Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Содержание

Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 70.66 Кб (Скачать)

     Индивидуальный  административно-правовой статус иностранцев  определяется на основе административно-правового  положения иностранца как индивида и отражает те особенности, которые  характеризуют его положение. Данный статус включает в себя права и обязанности иностранцев в целом, права и обязанности, характерные для определенной их категории, а также индивидуально определенные права и обязанности, возникающие у отдельного иностранца в результате вступления в конкретные правоотношения. При этом в механизме правового регулирования участвуют нормы внутригосударственного законодательства, нормы отдельных международных договоров, а также нормы национального законодательства государства гражданства иностранных граждан.

     Согласно  действующему законодательству, иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются в РФ правами и несут  обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  федеральным законом и международным  договором РФ. При этом они обязаны  соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

     Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

     Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает  правоспособность, определяет их права  и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового  статуса с помощью гарантий, которые  объединяют условия и средства, необходимые  для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения  лица.

     Юридические гарантии закреплены в законах и  подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в  суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также  восстановить их в случае нарушения.

     Вместе  с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных  граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

     Особенности административно-правового статуса  иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другие выборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах); иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.

     Юридические гарантии включают и ответственность  иностранных граждан за нарушения  предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные  граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех  же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа государственного суверенитета каждое государство устанавливает  пределы ответственности иностранных  граждан самостоятельно. В законодательстве РФ об административных правонарушениях  установлено, что находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности  за административные правонарушения, совершенные на территории РФ иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим  путем.

     Федеральный закон «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» к нарушениям правил пребывания и  транзитного проезда через нашу территорию относит: а) проживание без  документов на право жительства или  проживание по недействительным документам; б) уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; в) несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; г) нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение, штраф и административное выдворение за пределы Российской Федерации. Наказания назначаются судом, а исполняется органами внутренних дел.

     КоАП  предусматривает такой вид административного  наказания, как административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Это административное наказание связано с обеспечением государственной безопасности и охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Административное выдворение представляет собой принудительное контролируемое перемещение иностранных граждан через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

     Выдворение  иностранного гражданина за пределы  страны происходит в случаях: а) если его действия противоречат интересам  обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов  граждан и других лиц; в) если он грубо  нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Данный внутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследования выдворенного лица.

     Иностранным гражданам и лицам без гражданства  в РФ на основании Конституции  РФ (ст. 63) предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными  нормами международного права.

     Вывод:

     Важнейшим приоритетом административно-правового  обеспечения положения граждан  является развитие, детализация, конкретизация  и гарантирование конституционных  норм, фиксирующих основные права, свободы  и обязанности граждан.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Цель  курсовой работы достигнута, я всесторонне изучил административно-правовой статус гражданин РФ, особое внимание в работе уделил вопросу «административно-правовым гарантиям прав, свободы, законных интересов граждан». Поставленные перед работой задачи решены: Я ознакомился с понятием административной правосубъектности граждан, нормативно-правовой базой по данной теме; рассмотрены права и обязанности граждан в сфере государственного управления, административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан. Изучены процедура введения режима военного положения; изучены общие меры обеспечения режима военного положения; дана правовая оценка полномочиям федеральных органов власти в области обеспечения режима военного положения; отражены полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения.

     По  положениям, выносимым на защиту

     По  первому положению . Государство, признавая гражданина субъектом административного права, с помощью норм этого права определяет его правовой статус. Нормы административного права о статусе человека и гражданина могут содержаться как в комплексных нормативных правовых актах, так и в специальных.

     Неотъемлемой  составной частью совершенствования  административно-правового статуса  граждан является закрепление и  развитие разветвленной системы  юридических гарантий прав и свобод граждан как участников управленческих отношений. Надлежащее гарантирование административно-правовых возможностей граждан предполагает: во-первых, определение  в законодательстве персонифицированных  представителей государственной и  муниципальной власти, ответственных  за обеспечение условий для реализации прав и свобод граждан, во-вторых, закрепление  конкретных обязанностей органов и  должностных лиц публичной администрации, корреспондирующих правам и свободам граждан в сфере управления; в-третьих, установление детальных административных процедур, исчерпывающим образом оговаривающих порядок исполнения соответствующими субъектами управления своих обязанностей в отношениях с гражданами; в-четвертых, усиление ответственности органов и должностных лиц за неисполнение ими своих обязанностей, повлекшее нарушение прав граждан в сфере управления.

     По  второму положению . К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии, закрепленных нормами административного права.

     Для того чтобы законы и подзаконные  акты действительно являлись гарантией  прав и обязанностей граждан и  не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех  или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить  такой негативный вариант правотворчества. Данные конституционные положения  создают определенные границы или  юридические ориентиры для государственных  органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные  гарантии прав и обязанностей граждан ,поэтому правовое положение личности зависит от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления.

     По  третьему положению Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления.

     Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование  юридической регламентации положения  граждан в качестве субъектов  российского административного  права объективно претендует на роль магистрального направления развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, а также механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого и многоаспектного подхода к конструированию административно-правового статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 

      СПИСОК НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993

2. Кодекс об административных правонарушениях (принят Государственной думой. 20.12.2001г.) М.: ИКФ Омега-Л, 2002

3.Российская  газета. 10.12.1998г., 06.12.2000г.

4.Всеобщая  декларация прав человека, 1948 г. // Международное право в документах. - М.: Юрид. лит., 1982.

5. Международный Пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. // Международное право в документах. - М.: Юрид. лит., 1982

6.Закон  СССР "О правовом положении  иностранных граждан в СССР" от 24 июня 1981 г./ Ведомости ВС СССР 1981.К 26. Ст.836 /

7. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: Сб. нормативных актов / Под общ. ред. М.А Миронова. М., 2001  

     Комментарии к нормативным  актам 

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации: 2-е изд. /Под Ред. Л.А. Окунькова. – М., 1996.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1997.

     Научная литература
 

1. Большой  юридический словарь /Под ред.  А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е.  Крутских. - М., 1997.

2.Общая  теория прав человека. М., 1996.

3. Малеин  Н.С. Человек-личность-субъект права  //Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.

4. Иоффе  О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы  теории права. М., 1961.

5.Якимов  А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (правовой статус и его реализация). М., 1996. Ч. 1.

6. Государство  и право. 1993. N 4.

7. ВВС. 1991. М 52.

8. Ведомости  Верховного Совета. 1988г. № 6.

9.Юридический  энциклопедический словарь /Под  ред. А.Я. Сухарева. - М., 1984

10.Ю.М.  Козлов, Л.Л. Попов Учебник. Административное  право, ЮРИСТЪ 2000.

11.Алёхин  А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.Н.. Административное право Российской  Федерации, 1997г. 

12.Бахрах  Д.Н. Учебник. Административное  право в Российской Федерации.  Часть общая, 1996г. 

13.Четвериков  В.С.. Учебное пособие. Административное  право, 1998г.

Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина