Персонал организации как объект и субъект управления, понятие и структура персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:21, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной конкретизируется в следующих задачах:
исследование экономической сущности категории персонала в условиях рынка
раскрытие теоретических положений управления персоналом в организации;
изучение вопроса совершенствования управления персоналом на примере ЗАО Торговый дом “ВКТ” и его нормативно-технической документации, статистических данных;
разработка рекомендаций управления персоналом для ЗАО Торговый дом “ВКТ”

Работа содержит 1 файл

59. экономика.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Функции управления персоналом - действия по управлению персоналом, направленные на удовлетворение определенных потребностей организации [12] Функции можно поделить на две взаимосвязанные группы:

процессуальные  функции, которые охватывают весь цикл воспроизводства человеческого  каптала в организации (определение потребности в кадрах, набор, развитие, использование, сохранение и сокращение персонала);

профильные  функции - контроллинг, маркетинг, информационное обслуживание и организация управления персоналом: данные функции предназначены для поддержки процессуальных функций.

Методы управления персоналом - способы воздействия  на работников и их группы (коллективы).

Следует различать  методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют  законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы [18]. Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого (приказы, стимул) и косвенного воздействия. Первые направлены на непосредственный результат, вторые на создание условий для достижения высоких целей. [15]

Наибольшее  значение имеет классификация методов  управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту  управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку можно выделить следующие методы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.5 - Классификация  методов управления персонала в  организации

 

Взаимодействие  людей в организации описывается  определенными законами, которые образуют модель организационного поведения (МОП) - модель (система) управления персоналом (СУП). Чаще всего выделяют пять моделей организационного поведения:

авторитарная

коллегиальная («мы посовещались, и я решил»)

поддерживающая (разделение ответственности)

патерналистская (опека)

развивающая (партнерство)

На выбор  модели управления персоналом влияют следующие факторы:

корпоративная стратегия управления,

степень турбулентности внешней среды (непредсказуемость  информационных потоков и скорость информационных потоков),

сила власти (зависит от коммуникаций, наличия  органов самоуправления и слабых людей в управлении или слабой системы управления персонала),

избыток информации,

состояние мотивации.

 

1.4 Аутсортинг, аутстаффинг, аудит, лизинг персонала

 

Аутсорсинг (Outsoursing) - услуга по передаче одного или несколько  непрофильных бизнес-процессов на обслуживание компании-провайдеру. Примеры бизнес аутсорсинга: а) реклама, в) маркетинг, г) call-центры, д) курьерские службы.

Аутсорсинг персонала - представляет аренду рабочих и служащих.

Аутсорсинг  персонала подразумевает передачу части рабочих функций компании организации-аутсорсеру. При этом провайдер  должен обладать всем необходимым для  выполнения возложенных на него задач:

требуемые материальные ресурсы.

квалифицированные сотрудники.

Аутсорсинг (аренда рабочих) организуется так: провайдер  отдает в аренду фирме-заказчику  специалистов определенной квалификации. При этом, фактически работая на новом месте и выполняя указания нового руководителя, юридически сотрудники остаются в штате компании-аутсорсера.

Преимущества  такой аренды.

а) не нужно зачислять  в штат новых сотрудников

б) нет необходимости  решать вопросы с оплатой труда, социальными гарантиями, налогами и  бухгалтерией.

Целый ряд причин существует, по которым многие компании прибегают к аутсорсингу персонала (аутсорсинг грузчиков или разнорабочих). Одна из них заключается в следующем: постоянное уменьшение или увеличение числа работников создает чрезмерную нагрузку на структуру компании и механизмы управления.

В аутсорсинг можно  вывести любой сегмент работ, начиная разнорабочими и заканчивая высшим руководящим звеном.

Особо следует  отметить юридическую сторону вопроса. Один из важнейших факторов, привлекающих бизнесменов, - защита от рисков, которую обеспечивают аутсорсинг и лизинг персонала.

Исключается целый  ряд проблем, как финансовых, так  и социально-правовых, плодотворно  сказывается на деятельности любой  компании. Более того, уменьшение официального штата снижает объем налоговых  выплат.

Аутсорсинг  рабочего персонала - полный комплекс услуг по организации работы конкретного отдела или выполнение отдельных функций фирмой-провайдером.

Аутсорсинг  персонала также подразумевает  такие виды работ, как:

• ведение кадровой документации и расчет вознаграждения;

• ведение кадровой, административной и бухгалтерской отчетности;

• заключение трудового  договора с новым сотрудником;

• начисление заработной платы;

• предоставление годовых отчетов по пенсионным взносам  и НДФЛ.

• осуществление  налоговых отчислений в федеральный  бюджет;

• осуществление  отчислений в ФСС, ПФ, федеральный и территориальный ФОМС.

В стоимость  услуги аутсорсинга входит:

• консультации, помощь в разработке должностных  инструкций, регламентов взаимодействия, проведение оценки персонала.

• юридическое  сопровождение деятельности сотрудника и кадровое делопроизводство;

• расходы на поиск и подбор персонала;

Аутстаффинг вывод  сотрудника за штат компании-заказчика  и оформление его в штат компании-провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять  свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-провайдер.

В пакет услуг  оказываемых компании-клиенту входит:

расчет и  выплата заработной платы;

ведение всего  документооборота, связанного с выведенными  сотрудниками и предоставление необходимой отчетности;

расчет и  выплата соответствующих налогов, предоставление необходимой отчетности.

оформление  трудовых отношений с сотрудниками, выводимыми за штат, на оговоренный  сторонами срок;

При использовании  услуги аутстаффинга возникают следующие преимущества для Вашей компании:

А) обеспечение  полной легальности работы с персоналом, надежная юридическая поддержка

Б) возможность  оформления в штат посредника сотрудников  на время испытательного срока, не принимая на себя дополнительных обязательств;

В) продуманная  схема документооборота

Г) обеспечение  непрерывного стажа работы, соответствующих  социальных гарантий сотрудников;

Д) более гибкое кадровое планирование;

Е) сохранение штатной  численности без изменения фактической, соответствие штатному расписанию;

Ё) снижение расходов, связанных с администрированием персонала.

Эффективность развития современной фирмы в  любой отрасли непрерывно связана  с уровнем квалификации её сотрудников. Грамотный, а главное вежливый, ответ  на вопрос потенциального клиента повысит доверие к фирме.

Аудит персонала  включает в себя целый ряд мероприятий, направленных на анализ квалифицированности  сотрудников. Изучаются все методы связи: e-mail, телефон,ICQ, форма обратной связи. В результате исследований можно  наглядно рассмотреть все слабые стороны сотрудников при общении с клиентами. Статистика показывает, что грубый и неполный ответ в 60% случаев отталкивает, либо уменьшает доверие к услугам фирмы. Аудит персонала организации является первостепенным звеном при повышении культуры, карьерного роста кадров а также кадровой независимости самой компании.

Аудит позволяет  получить следующие данные:

) формулирование  должностных обязанностей и требований;

) разработка  рекомендаций по эффективному  управлению персоналом;

) определение потребности сотрудников в тренингах и обучении;

) профессиональные  характеристики сотрудников 

) выявление  сильных и слабых сторон 

) готовность  сотрудника к повышению в должности; 

) соответствие  требованиям вакансии

) оценка интеллектуального потенциала персонала;

Лизинг персонала. Лизинг персонала (от англ. personal-leasing) - это управленческая технология, позволяющая  обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации.

Схема функционирования лизинга персонала в российской практике

. Специалисты  предоставляются лизингополучателю  для выполнения оговоренных функций  в течение согласованного срока.

. лизингополучатель  не заключает отдельный договор  с работником, он может отказаться  от работника в любое время, если иное не установлено в соглашении между лизингодателем и лизингополучателем.

. Выбор конкретного  варианта лизинговой схемы для  лизингополучателя. На этом этапе  согласовывается договор, где  определяются условия лизинга  - оклад специалиста, а также комиссионные агентства (обычно до 20 - 30 % оклада специалиста). Одним из важнейших пунктов лизингового соглашения является объем работ, который должен выполнить специалист качественно и в установленные сроки.

. После прохождения  всех отборочных процедур специалисты принимаются в штат лизингодателя и становятся полноправными, постоянными сотрудниками кадрового агентства. Юридически отношения между специалистом и агентством оформляются посредством трудового договора.

. Лизингодатель  отбирает специалистов согласно требованиям лизингополучателя (квалификация специалистов, их состав и сроки использования). Учитывая то, что лизинговые специалисты в дальнейшем могут иметь доступ к конфиденциальной информации компании-лизингополучателя, их отбирают с помощью особых методик.

Преимущества  использования лизинга персонала.

А) Нет длительной и затратной процедуры поиска кадров.

Б) Уменьшение административных и временных издержек по ведению  кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета, составлению отчетности;

В) «Арендуя»  специалиста через агентство, работодатель снимает с себя обязательства  по социальным гарантиям перед сотрудником  при увольнении;

Г) Все недовольства (в том числе и судебного  характера) разрешаются агентством, а не компанией-лизингополучателем;

Д) Работодатель имеет возможность в течение  более длительного, чем это предусмотрено  трудовым законодательством, срока  наблюдать за сотрудником, а затем  принять его на работу к себе в  штат, не переживая за результат  адаптации сотрудника в коллективе;

Е) Отсутствие потерь и простоев в случае болезни основного  сотрудника;

Недостатки  использования лизинга персонала

низкая степень  защищенности работников, работающих по лизинговым схемам;

Переплата агентству  за предоставляемые услуги;

Риск приема в лизинг не честного, не благонадежного сотрудника

Нелояльное  отношение персонала по отношению  к политике компании, руководству  и т.д.

отсутствие  гарантий постоянного трудоустройства, а также социальных гарантий и  льгот, предусмотренных трудовым законодательством РФ

Вывод. Таким  образом, в условиях развития современных  способов использования персонала  работодатель получает возможность  выгодно развивать свой бизнес и  экономить на заработной плате и  пр. выплатах персоналу.

 

1.5 Развитие  персонала

 

Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. При этом, данные действия оказывают позитивное влияние на изменение уровня квалификации и производительности работников всех иерархических уровней, удовлетворяя индивидуальную потребность в обучении и потребность организации в обученных сотрудниках.

Профессиональное  развитие представляет собой процесс  подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Цели развития персонала: - повышение трудового  потенциала работников для решения  личных задач и задач в области  функционирования и развития организации; повышение эффективности труда; снижение текучести кадров; подготовка необходимых руководящих кадров; воспитание молодых способных сотрудников; достижение большей независимости рынка труда; адаптация к новым технологиям; рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Меры по развитию персонала: сохранение работоспособности; адаптация персонала к изменяющимся условиям; подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач; организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.

Информация о работе Персонал организации как объект и субъект управления, понятие и структура персонала