Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:13, дипломная работа
Актуальность темы заключена в следующем. 6 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – ТК ТС) [1.3.], который внес в таможенное право принципиально новые положения, ранее не существовавшие в российском таможенном законодательстве. В первую очередь, нововведения коснулись порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это объясняется многими факторами, но в первую очередь, предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию.
Глава 1. Общие положения применения законодательства таможенного союза таможенными органами
1.1. Развитие таможенной службы и таможенного законодательства с 2000 года по настоящее время
1.2. 1.2. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус, компетенция и функции
1.3. Понятие таможенного союза
1.4. Сравнительный анализ норм Таможенного кодекса РФ и Таможенного кодекса Таможенного союза
Глава 2. Практика реализации законодательных и нормативных актов, регламентирующих процесс таможенного оформления и таможенного контроля
2.1. Анализ объемов внешнеэкономической деятельности после вступления Таможенного кодекса Таможенного союза
2.2. Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенных органов и пути их разрешения
2.3. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы Таможенного союза
2.4. Комиссия Таможенного союза
Глава 3. Отдельные проблемы и особенности применения законодательства Таможенного союза таможенными органами
- таможенная информация, предоставляемая ГТК-ФТС по импорту / экспорту, обычно доступна с запозданием на несколько месяцев;
- часто может отсутствовать информация о стоимости товаров, т.к. обязательным для указания является только вес, тогда как данные ГКС об объеме производства продукции в России предоставляются в штуках;
- данные о стоимости быть неполными, а также могут предоставляться в валюте, отличной от той, в которой учет ведется в ГКС;
- информацию ФТС и сведения ГКС о производстве соответствующей продукции в России сложно как ввиду несовпадения формата данных, так и ввиду того, что данные Федеральной службы государственной статистики запаздывают на полгода – год;
- таможенная база ФТС, нуждается в предварительной обработке, связанной с уточнением ряда данных, а также с приведением данных в форму таблиц и графиков, удобных для анализа. Эту работу лучше всего поручать специализированным компаниям.
- При анализе базы ВЭД необходимо учитывать и ограничения, связанные со спецификой российского бизнеса: таможенные данные содержат достоверную информацию только о тех странах, из которых осуществляется непосредственный вывоз продукции, либо о тех, в которые осуществляется ввоз, а также о тех таможенных пунктах, через которые происходит транспортировка продукции; информация о странах и пунктах отправки и назначения может не соответствовать действительности.
- все товары (в т.ч. – штучные, такие как компьютеры, пресловутая стеклянная тара, колесные диски) декларируются по весу, а не по количеству штук;
В практике нашей работы мы используем таможенную базу ВЭД ФТС, в том числе, для отслеживания основных закономерностей и структурных изменений на рынках, интересующих наших Заказчиков. Таможенная статистика предоставляется в динамике, поэтому в тех случаях, когда нужно оценить изменения в объемах и структуре импортно-экспортных операций, альтернатива данным ГТК-ФТС отсутствует.
Для получения наиболее объективных сведений о рынке, его структуре, основных участниках и происходящих на нем изменениях мы дополняем анализ ВЭД другими методами исследований: desk- researchпо различным видам СМИ, а также экспертными интервью с представителями компаний – участников рынка.
Таможенная статистика России доступна с 2000-го года по 31.01.2011. Обновление статистики ВЭД производится ежемесячно, в 15-х числах нового месяца за прошедший. Отчет содержит подробную информацию об отправителе, получателе груза, развернутое описание товара, данные о количестве и стоимости до и после начисления пошлин, в общей сложности более 130 полей грузовой таможенной декларации. Содержащаяся в отчете информация на 100% соответствует официальным данным ФТС. Для проверки актуальности и качества данных возможно предоставление демонстрационной выборки.
2.2. Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенных органов и пути их разрешения
Существует ряд значительных проблемных моментов связанных с реализацией норм Таможенного кодекса, которые существуют как на Костромском таможенном посту, так и на большинстве таможенных постов Российской Федерации.
Итак, достаточно либеральный Таможенный кодекс – это на сегодняшний день данность. Но либеральные положения в теории, чаще всего плохо сказываются на практике, особенно, если для прогрессивных идей нет основы, базиса, на который они должны опираться.
На наш взгляд, есть конкретные статьи, которые однозначно нуждаются в изменениях. Кроме того, некоторые нормы не учитывают реальной практики и создают неудобства, как для работников таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.
Одна из проблем – обеспечение уплаты таможенных платежей крупными организациями, работающими в области ВЭД много лет, имеющих положительный в ней опыт, стопроцентную уплату таможенных платежей и налогов. Нам кажется, что необходимо разрешить руководству таможенных постов или руководству таможен решать данный вопрос самостоятельно в отношении организаций, зарекомендовавших себя с положительной стороны, имеющих достаточное имущество, которого вполне бы хватило для уплаты таможенных платежей, в случае нарушения.
Кроме того, по нашему мнению, в Кодексе нужна норма, прописывающая упрощенную процедуру таможенного оформления в отношении тех организаций, кто формирует федеральный бюджет. В этом случае, говорится не только о тех предприятиях, для которых установлен упрощенный порядок таможенного оформления в ст. 68, но и о крупных экспортерах и импортерах - тех, кто на каждом конкретном посту имеет наибольший размер таможенных платежей.
Результатом таких изменений выиграют не только представители бизнеса – за счет сокращения процедуры таможенного оформления, но и государство – за счет увеличения доходов, поскольку все эти процессы взаимосвязаны. [2.32.]
Несмотря на упрощение и ускорение таможенной процедуры таможенного оформления, у должностных лиц таможенных органов стало больше работы. И этому есть объяснения: первая причина, в частности, на таможенном посту Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни - это недостаточная штатная численность при достаточно высоких объемах декларирования товаров и транспортных средств, а также если учитывать ближайшие перспективы увеличения объема внешнеторговой деятельности, по сравнению с предыдущими годами (снижение внешнеэкономической деятельности было связано с мировым кризисом). Проблема становится ощутимее, если часть должностных лиц находятся в отпуске, на больничном, командировке, учебном отпуске. Бывают случаи, когда на определенном этапе таможенного оформления работает только один или два должностных лица, хотя, например, результаты возросли, если бы их было не менее четырех. Более того, таможенное оформление явно проходило бы быстрее, должностные лица меньше уставали, и при этом допускали меньше бы ошибок.
Вторая причина, это оформление большого количества документов. Речь идет не о том пакете документов, который предоставляется декларантом вместе с декларацией, а о тех формах документов, которые по новому ТК ТС необходимо оформлять должностным лицам таможенных органов, например, гарантийный сертификат, таможенная расписка при принятии обеспечения уплаты таможенных платежей.
Кроме того, таможенный пост работает в рамках постоянных проверок, контроля, анализа работы, отчетности о деятельности за каждый период, что является дополнительным объемом работы.
Еще одна составляющая блока проблем, это проблема технического плана. На сегодняшний день, оргтехника и программное обеспечение находятся на недостаточном уровне, что явно усложняет работу должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста, которые должны обеспечивать производственный процесс в таможенных органах.
Обеспечение современной оргтехникой и более совершенными программами – необходимо по причинам ускорения и усовершенствования процесса таможенного оформления и таможенного контроля.
Кроме того, необходимо проводить профессиональную учёбу по вопросам работы с компьютерной техникой, компьютерными программами, поскольку именно за этими продуктами будущее, как таможни, так и других областей внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В настоящее время таможенный пост Морской порт Петропавловск-Камчатский работает в проекте «Электронная таможня», и осуществляет регистрацию (приём) и проверку электронных декларации (ЭЛ ДТ), через Интернет. Должностные лица таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский имеют необходимый объем знаний в области компьютерной техники и программ для выполнения своих должностных обязанностей по таможенному оформлению и таможенному контролю электронных деклараций. Именно поэтому, необходимо своевременное обучение в рамках профессиональной учёбы, как существующим программным средствам, так и появляющимся вновь.
На ближайшие годы таможенной службой Российской Федерации намечена модернизация информационных таможенных систем. Этого требуют время и новый Таможенный кодекс.
Для осуществления такой модернизации получен кредит Всемирного банка. Возможно, что часть этих средств пойдет и на оснащение таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский, да и всей Камчатской таможни, в целом.
Кроме того, необходимо наличие специалистов по информационно-техническому обеспечению, по анализу техники выпускаемой в индустриально развитых странах, по анализу производимых программ, по приобретению информационного и технического обеспечения.
Наконец, необходимо при приобретении нового технического оборудования, выбирать более совершенную и дорогую, поскольку она будет служить дольше, расходы на ремонт будут минимальными, несмотря на высокую покупную цену.
Еще одна проблема таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский – кадровая. На службу в таможню берут специалистов с высшим профессиональным образованием, опытом работы, дисциплинированных, исполнительных, обязательных, характеризующихся положительно как с профессиональной точки зрения, так и с личностной. Кроме того, существуют и другие принципы отбора на таможенную службу. Работа на таможенном посту Морской порт Петропавловск-Камчатский соответствует всем требованиям, которые предъявляются кандидатам на работу в Камчатской таможне. Деятельность должностных лиц Камчатской таможни строго регламентирована, ответственна, требует больших знаний в области законодательства, как российского, так и международного, своевременного ознакомления с нормативной базой, регулирующей деятельность таможенных органов. Более того, работа на таможенном посту Морской порт Петропавловск-Камчатский требует больших способностей, работоспособности, дисциплинированности, исполнительности и выдержки. Поэтому в последнее время, кадровая проблема стала ощутимее, поскольку столь ответственная работа должна подкрепляться материально, что на данный момент, не соответствует. Кроме того, за последние несколько лет таможенная служба претерпела существенные изменения, лишившись тех немногих социальных гарантий, отличавших ее. Среди них можно назвать: бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление других льгот.
Поэтому, представляется необходимым, для решения кадровой проблемы реализация следующих предложений: повышение заработной платы в несколько раз, возвращение некоторых льгот, увеличение штатной численности постов.
Конечно, вопросы, проблемы существуют, но впереди достаточно длительный переходный период, в течение которого будет происходить пересмотр некоторых норм, сближение участников внешнеэкономического процесса, привыкание к новому порядку.
Этому должна способствовать деятельность как вышестоящих таможенных органов, должностных лиц таможенного поста, участников внешнеторговой деятельности. Эти органы и организации должны вырабатывать наиболее приемлемые правила в работе друг с другом, решать совместно возникающие проблемы, вопросы, действовать в общих интересах, нарабатывать положительную практику совместной работы.
В значительной степени, разрешению проблемных вопросов должна способствовать аналитическая и нормотворческая деятельность ФТС России. Она должна собирать, анализировать и принимать принципиально новое, единообразное решение проблемы, которое выражается в нормотворческом процессе. Кроме того, он должен содействовать с представителями бизнес-структур, организаций, работающих в области ВЭД.
За последний год ФТС были разработаны и изданы нормативные документы, обеспечивающие единообразное применение положений нового Таможенного кодекса, регламентирована деятельность таможенных постов по таможенному оформлению и таможенному контролю, организовано обучение сотрудников всех таможенных подразделений, проведены консультации по вопросам нового законодательства всех интересующихся лиц, но такую работу необходимо продолжать. И продолжать не только по действующему законодательству, но и, интересуясь о тех нормах, которые хотели бы видеть в таможенном праве, как участники ВЭД, так и должностные лица таможенных органов. [2.33.]
Более того, не видится иного выхода из проблемных ситуаций, кроме как консультирования работниками таможенных постов разработчиков законодательных и нормативных актов. Поскольку, чаще всего получается, что законодательный и нормативный акт – это решение «сверху» и его нормы, не всегда соответствуют наработанной практике, но обязательны к исполнению.
Кроме того, несмотря на стремление государства, участников внешнеэкономической деятельности к максимальному продвижению в сторону полной либерализации международной торговли, необходимо объективно оценивать степень готовности к такой свободе федерального бюджета, внутреннего рынка, правоохранительных структур. А пока не будет соответствующей оценки, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности будут существовать нерешенные проблемы.
2.3. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы Таможенного союза
Как было отмечено в работе, приоритетной задачей в области таможенного дела является дальнейшее совершенствование таможенного законодательства и нормативной базы.
Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, но непосредственно затрагивает интересы большинства россиян. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными товарами. Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу: регламентируя порядок уплаты таможенных платежей, законодательство затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета
Специфика таможенной сферы такова, что ни один, даже самый выверенный, свод правил не может охватить все ситуации, возникающие в реальной жизни. Поэтому, когда речь идет о либеральном и прогрессивном характере нового Таможенного кодекса, в первую очередь, акцентируется внимание на его положения, явно опережающие сегодняшнюю практику, а не о том, что ТК ТС– уникальный документ, который является единственным источником таможенного права. Естественно, что нормативная база, реализующая нормы Таможенного кодекса нужна, просто необходима, только количество ее должно быть ограничено. Одного кодекса недостаточно для того, чтобы понять, как без проблем перевезти товар через границу, потому как нет в нем ни ставок таможенных пошлин, ни правил классификации товаров, ни многого другого. Это не практическая инструкция, которая досконально описывает все детали.
Информация о работе Особенности применения законодательства таможенного союза таможенными органами