Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:09, дипломная работа
Актуальность дипломной работы обусловлены рядом факторов, а именно: необходимостью контролировать и регулировать деятельность политической партии; наличием положений, предписаний и правовых коллизий, требующих пересмотра либо доработки с последующим внесением изменений в действующее законодательство; потребностью приведения в соответствие реалий сегодняшнего дня в исследуемой нами сфере с соответствующими законами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ………………………………………………………………………8
1.1 История возникновения политических партий. Основные этапы партогенеза ……………………………………………………………………....
8
1.2 Типология политических партий. Партийные системы……………………………………………………………………...
14
1.3 История возникновения политических партий в Казахстане…………
24
2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА
2.1 Закон о политических партиях в Республике Казахстан………………..
28
2.2 Общественно-политические партии и движения Казахстана в период с 1990 года………………………………………………………………………..
38
2.3 Проблема гражданского участия в политической системе Республики Казахстан…………………………………………………………………………
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
57
Сегодня постепенно активизируются процессы в сфере национального движения, которые одно время были заморожены. Динамичное, казалось бы, развитие этого перспективного и крайне важного для страны направления после периода расцвета начала 1990-х годов постепенно сошло на нет. Но именно сегодня намечаются предпосылки для того, чтобы национальное движение обрело новую жизнь. В данной статье сделана попытка рассмотреть этот процесс с точки зрения его перспектив, и в частности, в плане того, получит ли он выражение в форме партийных структур.
Процесс партийно-политического строительства в Казахстане начал обретать свои реальные черты со второй половины 1980-х годов. Отсутствие данного строительства прежде было вызвано объективными причинами, главными из которых выступали монополия Коммунистической партии Советского Союза и жесткие ограничения любых попыток самостоятельного политического выражения [24; с.25]. Возникновение первых общественно-политических движений в период с 1990 года представляет для нас интерес в плане выявления оснований для массового политического участия. Суть в том, что основные социальные тенденции и характеристики сохраняют свою устойчивость долгое время.
Поэтому анализ периода наибольшей политизации и возникновения наиболее массовых политических движений позволяет сделать выводы для современной партийной системы и перспектив ее развития.
Наиболее активную политическую позицию в тот период занимали представители интеллигенции, творческая и научная элита. Основные цели, на которые ориентировалась их политическая деятельность в тот период - проблемы экологии, национального просвещения, возрождения казахского языка и национально-культурных традиций. Основная направленность - требование реформы, либерализации, национального возрождения.
Возникшие в 1990 годах движения не соответствовали современным критериям партий, не имели четкой идеологической платформы, финансовых, информационных ресурсов. Тем не менее, в их активе была весомая электоральная поддержка, а также интеллектуальные ресурсы. Также к сильным сторонам данных протопартий следует добавить достаточно высокий рейтинг их лидеров, обладавших, в основном, необходимой харизмой и пользовавшихся уважением и доверием со стороны населения.
Таким образом, характер деятельности этих объединений, направленный на привлечение внимания общества к актуальным политическим и национальным проблемам, а также их постепенная активизация и растущая популярность среди казахской части населения республики, вывел их из подполья в публичную политику. Рост популярности этих движений, а также политические аспекты в их требованиях, придание ими ряду проблем публичного статуса и консолидация этих движений на базе общих требований обусловили изменение акцентов со стороны властных структур от репрессивных методов к диалогу с ними. Оппозиционность в то время в действительно массовых движениях всегда соседствовала с национализмом. Чисто демократические, либеральные движения коренились в городах, в специфической среде городской интеллигенции.
Реально массовые движения в Казахстане всегда сочетали либеральные установки с национализм. Тем более что в то время, на волне распада Союза, в Казахстане и в казахской аудитории всякая оппозиционность, так или иначе, ассоциировалась с апелляцией к национальным чувствам. Отсюда следует вывод, что только национализм мог привести к созданию широких массовых движений. Одним из первых крупных легитимных неформальных образованием, возникших в Казахстане, стало антиядерное движение "Невада-Семей". Основные лозунги этого движения содержали определенные политические требования, в частности, в них выражался протест против засилья военно-промышленного комплекса СССР. Кроме того, в них нашло отражение противостояние активной части общественности самой системе государственной власти, монополизировавшей право на оценки событий в социально-политической жизни [25; с.17]. Кроме движения "Невада-Семей" в тот период обрели достаточную известность культурно-этнографические и историко-просветительские движения, как "Кайсар булак", "Жер-Уюк" и ряд других. Они, постепенно набирая политический опыт, активизировали свою политическую деятельность в направлении структурного формирования идеи национально-государственной независимости. В этот период также возникли движения и партии "Алаш", "Желтоксан", Социал-демократическая партия Казахстана, Гражданское движение "Азат" и Межнациональное движение "Единство". Наиболее серьезной политической силой были такие объединения и партии, как Народный Конгресс Казахстана, "Азат", "Алаш". В то же время со стороны власти не имелось какой-либо четкой партийной структуры, если не считать Компартию. Именно этот период стал пиком развития данных движений и партий, так как после обретения страной. независимости они потеряли цели своей деятельности, и естественным образом постепенно прекратили активную политическую деятельность.
Этому способствовало также и отсутствие партийной инфраструктуры в политической системе, партийного представительства в парламенте, действия власти, направленные на недопущение усиления фактически оппозиционных сил, и в целом отсутствие политического опыта у данных партий. В описываемый период партийные объединения, по большому счету, не имели четкой, сформированной идеологии. В своей деятельности они придерживались некоего синтеза коммунистических, либеральных, социальных и национальных идей. Практически все партии в своей политической риторике обращались к таким ценностным ориентирам как социально-ориентированная, рыночная экономика, утверждение реального суверенитета республики, поддержание в Казахстане общественно-политической стабильности, усиление социальной политики, поддержку развитию предпринимательства и формирование среднего класса. Для большинства партий и движений того времени была характерна приверженность самым общим принципам демократии, и одновременно, отсутствие реальных альтернатив правительственному курсу реформ. В числе причин, повлиявших на снижение активности партий в общественно-политической жизни можно выделить следующие факторы.
Прежде всего, на
начальном этапе становления
партий обнаружилась очевидная неподготовленность
казахстанского общества к формированию
реального и организованного
политического пространства. Это
было обусловлено причинами
Первая линия: "национально-либеральные" - "либеральные". "Национально-либеральные" партии, к которым можно отнести в качестве наиболее ярких примеров "Азат" и НКК, были гораздо мощнее из-за их массовости, высокой мотивации их участников и авторитета лидеров. "Либеральные" партии, в основном придерживавшиеся социал-демократической линии, не имели массовости, существовали в качестве политического клуба и имели крайне слабую общественную поддержку. Вторая линия, различавшая партии - отношение к власти. Эта черта только зарождалась в то время, но со временем, по мере дальнейшего развития партийной системы, и появления партий, организованных сверху, стала определяющей. Необходимо отметить, что большинство партий так или иначе были критично настроены по отношению к властям. На данном этапе, как мы видим, осталась практически только одна линия раздела между партиями - вторая, то есть отношение к власти, раздел по линии оппозиция - проправительственные партии. Массовые национальные движения сошли со сцены, и осталось только одно направление - "либеральное", сформировавшее сегодняшнюю оппозицию, и только недавно начавшее выходить из состояния "политического клуба". Это было слабо поддерживаемое общественными массами направление, фактически, отросток от основной линии политического развития того периода, базирующийся на узком слое городской интеллигенции, практически никак не соединенный с основными массами. Почему он начал развиваться именно сегодня, выйдя из состояния "варения в собственном соку"? Причиной этому стал ряд факторов.
Первое: в обществе постоянно присутствует необходимость в какой-либо оппозиции
Второе: они аккумулировали довольно заметный лидерский потенциал, тем более помогающий их устойчивости, что они воспринимаются не как члены той или иной группы, а под общим брендом "оппозиция".
Третье: в стране начался раскол внутри элит, которые в своей критике власти оказались солидарны с "либеральным политическим клубом". Хотя эта критика и имеет разные причины, цель у них одна.
Четвертое: в стране сформировались экономические элиты, связанные с элитами политическими и имеющие зачастую противоположные по отношению друг к другу интересы, которые могут финансировать данную политическую группы, и, в конечном счете способствовали ее дальнейшей институционализации.
Таким образом, "либеральный политический клуб" в условиях отсутствия реальной широкой социальной поддержки не имел никаких перспектив, и усилил его только внешний фактор - экономические и политические элиты.
Нами изложены позиции основных политических партий и общественно-политических движений по межнациональным отношениям. Что касается партий Народный конгресс Казахстана, Аграрная партия Казахстана, "Желтоксан" и ряда других - то их позиции в общем и целом укладываются в границы уже обозначенных подходов. Все без исключения партии выступают за межнациональное согласие, за равноправие всех народов и наций, за их дружбу и братство, за укрепление взаимопонимания, взаимного уважения, против какой-либо дискриминации по национальному или конфессиональному признаку. Вместе с тем существуют определенные акценты, которые позволяют провести различия между позициями партий по данному комплексу вопросов и дать им соответствующую оценку. В этой связи все партии можно подразделить на три группы.
