Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:13, дипломная работа
Актуальность темы заключена в следующем. 6 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее – ТК ТС) [1.3.], который внес в таможенное право принципиально новые положения, ранее не существовавшие в российском таможенном законодательстве. В первую очередь, нововведения коснулись порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это объясняется многими факторами, но в первую очередь, предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию.
Глава 1. Общие положения применения законодательства таможенного союза таможенными органами
1.1. Развитие таможенной службы и таможенного законодательства с 2000 года по настоящее время
1.2. 1.2. Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус, компетенция и функции
1.3. Понятие таможенного союза
1.4. Сравнительный анализ норм Таможенного кодекса РФ и Таможенного кодекса Таможенного союза
Глава 2. Практика реализации законодательных и нормативных актов, регламентирующих процесс таможенного оформления и таможенного контроля
2.1. Анализ объемов внешнеэкономической деятельности после вступления Таможенного кодекса Таможенного союза
2.2. Основные проблемные моменты, возникающие в работе таможенных органов и пути их разрешения
2.3. Перспективы совершенствования нормативно-правовой базы Таможенного союза
2.4. Комиссия Таможенного союза
Глава 3. Отдельные проблемы и особенности применения законодательства Таможенного союза таможенными органами
5. Ограничен перечень документов при подаче декларации на товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта.
6. Комиссией таможенного союза определяются наднациональные области рисков.
Нововведения Таможенного кодекса таможенного союза относительно сроков:
1. Увеличены сроки:
- уплаты таможенных пошлин, налогов (без продления срока) – с 15 дней до 4 месяцев;
- проведения постконтроля – с 1 года до 3 лет;
- предъявления товаров при предварительном декларировании – с 15 до 30 дней;
- переработки товаров на таможенной территории – с 2 до 3 лет;
- помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещённых под процедуру выпуска для внутреннего потребления, – с 6 месяцев до 1 года.
2. Сокращены сроки:
- выпуска товаров – с 3 до 2 дней;
- выпуска необлагаемых пошлинами экспортируемых товаров – до 4 часов;
- регистрации транзитной декларации – с 2 до 1 часа.
3. Установлены сроки:
- организации таможенного сопровождения – в течении 24 часов с момента принятия решения;
- регистрации или отказа в регистрации декларации – не более 2 часов с момента подачи декларации;
- совершения перевозчиком операций в месте прибытия/доставки – 3 часа с момента предъявления товаров;
- стоянки транспортных средств в местах перемещения товаров: автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт – 3 часа, водный транспорт – 8 часов.
Нововведения Таможенного кодекса таможенного союза относительно перевозки товаров:
1. Исключение процедуры внутреннего таможенного транзита. Помещение товаров, перевозимых по таможенной территории, в том числе перевозимых от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, под режим (процедуру) таможенного транзита.
2. Осуществление перевозки от таможенной границы сразу до места нахождения получателя. Неприменение к перевозчикам, в том числе таможенным, национальной транзитной процедуры на территории каждого из государств-членов таможенного союза.
3. Освобождение железнодорожного перевозчика от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров.
4. Одновременное помещение товаров под две таможенные процедуры - таможенного транзита и реэкспорта (в случае обязательности вывоза товаров) или таможенного транзита и экспорта (в случаях, установленных Комиссией Таможенного Союза).
Нововведения Таможенного кодекса таможенного союза относительно ведения реестров:
1. Реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела:
- ведутся таможенными органами каждого государства-члена таможенного союза;
- Комиссия Таможенного Союза формирует общие реестры на основе национальных реестров.
2. Предусмотрена возможность приостановления и возобновления деятельности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
3. Введен институт уполномоченного экономического оператора.
Вместо «специальных упрощенных процедур» для данного института предусмотрены дополнительные упрощения:
- выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации;
- транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
При этом условием получения статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения, в размере 1 млн. евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым КТС, – 150 тысяч евро. [2.30.]
Глава 2. Практика реализации законодательных и нормативных актов, регламентирующих процесс таможенного оформления и таможенного контроля
2.1. Анализ объемов внешнеэкономической деятельности после вступления Таможенного кодекса Таможенного союза
Система нормативно-правового регулирования, которой придется руководствоваться таможенникам и участникам внешнеэкономической деятельности, поменяется основательно. Помимо трех уровней документов, которые существуют в российском законодательстве (федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты и нормативные акты Федеральной Таможенной Службы России), добавляется еще три на уровне Таможенного союза – ТК ТС, международные договоры и решения комиссии Таможенного союза.
Действующий Таможенный кодекс РФ предполагается заменить законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», с проектом которого участники внешнеэкономической деятельности могут познакомиться на сайте ФТС России. Было бы целесообразно, чтобы этот закон вступил в силу одновременно с Таможенным кодексом ТС и международными нормативными правовыми актами. Для унификации действующего российского законодательства с правовыми актами Таможенного союза ФТС России подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза». Этот законопроект предусматривает внесение изменений в ряд нормативных актов, среди которых Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1.10.], Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» [1.9.]; Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [1.11.], Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [1.13.] и другие.
В практике деятельности многих компаний периодически возникает необходимость анализа внешнеэкономической деятельности (ВЭД) участников тех или иных рынков. Для этого используется таможенная база ФТС России. Типичными причинами интереса к таким данным может быть потребность изучения ситуации на рынке с высокой импортной / экспортной составляющей (бытовая техника, одежда, стеклянная тара, автохимия, оборудование для производства слоистых пластиков и т.п.), либо заинтересованность в информации о каких-либо отдельных компаниях, осуществляющих импортно-экспортные операции (конкурентный анализ, бенчмаркинг).
Обычно анализ ВЭД используется для решения таких задач как:
- выявление объема импорта, а также доли импортированной продукции в общем объеме потребления на каком-либо рынке, а также оценка динамики этих показателей;
- выявление объема экспорта, а также его доли в общем объеме производства продукции в стране, а также оценка динамики этих показателей;
- выявление основных участников рынка, наиболее активно ведущих импортно-экспортные операции;
- выявление основных регионов-импортеров / экспортеров продукции;
- выявление основных таможенных пунктов, через которые ведется импорт / экспорт того или иного товара;
- выявление типов продукции, которая наиболее активно импортируется / экспортируется;
- оценка влияния сезонного фактора на объем импорта / экспорта;
- оценка реакции рынка импорта / экспорта на различные изменения, происходящие в области политики, законодательства, цен на товары и ресурсы, выход на рынок новых игроков, а также на прочие события.
Перечисленные задачи достаточно часто являются составляющими комплекса исследований, нацеленных на оценку привлекательности того или иного рынка для выхода нового игрока, выбор региона для строительства нового завода, выявление специфики деятельности конкурирующих компаний и т.п.
Изучение базы ВЭД и таможенной статистики позволяющее более точно оценить ситуацию на рынке, рекомендуется во всех случаях, когда изучаемый сегмент рынка наполнен импортом более чем на 5 – 10%. Аналогично и анализ экспорта имеет смысл проводить для тех рынков, на которых более 5 – 10% производимой продукции поставляется в другие страны.
В ходе анализа таможенной базы данных могут вскрываться достаточно интересные закономерности. Например, на рынке стеклянной тары объемы импорта в разы превышают объемы экспорта, причем если в нашу страну ввозятся, главным образом, высококачественные стеклянные бутылки и банки оригинального дизайна, то на экспорт идут сравнительно недорогие стеклянные бутылки. При этом основными поставщиками стеклотары в Россию являются Польша, Финляндия, Великобритания, Франция, Словакия, Чехия, тогда как российская стеклянная тара потребляется компаниями из Казахстана, Украины, Азербайджана, Молдавии и Узбекистана. Более подробный анализ ситуации в динамике позволяет отследить основные структурные изменения, происходящие в области импорта и экспорта изучаемых товарных групп.
Для получения информации о внешнеэкономической деятельности компаний – участников рынка традиционно используется несколько основных подходов:
- покупка таможенных баз, содержащих информацию об импортно-экспортных операциях участников рынка;
- обращение к услугам компаний, специализирующихся на работе с данными Государственного Таможенного Комитета – Федеральной Таможенной Службы;
- обращение напрямую к Государственному Таможенному Комитету – Федеральной Таможенной Службе;
- заказ исследований b2b у специализированных исследовательских компаний;
- использование различных методов получения инсайдерской информации об интересующих заказчика компаниях.
При проведении исследований b2b возможно сопоставление базы ВЭД с информацией, публикуемой в средствах массовой информации, а также с мнениями экспертов, в роли которых которыми выступают представители компаний – основных участников изучаемого рынка. В частности, достаточно интересным может быть сопоставление мнений о структуре импорта / экспорта той или иной товарной группы, полученных от представителей компаний – производителей, компаний – дистрибуторов и компаний – потребителей товаров изучаемой категории.
Получение инсайдерской таможенной информации может вестись как легальными путями, например, в процессе обмена информацией на уровне руководства или менеджмента компаний – участников рынка, так и с использованием не совсем легальных методов. При этом далеко не на всех рынках возможно получение информации такого рода вполне законным путем, а способы, граничащие с нарушением законодательства, чреваты значительными расходами, затратами времени, а также конфликтами с законом. [2.31.]
В целом основным доступным источником данных о ВЭД является информация, собираемая и предоставляемая заинтересованным лицам службами ГТК-ФТС. Поэтому, планируя анализ базы данных ВЭД, менеджерам желательно принимать во внимание соответствующие ограничения, связанные с использованием данных официальной таможенной статистики.
Экспортно-импортные операции в регионе ответственности Камчатской таможни за январь-февраль 2011 года осуществляли 114 участников внешнеэкономической деятельности. За аналогичный период 2010 года – 108 участников ВЭД. Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения по месту таможенного оформления товаров, т.е. в регионе деятельности Камчатской таможни и учитываются внешнеторговые операции всех участников внешнеэкономической деятельности независимо от их регистрации в налоговых органах. (см. Таблица 1)
За январь-февраль 2011 года Камчатской таможней оформлено 344 декларации на товары (ДТ) по всем таможенным режимам. За рассматриваемый период произошло увеличение количества оформленных ДТ по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 44 ДТ (уменьшение по экспортным составило 42 ДТ, увеличение по импортным на 86 ДТ). (см. Таблица 2)
Обзор внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, осуществляющих ВЭД в регионе ответственности Камчатской таможни, показал уменьшение стоимости внешнеторгового оборота к базисному уровню 2010 года на 5,69 % (1,72 млн. долл. США). По экспорту уменьшение по стоимости составило 0,85 %, по импорту – 33,03 %. Превышение объемов экспортных операций над импортными способствовало образованию активного баланса с положительным сальдо + 22,359 млн. долл. США. (см. Таблица 3)
Работая с таможенной базой можно столкнуться с рядом сложностей, связанных как с формой предоставления информации в ФТС участниками ВЭД, так и со спецификой российского бизнеса. К числу ограничений, налагаемых на использование и интерпретацию таможенных данных из базы ВЭД, связанных с формой предоставления данных, можно отнести:
- учет импортно-экспортных операций ведется по кодам ТНВЭД, поэтому база ВЭД доступна не по конкретным видам и маркам товаров, а только по тем группам, которые соответствуют четырехзначным или десятизначным кодам ТНВЭД;
- информация, собираемая ФТС, содержится в таможенных декларациях (ГТД), подаваемых импортерами / экспортерами товаров, которые далеко не всегда заполняются полностью:
- во многих случаях для импортно-экспортных операций используются отдельные юридические лица, не ведущие какой-либо другой деятельности, поэтому проследить соответствующие товарные потоки с точки зрения реальных импортеров / экспортеров может быть затруднительным;
- объемы импортно-экспортных операций, отслеживаемые ГТК-ФТС, могут быть несколько меньше реальных, т.к. некоторые участники рынка используют схемы черного и серого импорта/экспорта для снижения таможенных издержек.
Таким образом, анализ таможенной статистики по ВЭД достаточно только для получения общего приблизительного представления о ситуации на изучаемом рынке с точки зрения импортной и экспортной составляющих. Этих данных таможенной статистики недостаточно для того, чтобы на них можно было опираться при принятии управленческих решений, при оценке перспектив инвестиционных проектов, а также при анализе структуры тех или иных рынков. Результаты анализа импортно-экспортных операций необходимо сопоставлять с мнениями экспертов, либо хотя бы с данными печатных и электронных средств массовой информации.
Информация о работе Особенности применения законодательства таможенного союза таможенными органами