрешение, которое может быть использовано для выполнения перевозок грузов только автотранспортным средством, сертифицированным по схеме "зеленого автомобиля";

разрешение  "более зеленое и безопасное" - разрешение, которое может быть использовано для выполнения перевозок грузов только автотранспортным средством, сертифицированным по схеме "более зеленого и безопасного автомобиля".

Выдачу  разрешений производит Транспортная инспекция  Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Транспортная инспекция). Транспортная инспекция  ежегодно принимает заявки от белорусских  перевозчиков о необходимом количестве разрешений на следующий год до 15 октября текущего года, обобщает их и до 1 ноября представляет в управление автомобильного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Транспортная инспекция выдает разрешения юридическим и физическим лицам Республики Беларусь, осуществляющим международные автомобильные перевозки  грузов, только на автотранспортные средства, зарегистрированные в Республике Беларусь, имеющие действующую лицензионную карточку, и при условии сдачи  в установленные сроки полученных ранее разрешений.

Количество  разрешений одного вида по одной стране, находящихся у перевозчика, не должно превышать количества автотранспортных средств, имеющих действующие лицензионные карточки, с учетом многоразовых разрешений и разрешений ЕКМТ. Выдача "зеленых" и "более зеленых и безопасных" разрешений осуществляется при представлении копии лицензионной карточки с отметкой соответствия автотранспортного средства предъявляемым экологическим требованиям либо копии действующего сертификата соответствия.

Использованное  разрешение должно быть возвращено в  Транспортную инспекцию в течение 15 дней после выполнения перевозки.[5]

Не требуется  разрешения в следующих случаях:

на иностранные  автотранспортные средства, состоящие  на временном учете в Республике Беларусь;

на автомобили технической помощи, выполняющие  поездки за или с неисправным автомобилем;

на буксировку иностранного полуприцепа (прицепа) белорусским  транспортным средством;

на вывоз  из республики закупленного иностранным  лицом в Республике Беларусь транспортного  средства.[14, с.112]

Информация о работе Понятие, сущность и виды договора перевозки