Первая группа - все лояльные власти партии ("Отан", ГПК, ПВК, НКК, РППТ, АПК) и, как ни странно, кардинально оппозиционные РНПК и "Орлеу". Проявляя озабоченность межнациональными отношениями, они придерживаются общедемократической позиции, провозглашающей равноправие всех народов и наций Казахстана. Их программной целью является построение либерально-правового государства и гражданского общества, где каждый казахстанец, независимо от его этнической принадлежности, будет чувствовать себя свободным и полноправным гражданином.
Вместе с тем все партии, отнесенные нами к первой группе, предпочитают не акцентировать проблемы межэтнических отношений и не конкретизировать пути и способы их решения. Так, например, представители руководства РНПК в беседе с сотрудниками Центра гуманитарных исследований (ЦГИ) признали, что, по их убеждению, придание русскому языку статуса второго государственного языка является необходимой и неотложной задачей. Однако внести соответствующий пункт в партийную программу они не сочли возможным, ввиду того что это оттолкнет значительную часть электората.
В дискуссии политических партий и движений, организованной партией "Отан" и посвященной разработке так называемой казахстанской национальной идеи, все участники, кроме руководителя партии "Алаш" и его заместителя, основными критериями этой идеи назвали общечеловеческие ценности, демократические права и свободу личности. Казахстанскую специфику общенациональных приоритетов участники усматривали, прежде всего, в полиэтничности общества, а не в особенностях собственно казахской культуры. Признавая первоочередное развитие казахской культуры и языка, представители партий, отнесенные нами к первой группе, не считают возможным решать этот вопрос на основе унификации культуры всех других этнических групп по модели казахской национальной культуры. Однако в представлениях о конкретных путях развития полиэтнического сообщества, о способах правового обеспечения равноправия этнических групп в Казахстане присутствует путаница и разнобой во мнениях членов партий. Эта ситуация является следствием общего невысокого уровня идейно-теоретического обеспечения партийного строительства, присущего как партиям власти, так и оппозиционным партиям и движениям [25; с.79].
Глубоко продуманной и принципиальной теоретической концепции развития межэтнических отношений в Казахстане не имеет ни одна из названных партий. Программные формулировки затрагивают лишь самые общие положения и абстрактные декларации. Поэтому в устных и печатных выступлениях руководителей и партийных активистов выражаются их личные точки зрения и позиции о состоянии и путях совершенствования межнациональных отношений, а не какая-либо единая партийная платформа. Даже когда программу партии создают видные ученые и профессионально подготовленные социологи, политологи, философы и т.д., стремление не отпугнуть потенциальный электорат, попытка привлечь различные социальные группы, в том числе и с противоположными мировоззренческими установками, приводит к тому, что в программы попадают предельно обтекаемые формулировки. Ко второй группе можно отнести Компартию Казахстана, придерживающуюся принципа пролетарского интернационализма, с точки зрения которого национальные различия не имеют особого значения и погашаются классовой дифференциацией общества. Не усматривая в межнациональных отношениях самостоятельной социально-политической проблемы, КПК защищает наднациональную ценность коммунистической идеи и ставит решение национальных проблем в зависимость от достижения подлинного народовластия. В третью группу можно включить партии "Алаш", "Азамат" и общественное движение АРСК, которые сознательно рассматривают проблемы межэтнических отношений в республике в качестве центральных. Причем "Алаш", "Азамат" и АРСК составляют радикальную оппозицию всем другим партиям и движениям, ориентированным на представительство и защиту интересов всех без исключения этнических групп Казахстана. Партии "Алаш" и "Азамат" при всех их расхождениях искренне озабочены, прежде всего, защитой законных интересов коренной нации. Казахский народ, его культуру и язык они рассматривают как "базовое основание" (М. Ауэзов), как субъект исторического восхождения Казахстана к свободному, независимому, процветающему обществу. Только с учетом этого исходного пункта, по их мнению, в принципе можно обсуждать и решать вопросы совместного проживания, развития и расцвета всех народов и наций в Казахстане. Общественное движение АРСК исходит из того, что в республике построена система казахского этнократизма, между тем русские являются такой же государствообразующей нацией, как и казахи [26; с.75].