Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:09, дипломная работа
Актуальность дипломной работы обусловлены рядом факторов, а именно: необходимостью контролировать и регулировать деятельность политической партии; наличием положений, предписаний и правовых коллизий, требующих пересмотра либо доработки с последующим внесением изменений в действующее законодательство; потребностью приведения в соответствие реалий сегодняшнего дня в исследуемой нами сфере с соответствующими законами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
4
1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ………………………………………………………………………8
1.1 История возникновения политических партий. Основные этапы партогенеза ……………………………………………………………………....
8
1.2 Типология политических партий. Партийные системы……………………………………………………………………...
14
1.3 История возникновения политических партий в Казахстане…………
24
2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА
2.1 Закон о политических партиях в Республике Казахстан………………..
28
2.2 Общественно-политические партии и движения Казахстана в период с 1990 года………………………………………………………………………..
38
2.3 Проблема гражданского участия в политической системе Республики Казахстан…………………………………………………………………………
49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
57
За прошедшие два года, динамика в уровне политического и гражданского участия в Казахстане, на наш взгляд, не перетерпела значительных изменений. В целом, можно констатировать низкий уровень развития гражданского общества Казахстана.
По мнению казахстанских экспертов, в Казахстане корректно сегодня говорить не о гражданском, а о протогражданском обществе. Протогражданское общество отличается от полноценного гражданского подчиненной ролью в отношении государства.
Участие в государственной политике или в органах местного самоуправления. Согласно изменениям в Конституции, принятым в 2007 году, маслихаты отнесены к органам местного самоуправления. В то же время маслихаты действуют только на уровне областей, города республиканского значения, столицы республики, районов и городов областного значения. В городах же районного подчинения, поселках, аулах, селах, аульных и сельских округах представительная власть как таковая отсутствует совсем.
Согласно этим же изменениям (2007 года) позиции областных, районных и городских маслихатов несколько усилены. Прежде всего, это касается введения процедуры согласования с маслихатами областей, городов Астана и Алматы назначения самим президентом РК соответствующих акимов. Кроме того, упрощена возможность маслихатов по выражению недоверия соответствующим акимам путем сокращения числа инициаторов данной процедуры с 2/3 до 1/5 от общего числа своих депутатов. Вместе с тем данные меры явно недостаточны для того, чтобы сделать маслихаты полноправными наряду с акимами и независимыми от них органами местной власти.
Степень веры людей в то, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.
Проведенное в 2011 году КИСЭИП исследование (по заказу Фонда Первого Президента «Роль государства в оценках населения Казахстана») было нацелено на выявление оценок эффективности обратной связи государства и населения.
Согласно полученным данным, каждый четвертый в Казахстане убежден, что рядовые граждане страны никак не могут повлиять на государственные органы. 8,4% считают, что лишь акции протеста могут явиться тем инструментом, который привлечет внимание властей и окажет влияние на проводимую политику.
24,5% населения считают наиболее эффективным механизмом обратной связи средства массовой информации.
Каждый пятый полагает, что результат принесут письменные обращения непосредственно в государственные органы. Каждый седьмой верит в то, что результативным будет обращение к избранным депутатам.
В эффективность НПО верят лишь 7,5% казахстанцев. Таким образом, по мнению большинства экспертов, анализировавших развитие гражданского общества в Казахстане, при фактическом отсутствии в обществе среднего класса, при наличии протестных групп и социальных аутсайдеров, именно неформальные центры принятия решений в регионах Казахстана будут доминировать. А политические партии, СМИ и НПО не будут играть какой-либо заметной роли в кризисных ситуациях. Жизнеспособной альтернативой этому является развитое гражданское общество в лице независимых НПО и развитие местного самоуправления. Но для этого нужно создавать реально действующую демократическую инфраструктуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что политические партии на протяжении многих десятилетий занимают важное место в развитии государств всего мира. С развитием институтов демократии политические партии стали главными движущими силами и необходимыми пружинами государственной жизни и необходимым элементом правового общества, в связи с чем самоцелью любого государства должно стать обеспечение их эффективного функционирования.
Для того чтобы роль политических партий действительно стала главной в формировании российского гражданского общества, необходимо не только законодательно закрепить положение политических партий в российской правовой системе но и постоянно совершенствовать его путем внесения изменений и дополнений, основанных на анализе правоприменительной практики.
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод:
Во-первых, партийная система Республики Казахстан находится в стадии формирования. Об этом свидетельствует, в том числе, и то, что некоторые положения Закона о партиях носят переходный характер. Созданная в Республике Казахстан правовая база требует ряда доработок, а также некоторой дополнительной кодификации и комментариев для правоприменителей и правоохранительных органов.
Во-вторых, для большинства современных государств, в том числе и для России характерна тенденция к расширению правового регулирования отношений, связанных с образованием политических партий и это регулирование имеет свою специфику по сравнению с регламентацией порядка образования иных общественных объединений. При этом не стоит забывать о том, что, хотя регулирование процесса образования политических партий имеет своей целью обеспечить соблюдение в нем принципов демократии и гласности, чрезмерная регламентация, усложненность процедуры легализации политических партий может привести к недопустимому ограничению свободы объединения. Следовательно, необходим разумный баланс между свободой объединения и конкретно обусловленной необходимостью ее ограничения.
В-третьих, не вполне корректно применение одной и той же процедуры прекращения деятельности к российским партиям, ликвидируемым в связи с обнаружившимся несоответствием статуса их реальному состоянию, и к экстремистской партии. Вероятно, в первом случае целесообразнее ввести такую санкцию, как утрата общественным объединением статуса партии с исключением ее из списка политических партий. В отношении же экстремистских партий имеет смысл установить особую, не предусмотренную действующим законодательством, санкцию — роспуск партии, последствием которого наряду с ликвидацией была бы также утрата ее представителями, избранными по спискам партии, депутатских мандатов или как менее радикальное средство - принудительный роспуск депутатских объединений с сохранением депутатских полномочий ее представителей.
В-четвертых, с принятием Закона «О политических партиях» внутренняя структура политических партий претерпела определенные изменения в сторону унификации ряда вопросов организационного устройства, и, прежде всего, в части установления территориальной организации партий, распределения полномочий между съездом и иными руководящими партийными органами. В вопросах же построения системы высших руководящих органов партии и руководящих органов региональных и местных отделений по-прежнему сохраняется значительное разнообразие организационных моделей.
В-пятых, особенность правового регулирования программно-идеологической деятельности заключается в том, что с одной стороны при решении этого вопроса существует ограниченность сферы действия государственно-властных предписаний, которая обусловлена высокой степенью автономии духовно-идеологической сферы от государства, а с другой стороны необходимы эффективные и действенные механизмы, препятствующие необоснованному вторжению государства в вопросы идеологической деятельности партий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Создание и регистрация политической партии // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9.
2 К вопросу о численности политической партии // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22.
3 http://www.izvestia.kz/node/
4 Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 24.
5 Сырых В.М. Метод правовой науки: (Основные элементы, структура).- М., 1980. С. 56-176.
6 Автономов С.А. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. - М 1499. С 39
7 Конституция Республики Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1999.
8 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть). Алматы: Жетi жарғы, 1999.
9 Об общественных объединениях. Официальный текст Закона Республики Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1996.
10 О политических партиях. Официальный текст Закона Республики Казахстан. Алматы: Жетi жарғы, 1996.
11 Нарматов, Н.В. Романова, Политические партии Казахстана справочник, Алматы: Жетi жарғы 2000г..
12 Жусупова А. Проблемы политического и гражданского участия в Казахстане.
13 Беннигсен А., Ламарсье-Келькежей Ш. Пресса и национальное движение среди мусульман России до 1920 г.// Альманах. Алем. Алма-Ата. - 1991.- С.164.
14 Букейханов А. Киргизы. //Формы национального движения в современных государствах. ( Под редакцией А.И.Костелянского). - СПб. 1910. - С. 599.
15 Овруцкий Л., Думова Н. Драма русского либерализма // Родина. - 1990. -№ 10. - С. 18-19.
16 Аккуыулы С. А. Букейханов и русское масонство // Простор. -1994. -№3.- С. 30.
17Сужиков Б.М. Казахская политическая элита и трансформация этнической тождественности на рубеже Х1Х-ХХ вв. в зарубежной историографии // Казахстан в начале XX в. Методология, историография, источниковедение. Вып 3. -Алматы, 1993. - С. 86-87. 18. Мамраева А. К. Общественно-политическая деятельность и политико-правовые взгляды А.Букейханова. Караганда. Болашак-Баспа. 1998. - С.47-48.(96)
18Козыбаев М.К. Еще раз о проблемах истории национально-освободительного движения революции 1916 г. в Казахстане. Казахстан в начале XX века. Вып. 3. -1994. - С. 5,9.
19Сармурзин А.Г. Крушение Алаш-Орды.// О прошлом - для будущего. Некоторые актуальные проблемы истории Компартии Казахстана в свете гласности // Сб. статей. - Алма-Ата. 1990. - С. 15 (254 с.)
23 Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. - М.: Россия молодая, 1994. - С. 187 (216 с.).