Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:13, дипломная работа
Актуальность темы заключена в следующем. 6 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – ТК ТС) [1.3.], который внес в таможенное право принципиально новые положения, ранее не существовавшие в российском таможенном законодательстве. В первую очередь, нововведения коснулись порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это объясняется многими факторами, но в первую очередь, предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию.
Глава 1. Общие положения применения законодательства таможенного союза таможенными органами
1.1. Развитие таможенной службы и таможенного законодательства с 2000 года по настоящее время
1.2. 1.2. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус, компетенция и функции
1.3. Понятие таможенного союза
1.4. Сравнительный анализ норм Таможенного кодекса РФ и Таможенного кодекса Таможенного союза
Глава 2. Практика реализации законодательных и нормативных актов, регламентирующих процесс таможенного оформления и таможенного контроля
2.1. Анализ объемов внешнеэкономической деятельности после вступления Таможенного кодекса Таможенного союза
2.2. Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенных органов и пути их разрешения
2.3. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы Таможенного союза
2.4. Комиссия Таможенного союза
Глава 3. Отдельные проблемы и особенности применения законодательства Таможенного союза таможенными органами
Ни один акт прямого действия, каким характеризуется новый ТК ТС, не сможет в полной мере регламентировать действия, как таможенных органов, так и участников ВЭД, иначе это был бы многотомный труд. Предлагается систематизировать нормативную базу – приказы, инструкции, распоряжения ГТК РФ и ФТС РФ в единую книгу в соответствии с таможенным органом, на котором происходит таможенное оформление.
Например, для Таможенного поста Морского порта г. Петропавловска-Камчатского в такую книгу должны были бы войти основные Приказы ГТК РФ и ФТС РФ, регламентирующие таможенное оформление, инструкции должностным лицам поста, инструкции оформления товаров, характерных для региона деятельности поста, для основных видов транспорта, которыми перемещаются товары в регионе (железнодорожный, автомобильный), и по другим показателям, свойственным Таможенному посту Морского порта г. Петропавловска-Камчатского.
Кроме того, предлагается, систематизировать нормативную базу и в интересах участников ВЭД. Конечно, справочно-правовые системы, например, «ВЭД-info», в полной мере справляются с поставленными задачами, вовремя пополняется база вновь принятых документов. Но, мне кажется, что необходимо не только электронная форма законодательной и нормативной базы, но и наглядная, которая, к тому же, носит статус свода юридических актов. [2.34.]
Кроме того, особое внимание следует уделить вопросам переобучения специалистов по таможенному оформлению. Сегодня Костромская область начинает реализацию ряда крупных инвестиционных проектов по переработке древесины, идут поставки оборудования для промышленных предприятий. Внешнеэкономическая деятельность региона обретает все более солидные масштабы, а это в свою очередь побуждает вести работу по профессиональной ориентации молодежи, заботиться о подготовке высококвалифицированных специалистов. Здесь немаловажна роль специалистов таможенной службы.
Кроме того, одна из главных задач на сегодняшний момент – обеспечить правовой инструментарий, необходимый для защиты российской экономики от нечестной конкуренции со стороны иностранных предприятий, а также их продукции. Поскольку выход на международный рынок, облегчение процедуры таможенного оформления, снижение таможенных пошлин – все это сыграет огромную роль в расширении импорта. Здесь главной целью является принятие закона, который бы позволил российским предприятиям расширяться и развиваться в условиях жесткой конкуренции с иностранными товарами.
Более того, необходимо провести четкую вертикаль нормативно-правовой базы, которая исключала бы двойное толкование каких-либо норм. При этом в рамках существующего ТК ТС разрешить руководству каждой конкретной таможни и конкретного таможенного поста поступать согласно законодательству.
Следует отметить, что дальнейшее совершенствование таможенного законодательства в области таможенного оформления не видится без консультаций разработчиками проектов нормативно-правовых актов у сотрудников таможенных органов – практиков. Ведь при любом законодательстве непосредственными его реализаторами являются практики.
Таким образом, совершенствование правовой базы таможенного дела в соответствии с требованиями нового Таможенного кодекса – это проблема не одного года. Такая работа будет проводиться постоянно. Главное в ней состоит в том, чтобы нормативные документы не тащились за практикой таможенного дела, а опережали ее и чтобы возникающие противоречия оперативно устранялись.
В завершении акцентируется внимание на том, что:
Таможенные посты являются структурным звеном общей системы таможенных органов и на них возложены функции, непосредственно, осуществлять таможенное оформление.
Объемы декларирования и таможенного оформления товаров и транспортных средств на Таможенном посту Морского порта г. Петропавловска-Камчатского Камчатской таможни имеют заметную тенденцию к росту после вступления в законную силу нового Таможенного кодекса, что объясняется двумя причинами: во-первых, увеличение внешнеэкономической деятельности в регионе в общем и, во-вторых, за счет упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления.
Несмотря на общее благотворное значение нового ТК ТС, существуют некоторые проблемы в реализации его норм, которые вполне разрешаться в процессе накопления статистического и практического материала по данным вопросам, разъяснений ФТС России, принятии изменений к положениям Таможенного кодекса, других действий.
2.4. Комиссия Таможенного союза
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза. [2.35.]
Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.
В Межгосударственный Совет на уровне глав государств входят: Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
Комиссия таможенного союза (КТС) — единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Комиссия учреждена Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года. Местом пребывания Комиссии таможенного союза является город Москва. Комиссия издает нормативно-правовые акты — решения, которые подписываются всем составом Комиссии, состоящим из 3 лиц.
Комиссия состоит из председателя комиссии и её членов:
- Шувалов Игорь Иванович — председатель Комиссии таможенного союза — Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации;
- Кобяков Андрей Владимирович — член Комиссии таможенного союза — Заместитель Председателя Правительства Республики Беларусь;
- Шукеев Умирзак Естаевич — член Комиссии таможенного союза — Первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан.
Руководство секретариатом осуществляет Ответственный секретарь Комиссии.
Секретариат Комиссии таможенного союза является рабочим органом Комиссии таможенного союза.
Секретариат осуществляет организацию работы высшего органа таможенного союза (Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств)), Комиссии и их информационно-техническое обеспечение.
Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон провела комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза. [2.36.]
Глава 3. Отдельные проблемы и особенности применения законодательства Таможенного союза таможенными органами
Привлечение специалистов по информационным технологиям сейчас одна из самых больших проблем. На зарплату в 3 000 рублей привлечь хорошего специалиста весьма сложно. Поэтому в основном сейчас держится курс на переподготовку своих собственных специалистов. Расширяется подготовка и переподготовка кадров на уровне Российской таможенной академии. Вот основная перспектива. Что касается упрощенных процедур по товарам, прибывшим из Китая. Здесь можно не выделять именно Китай. Да, проблема есть. Все дело в том, что ТК ТС предусматривает наше право в рамках процедуры системы управления рисками ограничивать места таможенного оформления для отдельных видов товаров. С китайскими товарами есть проблемы. Недавно руководитель ФТС выезжал в Китай, у нас подписано соглашение об обмене информации. Мы здесь изберем, видимо, другой путь – это будет не локальная проверка. Китайский товар, в том числе контрабанда, поступает в нашу страну и через Казахстан, Украину, Финляндию и т.д. Со всех сторон пытаются прорваться к нам недобросовестные участники ВЭД. Это достаточно сложные процедуры, поэтому, сегодня будут усиливаться взаимодействие с Китайской таможенной службой. Причем в усилении контроля заинтересованы обе стороны. Что касается ограничений таможенного оформления. Генеральная линия здесь такая – сокращать количество видов товаров, которые сегодня имеют ограничения по местам их таможенного оформления. Будет подготовлен специальный график, и по мере введения информационных систем и усиления взаимодействия с таможенными службами государствами-экспортерами постепенно будет выводиться в легальное поле те товары, которые представляют сегодня большой таможенный риск. Это, допустим, мебель, цветы, электроника и т.д. Есть набор товаров, по которым наиболее часты случаи нарушения таможенных правил и уклонения от таможенных платежей.
В части средств телекоммуникаций особое внимание уделяется оснащению пунктов пропуска на границе Российской Федерации системами связи. [2.37.]
Для этого ведутся интенсивные работы по проектированию и строительству инфраструктуры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России приграничных таможен и таможен с интенсивной деятельностью. Для включения в автоматическую систему контроля таможенного транзита (АСКТТ) пунктов пропуска со слабо развитой инфраструктурой проводятся работы по их оснащению спутниковыми модемами связи, которые позволяют организовать каналы связи с пропускной способностью не менее 128 кбит/сек, и рассматривается решение в ближайшем будущем такой задачи, как создание спутниковой компоненты ВИТС ФТС России. В настоящее время спутниковыми модемами связи оснащаются пункты пропуска, расположенные на Западной границе таможенной территории Российской Федерации.
Одновременно в рамках реализации задач, определенных Союзной программой «Создание единой автоматизированной системы Таможенного комитета Союзного государства на 2009-2010 годы», организован высокоскоростной канал связи между Минской центральной таможней ГТК Республики Беларусь и ГНИВЦ ФТС России.
Также в целях реализации решений об организации информационного взаимодействия между ФТС России и ГТС Украины организованы и проводятся работы по созданию цифрового канала связи между ГНИВЦ ФТС России и Управлением информационного обеспечения и таможенной статистики ГТС Украины.
Итогом работы по созданию и развитию ВИТС ФТС России является следующее:
Организованы высокоскоростные цифровые каналы связи (2,048 Мб/сек) со всеми региональными таможенными управлениями.
Создан Центр управления ВИТС ФТС России.
Проведена модернизация центрального узла связи.
Проводятся работы по созданию спутниковой подсистемы связи ВИТС ФТС России.
В части технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) в последнее время большое внимание уделяется оснащению таможенных органов техническими средствами таможенного контроля ДРМ.
В пунктах пропуска через государственную границу устанавливаются стационарные таможенные системы обнаружения ДРМ «Янтарь» российского производства с целью пресечения незаконного перемещения ДРМ через границу. В настоящее время практически все крупные пункты пропуска уже оснащены такой аппаратурой.
