Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Административно-правовой статус личности составляет важнейшую и органическую часть общего правового статуса. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.
В
научно управляемом обществе гражданин
как личность находится в разнообразных
по своему содержанию административных
право отношениях, в которых всегда
одной из сторон выступает орган
государства или представитель
этого органа. В этих правоотношениях
гражданин и орган
Совершенствуя
административное законодательство о
правах и обязанностях граждан, государство
тем самым воздействует на упорядочение
административно-правовых отношений
как способа реализации прав и
выполнения узаконенных обязанностей.
В этих правоотношениях
§1.
Основы административно-правового
статуса гражданина
Российской Федерации
Одно
из принципиальных отличий современного
состояния отечественного административного
законодательства заключается в
том, что развитие нормы данной отрасли
права главным своим
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Во-вторых,
по обязательности предписаний он содержит
в себе либо только права (например,
право гражданина на обращение в
те или иные инстанции с предложениями,
заявлениями и жалобами), либо только
обязанности (например, соблюдать правила
дорожного движения), либо права
и обязанности (например, при рассмотрении
дел об административных правонарушениях
гражданин имеет право
В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).
В-четвертых,
правовой статус гражданина как субъекта
административного права
Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны, служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского Союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Эти естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.9 и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г.10 и некоторых других актах.
Российское
государство, следуя по пути признания
общедемократических начал
Согласно
Конституции РФ и основанному
на ней законодательству личность,
человек, независимо от его служебного,
общественного или
Среди
основных прав и свобод, составляющих
правовой статус личности и находящихся
в той или иной мере в сфере
административно-правового
Провозглашая
права личности, Конституция устанавливает
для человека определенные обязанности
и запреты, например платить законно
установленные налоги и сборы (ст.
57), сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным,
богатствам (ст. 58), запрещается заниматься
экономической деятельностью, направленной
на монополизацию и
Вместе
с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55)
устанавливает в исключительных
случаях возможность
Вторая
составная часть
Нормы
административного права, определяющие
административно-правовой статус гражданина,
устанавливают его права и
обязанности в государственной
и общественной деятельности. Это
нормы об участии в управлении
делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции),
право собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и
демонстрации, шествия и пикетирование
(ст. 31), обязанность нести воинскую
службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это
нормы, определяющие административно-правовой
статус гражданина в его хозяйственно-трудовой
деятельности, например право на свободное
использование своих
Когда
физическое лицо обрело статус личности,
затем гражданина, к ним добавляется
третий элемент административно-
Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.
Четвертый
элемент административно-
Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.
Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения.
Административная
дееспособность представляет собой
способность гражданина своими действиями
приобретать субъективные права и выполнять
возложенные на него юридические обязанности
в сфере реализации государственного
управления. Административная дееспособность
частично наступает с 14 лет получение
паспорта, затем в 16 лет – возможность
привлечения к административной ответственности
и полная - по достижении гражданином 18
лет.
§
2. Права и обязанности
граждан в сфере государственного
управления
Конституционные
права, свободы и обязанности
граждан, связанные с регулирующим
воздействием других отраслей права, для
своей реализации нуждаются обычно
в административно-правовом механизме,
участии органов исполнительной
власти, всей системы органов
В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.
Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.
Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина