Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Содержание

Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 70.66 Кб (Скачать)

     Административно-правовой статус личности составляет важнейшую  и органическую часть общего правового  статуса. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

     В научно управляемом обществе гражданин  как личность находится в разнообразных  по своему содержанию административных право отношениях, в которых всегда одной из сторон выступает орган  государства или представитель  этого органа. В этих правоотношениях  гражданин и орган государственного управления должны иметь взаимные права  и нести соответствующие обязанности.

     Совершенствуя административное законодательство о  правах и обязанностях граждан, государство  тем самым воздействует на упорядочение административно-правовых отношений  как способа реализации прав и  выполнения узаконенных обязанностей. В этих правоотношениях индивидуализируются  правовые предписания, определяются конкретные субъекты отношений и их субъективные права и обязанности. 

     §1. Основы административно-правового  статуса гражданина Российской Федерации 

     Одно  из принципиальных отличий современного состояния отечественного административного  законодательства заключается в  том, что развитие нормы данной отрасли  права главным своим предназначением  имеют регулирование и охрану прав и свобод российский граждан.

     Гражданин как субъект административного  права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах  конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих  жизненных потребностей, участия  в управлении делами общества и государства.

     Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.

     Во-первых, он носит сложный комплексный  характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения  личности и общества, гражданина и  государства, индивида и коллектива.

     Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в  те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила  дорожного движения), либо права  и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях  гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет, обязанность  уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

     В-третьих, содержание административно-правового  статуса гражданина в одних случаях  зависит от желания того или иного  лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением  на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется  вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и  доставлению в милицию).

     В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для  всех граждан, например обязанность  соблюдать правила пожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие  только какой-либо категории граждан, например водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам, а также права и обязанности  конкретных индивидов, например лица, являющегося беженцем или вынужденным  переселенцем.

     Административно-правовой статус гражданина представляет собой  сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

     Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны, служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

     Подобный  характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло свое закрепление в  важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями  Европейского Союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

     Эти естественные, неотъемлемые права и  свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 г.9 и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г.10 и некоторых других актах.

     Российское  государство, следуя по пути признания  общедемократических начал развития общества и международных актов  в этой области, приняло в 1991 г. «Декларацию  прав и свобод человека и гражданина»11, положения которой впоследствии нашли отражение в действующей Конституции 1993г.

     Согласно  Конституции РФ и основанному  на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.

     Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся  в той или иной мере в сфере  административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч.1 ст.20), право на свободу  и личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное  передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27).

     Провозглашая  права личности, Конституция устанавливает  для человека определенные обязанности  и запреты, например платить законно  установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным, богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст.34), запрещается  принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

     Вместе  с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения  федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «O милиции» при наличии оснований, предусмотренных  соответствующими административно-правовыми  нормами, в частности при розыске  преступника, если в квартире или  доме совершается преступление или  нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

     Вторая  составная часть административно-правового  статуса представляет собой статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

     Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и  обязанности в государственной  и общественной деятельности. Это  нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и  демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее - это  нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор  профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен  своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое  творчество, право на изменение фамилии.

     Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется  третий элемент административно-правового  статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

     Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий  и специальностей и каждая из них  имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

     Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане при обретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

     Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием  его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

     Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения.

     Административная  дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет получение паспорта, затем в 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности и полная - по достижении гражданином 18 лет.  

     § 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 

     Конституционные права, свободы и обязанности  граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для  своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления. Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административного  усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек  «терялся» перед стеной ведомственных  актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.

     В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

     Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

     Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции  РФ ст. 18 устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере  государственного управления.

Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина