Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:13, дипломная работа
Актуальность темы заключена в следующем. 6 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – ТК ТС) [1.3.], который внес в таможенное право принципиально новые положения, ранее не существовавшие в российском таможенном законодательстве. В первую очередь, нововведения коснулись порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это объясняется многими факторами, но в первую очередь, предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию.
Глава 1. Общие положения применения законодательства таможенного союза таможенными органами
1.1. Развитие таможенной службы и таможенного законодательства с 2000 года по настоящее время
1.2. 1.2. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус, компетенция и функции
1.3. Понятие таможенного союза
1.4. Сравнительный анализ норм Таможенного кодекса РФ и Таможенного кодекса Таможенного союза
Глава 2. Практика реализации законодательных и нормативных актов, регламентирующих процесс таможенного оформления и таможенного контроля
2.1. Анализ объемов внешнеэкономической деятельности после вступления Таможенного кодекса Таможенного союза
2.2. Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенных органов и пути их разрешения
2.3. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы Таможенного союза
2.4. Комиссия Таможенного союза
Глава 3. Отдельные проблемы и особенности применения законодательства Таможенного союза таможенными органами
ТК ТС, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения, что составляет основу данного направления деятельности таможенных органов.
За совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий, перечень которых дается в ТК ТС:
1. Предупреждение. Как мера ответственности за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в письменной форме, о чем составляется постановление по делу. Применяется в качестве основного взыскания и, как правило, по таможенным правонарушениям, которые не имеют тяжких последствий.
2. Штраф. Таможенный кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает два вида штрафа:
- исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить – на день обнаружения правонарушения;
- исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.
Среди должностных лиц таможенных органов имеет место ошибочное мнение, что предусмотренное санкциями некоторых статей ТК ТС взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является якобы указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические либо должностные лица.
Например, за нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных сведений субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Исчисление же штрафа применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, а специфические требования таможенных органов. Штраф применяется в качестве основного наказания.
3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:
- владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;
- таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;
- специалистам по таможенному оформлению. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.
4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. [2.26.]
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в федеральную собственность. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.
Данный вид взыскания может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.
5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения. Он может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания.
Следует иметь в виду, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств является самостоятельным видом административного воздействия.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный вид административного воздействия следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой при невозможности конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления таможенного органа в части конфискации. В последнем случае в качестве вида взыскания применяется конфискация товаров и транспортных средств, однако, если по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным, – оно реализуется через взыскание их стоимости.
6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
1.3. Понятие таможенного союза
Понятие таможенного союза приводится в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанном 06.10.2007 в Душанбе [1.3.]. Согласно названному договору таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенные союзы создаются на основе двух- или многосторонних таможенных конвенций, регулирующих вопросы таможенного обложения товаров в целях повышения конкурентоспособности товаров стран — членов Таможенного союза. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный орган (секретариат, совет и т.п.).
С юридической точки зрения таможенный союз представляет собой соглашение двух и более государств проведения унифицированной тарифной политики в отношении друг друга и третьих стран. С экономической точки зрения создание таможенного союза означает формирование единого экономического пространства с ликвидацией внутри него каких бы то ни было таможенных границ.
Такая форма межгосударственного регулирования внешне экономической деятельности предусматривает не только беспошлинную торговлю между участниками таможенного союза, но и введение согласованного тарифа на его внешних границах, что отличает таможенный союз от зоны свободной торговли (ЗСТ). [2.27.]
Конкретные результаты создания и функционирования таможенного союза выражаются в структурных изменениях сфер производства и потребления входящих в него государств: предложение и спрос изменяются в соответствии с характером сравнительных преимуществ. Другими словами, таможенный союз повышает благосостояние по мере расширения торговли, однако в то же время снижает его из-за переориентации производителей с дешевых на более дорогие товары.
Сама эволюция таможенных союзов свидетельствует о постепенном, все более широком вовлечении их в сферу совместного регулирования, что в конечном итоге может привести к постановке на повестку дня вопроса о создании наднациональных координирующих органов и институтов. В этом плане таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли. Наглядным примером служит история становления Европейского Союза, прошедшего большой путь от зоны свободной торговли через таможенный союз и общий рынок к целостному экономическому объединению с единой валютой. В аналогичном направлении развиваются и другие региональные хозяйственные группировки (Ассоциация государств юго-восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)).
Таможенный союз как одна из форм экономической интеграции государств известен давно, например, таможенный союз между Францией и Княжеством Монако (1865 г.), Швейцарией и Княжеством Лихтенштейн (1924г.), Бенилюкс — Таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (1948 г.) и др. После окончания Второй мировой войны процесс создания таможенных союзов стал развиваться особенно стремительно.
В настоящее время примерами таможенных союзов являются:
- Южноафриканский таможенный союз;
- Европейский Союз;
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЕС)
- Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана
- МЕРКОСУР;
- Восточноафриканское сообщество;
- Андское сообщество.
Правовую основу создания таможенных союзов составляют не только соглашения стран-участниц, но и многосторонние соглашения в области регулирования международной торговли. Так, такие основы определены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT) (далее ГАТТ), т.е. в рамках всемирной торговой организации.
В ГАТТ говорится, что таможенный союз создается путем заключения государствами многостороннего договора. Генеральное Соглашение о тарифах и торговле определяет таможенный союз как замену «нескольких таможенных территорий одной при полной отмене пошлин внутри данного союза и создание единого внешнего таможенного барьера» (п. 8, ст. XXIV ГАТТ).
Таможенный союз образуется в том случае, если соглашение о свободной торговле дополняется единой внешнеторговой политикой его участников в отношении третьих стран. В то же время полностью сохраняется экономический суверенитет государств в вопросах экономической и валютной политики.
В ГАТТ определены и определенные требования к таможенному союзу:
- создание единого внешнего таможенного тарифа;
- принятие единых основных таможенных правил;
- товары внутри Таможенного Союза обращаются свободно (без взимания таможенных пошлин);
- без применения экспортно-импортных квот и лицензий;
- действует либо единая таможенная служба, либо национальные таможенные службы, поддерживающие сотрудничество между государствами.
Вообще таможенный союз имеет место тогда, когда два или более государства на основе заключенного ими договора создают единую таможенную территорию, в целях чего устанавливают единый внешний таможенный тариф, организуют единую таможенную администрацию. Он может содержать условия о порядке, критерии распределения между ними полученных таможенных доходов.
Территория государств, входящих в таможенный союз, представляет собой единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом и правилами. Действие единого таможенного тарифа исключает возможность применения тем или иным государством — участником данного союза каких-либо ограничительных правил международной торговли на своей таможенной территории.
Генеральное Соглашение о тарифах и торговле закрепляет положение о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между их территориями. Не допускается создание барьеров в торговле между странами-участницами и другими территориями. Применение любых ограничительных правил международной торговли является барьером на пути развития этой торговли. [2.28.]
1.4. Сравнительный анализ норм Таможенного кодекса РФ и Таможенного кодекса Таможенного союза
Нововведения Таможенного кодекса таможенного союза:
1. Изменение понятийного аппарата:
- таможенный брокер заменен на таможенного представителя;
- таможенный режим заменен термином таможенная процедура;
- введено новое понятие «экспресс-груз»;
- исключены понятия «свободное обращение», «статус товаров и транспортных средств для таможенных целей», «таможенное оформление».
2. Появление новых форм таможенного контроля:
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
- проверка системы учета товаров и отчетности;
- таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.
3. Введены новые положения о задержании товаров.
4. Исключены устная и конклюдентная форма декларирования.
Информация о работе Особенности применения законодательства таможенного союза таможенными органами