В качестве перспективных задач рассматривается сведение стационарных систем радиационного контроля в единую систему реагирования с целью уменьшения влияния человеческого фактора при принятии решения в ходе проведения таможенного контроля.
Кроме того, в таможенные органы поставляются переносные приборы радиационного контроля последнего поколения, адаптированные к реальным условиям эксплуатации в условиях таможенного органа.
В части обеспечения таможенных органов средствами вычислительной и оргтехники: по займу Международного банка реконструкции и развития в 2004 году поставлено 12 050 комплектов вычислительной техники, в том числе 215 серверов и 3 293 единиц периферийного оборудования. Кроме того, по займу Международного банка реконструкции и развития в 2005 году планируется поставка сложной серверной, вычислительной техники и периферийного оборудования. [2.38]
В 2009 году в таможенные органы поставлено 520 единиц современных технических средств таможенного контроля различного назначения. Это позволило повысить эффективность таможенного контроля, частично заменить устаревшую и выработавшую ресурс технику на современные образцы. В первом квартале 2010 года ввели в эксплуатацию первый в России инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) для контроля большегрузных автомобилей и контейнеров в многостороннем автомобильном пункте пропуска «Троебортное» Брянской таможни. Кроме того, в 2010 году Международным банком реконструкции и развития в рамках реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов России запланировано представление ФТС России займа на приобретение технологического оборудования для трех ИДК.
А что касается обжалования действий и бездействия таможенных органов, то у нас есть достаточно интересная практика. Можно сказать, что действия и бездействие обжалуются во многих таможенных органах. Таких фактов обращений во все инстанции, начиная с региональных таможенных управлений и заканчивая ФТС, много. Основные направления, по которым идут жалобы, это, как правило, вопросы, связанные с привлечением таможенными органами физических и юридических лиц к административной ответственности за совершение таможенных нарушений. Это также применение таможенными органами обеспечительных мер, изъятие, арест, реализация при производстве по делам о нарушении таможенных правил. Обращает на себя внимание обжалование решений должностных лиц при отказе приеме ГТД, при запрете выпуска товаров, при нарушении срока выпуска товаров, непринятии таможенными органами кода товаров, классификации товаров, связанных с определением таможенной стоимости, и так далее. Это абсолютно нормальная живая практика. И скажу сразу, что мы стараемся реагировать на жалобы в части действий и бездействия таможенных органов достаточно взыскательно, не исходя из позиции защиты ведомственных интересов. Цифровые примеры этому я могу сейчас привести. Допустим, в текущем году уже в рамках действия нового ТК ТС наибольшее число жалоб связано с исчислением и взиманием таможенных платежей – это почти 50% от общего числа жалоб. Региональными таможенными управлениями сегодня удовлетворяется треть этих жалоб, в частности на решения по вопросам таможенной стоимости. И 27% жалоб – на решения при определении кодов товаров. На уровне ФТС России у нас есть специальная служба, которая занимается рассмотрением жалоб. Мы удовлетворяем жалобы по таможенной стоимости в 82% случаев, а по коду товаров – в 33%. Из числа рассмотренных жалоб, в частности на отказ в принятии декларации, на запрос дополнительных документов, необходимых для выпуска, и на нарушения сроков проверки декларации, удовлетворяется примерно 30%. Это цифры, очень близкие к судебной практике. Более того, мы можем привести примеры, когда наши решения не поддерживаются впоследствии судами. Но это лишь единицы случаев, когда суд нас не поддерживает. Мы заинтересованы в том, чтобы принимать справедливые решения. Через этот механизм вырабатывается собственная практика. Мы обобщаем эту практику и корректируем действия таможенных органов. Что касается судебной процедуры – да, обращений в суды много и из года в год эта цифра растет. Если еще лет пять назад в суды предъявлялось порядка 8 000 исков, то уже в этом году их будет уже около 30 000. Это огромная работа. Большая часть судебных процессов выигрывается, примерно 60%. Подчеркну одно, что ТК ТС в этой части работает. И процедура обжалования действий и бездействия таможенных органов, с моей точки зрения, более интересна участникам ВЭД. Кстати, протестов прокуроров получаем меньше, потому что снимаем сами эти вопросы. Эта процедура носит оперативный характер, мы зажаты рамками процессуальных сроков. Я хочу напомнить, что процедура рассмотрения, в частности, вопросов, связанных с контролем или обжалованием постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, происходит практически в форме того же судебного процесса. То есть присутствуют при рассмотрении этих жалоб участники ВЭД либо их представители, могут участвовать и представители прокуратуры, и ФТС, либо это ВРТО. Процесс рассмотрения жалоб происходит гласно, и обязаны немедленно принять решение при непосредственном завершении процедуры рассмотрения жалобы. Эти механизмы весьма удачны. И такую практику будем поддерживать именно с точки зрения принятия справедливых решений, как бы это не было неудобно для таможенных сотрудников. [2.39.]
Информация о работе Особенности применения законодательства таможенного союза таможенными органами