Главным признаком
ограниченного, или умеренного, плюрализма
является конкуренция нескольких политических
партий, каждая из которых не в состоянии
завоевать большинство мест в парламенте
и самостоятельно осуществлять политическую
власть. Как правило, при таких системах
остро стоит проблема поиска союзников
и партнеров с целью создания коалиций.
В условиях умеренного плюрализма идеологические
различия между партиями невелики. Система
умеренного плюрализма существует в таких
странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды,
где конкурируют три-четыре партии. Система
крайнего (поляризованного) плюрализма
существует в таких странах, как Франция
и Италия. Она имеет ряд признаков:
Во-первых, она включает
партии, выступающие против существующей
системы. Эти партии придерживаются полярно
противоположных идеологий — троцкизма,
анархизма, фашизма и прочих.
Во-вторых, функционирует
несколько политических партий, объединенных
в два или более крупных блока. Эти блоки
способствуют консолидации политических
сил, преодолению дробности политического
процесса. Так, например, во Франции противостоят
друг другу блок левых сил, возглавляемых
социалистической партией, и блок правых
сил во главе с Объединением в поддержку
Республики (ОПР).
В-третьих, доступ
к формированию правительства возможен
только для партий центра — правого и
левого. Крайние же партии, выступающие
против существующей системы, не могут
принять участие в правительстве.
Наконец, для атомизированной
партийной системы характерно существование
десятков и даже сотен партий (Малайзия,
Боливия).
Практика показала,
что не существует единого стандарта в
оценках эффективности тех или иных партийных
систем, хотя важнейшим основанием сопоставления
их деятельности считается обеспечиваемая
политической системой чуткость к социальным
запросам и нуждам населения, возможность
включения в процесс принятия решений
как можно большего числа властно значимых
интересов граждан, способность населения
к демократическому контролю за деятельностью
правящих элит.
1.3 История возникновения
политических партий в Казахстане
Первые попытки придать
казахстанскому законодательному
органу черты современного парламента
были заложены в 1990 годах, в
период становления независимости
государства. Основой для формирования
парламентаризма в Казахстане
тогда послужили принципы европейского
парламентаризма.
Становление парламентаризма
в Казахстане условно можно
поделить на четыре этапа. Особая
роль в истории отводится Верховному
Совету Казахской ССР ХII созыва,
в период работы которого был
принят ряд важнейших правовых
актов, законодательно обеспечивших
проведение реформ в 1990-х годах.
Верховный Совет являлся высшим
органом государственной власти
и был правомочен решать все
вопросы, отнесенные Конституцией
СССР и Конституцией Казахской
ССР к ведению республики.
Если быть поточнее, выборы
в Верховный Совет Казахской
ССР ХII созыва состоялись в
марте 1990 года. Это были первые
наиболее демократичные выборы
в условиях еще достаточного
влияния административно-командной
системы. Их особенностью было
и то, что впервые проходило
выдвижение кандидатов от политических
партий и республиканских общественных
организаций. В то же время был принят
Закон об учреждении поста первого президента
и ряд других важнейших законодательных
актов. Законом Казахской ССР от 24 апреля
1990 года был учрежден пост президента
Казахской ССР, и первым президентом страны
был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Следующим логическим
шагом в процессе суверенизации
Казахстана стало принятие Верховным
Советом 25 октября 1990 года декларации
«О государственном суверенитете
Казахской ССР», в которой впервые
была закреплена неделимость
и неприкосновенность территории,
страна определена как субъект
международного права, введен
институт гражданства, а также
равноправие форм собственности.
Конституционный закон
РК «О государственной независимости
Республики Казахстан», принятый
Верховным Советом 16 декабря 1991
года, провозгласил принцип разделения
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную ветви.
В результате этого был сделан
важный шаг для создания парламента
и парламентаризма.
28 января 1993 года Верховный
Совет принял первую постсоветскую
Конституцию Казахстана, завершившую
становление суверенитета республики.
Конституция 1993 года проводит
определенную черту, завершая
правовое отделение Казахстана
от советского прошлого и подытоживая
первый этап становления казахстанского
парламентаризма.
Период 1993-1995 годов является
чрезвычайно важным в истории
развития казахстанского парламентаризма.
Второй этап становления был связан с
тем, что Верховный Совет ХII созыва не
смог справиться со своими функциями.
«Корень зла» был в Конституции 1993 года.
Многими правоведами тогда отмечалось,
что Основной закон того периода содержал
в себе внутренне противоречивую правовую
базу государственной власти.
По мнению академика
Салыка Зиманова, «согласно Конституции
РК 1993 года, Верховный Совет признан
единственным законодательным и
высшим представительным органом
республики. Верховный Совет был
наделен весьма широкими полномочиями,
что сводило почти на нет
принцип разделения государственной
власти». К тому же не была
закреплена система сдержек и
противовесов. Таким образом, Конституция
заложила противоречивую правовую
базу государственной власти.
Проблемы осуществления
принципа разделения государственной
власти в тот период академик
Султан Сартаев охарактеризовал
следующим образом: «Анализ событий
того времени позволяет заключить,
что конструктивного взаимодействия
ветвей власти не получилось».
13 декабря 1993 года Верховный
Совет ХII созыва объявил о своем
досрочном самороспуске и назначил
выборы на 7 марта 1994 года, тем
самым положив начало развитию
парламентаризма в стране.
Верховный Совет ХIII созыва,
функционировавший с апреля 1994-го
по март 1995 года, стал первым профессиональным
парламентом Казахстана, в котором
депутаты работали на постоянной
основе. Он уменьшился в численности.
Из общего числа депутатов
52 процента были самовыдвиженцы,
а 48 процентов – представители
политических партий и общественных
объединений. Впервые в истории
Казахстана политические партии
и движения получили доступ
к реальным рычагам власти, возможность
влиять на формирование и принятие
государственных программ.
Судьба Верховного Совета
ХIII созыва оказалась непредсказуемой
и даже драматичной. Проработав
немногим меньше года, он был
признан нелегитимным, так как
Конституционный суд признал
не соответствующими Конституции
некоторые нормы избирательного
законодательства, в соответствии
с которыми проводились выборы
депутатов (постановление Конституционного
суда РК от 6 марта 1995 г.). В то
же время следует признать, что
Верховный Совет ХIII созыва заложил предпосылки
для дальнейшего развития парламентаризма
в Казахстане.
Понятие «парламент»
впервые официально было закреплено
именно в Конституции РК, принятой
30 августа 1995 года на всенародном
референдуме. Только после этого
президент страны подписал указ,
имеющий силу Конституционного
закона, «О выборах в Республике
Казахстан», согласно которому процесс
избрания депутатов состоялся
в конце 1995 года. Таким образом,
Основной закон окончательно
ликвидировал советскую систему
представительных органов, впервые
закрепив двухпалатную структуру
парламента РК: сенат и мажилис.
Он провозгласил Казахстан президентской
республикой, а Конституционные
законы «О парламенте Республики
Казахстан и статусе его депутатов»,
«О правительстве Республики
Казахстан», «О судебной системе
и статусе судей Республики
Казахстан» урегулировали статус
и функции каждой ветви власти.
Проведенная в мае
2007 года конституционная реформа
стала логичным этапом эволюции
политической системы страны, примером
политической зрелости казахстанского
общества. Обновленная Конституция
страны явилась основой формирования
новой системы организации высшей
представительной власти. Введение
пропорциональной системы выборов
в мажилис кардинально изменило
избирательную систему и усилило
значение политических партий
в обществе.
Немаловажным фактором
укрепления общественных отношений
в рамках конституционной реформы,
несомненно, становится внедрение
в избирательную систему республики
принципа представительства членов
Ассамблеи народа Казахстана. Кроме
того, наделение парламента РК
важными полномочиями по контролю
за деятельностью исполнительной
власти увеличило политический
вес и авторитет парламента
в триединой структуре государственной
власти.
Основываясь на этих
конституционных поправках, был
изменен и дополнен Конституционный
закон «О выборах в РК», на
основе которого 18 и 20 августа
2007 года были проведены выборы
в мажилис по новой системе.
Были избраны 107 депутатов, из
них 98 – на основе партийных
списков по системе пропорционального
представительства, девять –
от Ассамблеи народа Казахстана.
Все 98 депутатов являются членами
партии «Нур Отан». Совершенствуя
законодательную практику и методы
отражения и представительства
народных интересов, депутаты
всех четырех созывов внесли
свой уникальный вклад в строительство
новой системы парламентаризма.
Но наиболее уникальный
шанс поднять на новую высоту
понятие «парламентаризм» выпал
на долю депутатов последнего
созыва, так как благодаря конституционной
реформе 2007 года они получили
очень важные инструменты влияния
на государственную политику
– ряд контрольных полномочий
по отношению к исполнительной
власти и право согласования
высших должностных лиц государства.
Но все течет и изменяется,
и не за горами, думается, пятый
этап развития казахстанского
парламентаризма. И все прежние
обстоятельства – лишь подтверждение
тому…
Да, прежние обстоятельства
позволяют с уверенностью сказать,
что парламентаризм на нынешнем
этапе вступил в новый период
своего развития, качественно отличный
от предшествующих этапов. И это
стало новым свидетельством позитивной
динамики его институциализации
и признаком зрелости казахстанской
демократии.
За годы независимости
заложены основы парламентаризма,
который рассматривается как
один из факторов стабильного
развития государства и общества.
Парламентом выработана целостная
система взаимоотношений с президентом,
правительством, судебной властью.
Сегодня парламент успешно реализует
возложенные законом функции,
представляет собой орган политической
власти и самостоятельный правовой
институт.
Нельзя не сказать
и о том, что 30 августа минувшего
года Конституция РК отметила
свой пятнадцатилетний юбилей. В
своем выступлении на международной
научно-практической конференции,
посвященной юбилею Конституции
РК, глава Конституционного совета
РК Игорь Рогов отметил: «Конституционная
политика, как и само государство,
постоянно эволюционирует, иначе
она становится «тормозом» дальнейшего
развития. Сама Конституция предусматривает
порядок внесения в нее изменений
и дополнений. Конституционные реформы,
проведенные в Казахстане в
1998 и 2007 годах, – наглядные
тому примеры. Время показало
своевременность и правильность
принятых решений».
Сегодня парламентаризм
в Казахстане продолжает развиваться.
При НДП «Нур Отан» создан
институт парламентаризма. Он
ведет активную работу по всем
направлениям своей деятельности,
играет заметную роль в информационно-аналитическом,
экспертно-правовом и организационно-практическом
обеспечении политической деятельности
НДП «Нур Отан» и ее фракции
в мажилисе, формирует интеллектуальный
имидж партии, выполняет функцию
медиатора в обсуждении актуальных
проблем общества, способствует
привлечению новых сторонников
партии. Одновременно с этим продолжается
процесс организационного и функционального
развития института в соответствии
с новыми приоритетами в деятельности
правящей парламентской партии.
Но становление подлинного
парламентаризма – процесс длительный.
В мире существует много моделей
парламентаризма. Нам еще требуется
анализ передового опыта различных
стран мира, который, думаю, можно
будет при необходимости адаптировать
в нашу политическую систему,
находя свой, казахстанский путь
правового становления.
2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ И ИХ
ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА
2.1 Закон о политических
партиях в Республике Казахстан.