Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Содержание

Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 70.66 Кб (Скачать)

     Оглавление 

Введение

Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина

§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ

§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан

Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

§1. Обращения граждан

§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список  нормативных актов и литературы

 

      Введение 

     Актуальность  темы заключается в том, что правовой статус гражданина - одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве, представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

     Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а также взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида1. Построение правового, гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных. Три юридических «кита» составляют основу цивилизованной человеческой системы - права и свободы человека, приоритет частного права, не зависимое и сильное правосудие2.

     Взаимосвязи государства и личности нуждаются  в четкой упорядоченности и урегулированности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в Конституции  и других нормативных правовых актах.

     Правовой  статус гражданина, природа прав и  обязанностей привлекают пристальное  внимание специалистов различных отраслей права. Это обусловлено тем, что  правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт. Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения  как в целом, таки в отдельных  областях. Поэтому его статус в  той или иной области регулируется нормами соответствующей отрасли права. Задача отраслевых (конкретно-правовых) юридических наук состоит в раскрытии содержания и гарантий общего правового статуса. На этой основе происходит его конкретизация, обусловленная правовым положением гражданина в различных сферах общественной жизни в связи с практической реализацией общего правового статуса.

     Степень изученности темы Проблематика права субъектности граждан широко обсуждается в научной литературе. При написании данной курсовой работы использованы труды Иоффе О.С., Шаргородский М.Д, Якимов А.Ю, Миронова М.А, Алехин А.П, Кормолицкий А.А, Козлов Ю.М, Колосов Ю.М, Кузнецов В.Ч, Луакшова Е.А, Малеин Н.С. и других авторов.

     Объектом  курсовой работы является гражданин как субъект административного права

     Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, которые регулируют отношения, возникающие между государством и индивидом, а также взаимоотношения людей друг с другом ,фиксирующиеся государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида.

     Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

     В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:

  1. Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
  2. рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  3. изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
  4. дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
  5. отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

     Исходя  из поставленных задач, на защиту выносятся  следующие основные положения курсовой работы:

     1. Государство, признавая гражданина  субъектом административного права,  с помощью норм этого права  определяет его правовой статус. Нормы административного права  о статусе человека и гражданина  могут содержаться как в комплексных  нормативных правовых актах, так  и в специальных.

     2. К гарантиям прав и обязанностей  граждан обычно относят экономические,  политические, организационные и  юридические гарантии ,закрепленных  нормами административного права.

     3. Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в сфере управления.

 

      ГЛАВА I. Сущность административно-правового статуса гражданина 

     Государство, признавая гражданина субъектом  административного права, с помощью  норм этого права определяет его  правовой статус. Нормы административного  права о статусе человека и  гражданина могут содержаться как  в комплексных нормативных правовых актах, так и в специальных.

     В теории права не отождествляется  правовой статус личности и гражданина. По мнению Е.А. Лукашевой, человеку как  таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой  выступают его индивидуальные интересы. Права гражданина охватывают сферу  отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в  которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного  вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством 3.

     Свою  интерпретацию соотношения понятий  «личность» - «человек» дал Н.С. Малеин. Личность формируется, развивается и проявляется через участие человека в общественной жизни. Понятие «личность» обозначает индивида как носителя сознания и воли, члена общества, определяющего свою деятельную позицию по отношению ко всему, что его окружает. Человеком рождаются, личностью становятся. Личность - это субъект общественных отношений. Вне этих отношений она не существует4. Н.С. Малеин пришел к выводу, что субъектом правовых отношений (субъектом права) может признаваться только человек, обладающий качеством личности, имеющий сознание и волю, способный совершать активные действия и нести за них ответственность.

     О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский полагали, что понятие правосубъектности охватывает правоспособность и дееспособность и что в этом случае несовершеннолетние и душевнобольные, признанные в судебном порядке недееспособными, лишаются качества правосубъектности, так как у них отсутствует один из ее элементов - дееспособность5. В теории права обосновывается концепция «восполнения дееспособности» одного лица за счет другого, т.е. недееспособного лица за счет дееспособного (например, родителя или опекуна). По мнению Н.С. Мaлеина, данную концепцию нельзя признать аргументированной, так как неясно, кто является субъектом права в возникающих правоотношениях6.

     Сложность рассматриваемой проблемы усугубляется смешением понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». Как  справедливо отмечено А.Ю. Якимовым, в общей теории права не обращается должного внимания на существенное различие этих понятий7. По мнению одних под субъектом права понимается лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении, по мнению других понятие участника правоотношения является более узким, чем понятие субъекта права.

     Видимо, можно частично согласиться с  мнением А.Ю. Якимова о том, что  речь идет о разнопорядковых явлениях: субъект права - это правовая категория, в общем виде определяющая тех  лиц, на которых распространяется действие тех или иных норм, причем с различной  степенью детализации; субъектом же правоотношения является персонально  индивидуализированное лицо, участвующее  в соответствующем правоотношении.

     Действие  правовых норм распространяется за некоторыми изъятиями (например, нормы, касающиеся административной ответственности) на всех граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц  без гражданства. В то же время  эти субъекты права не всегда являются участниками правовых отношений. Так, если иностранец обращается в суд  с жалобой на неправомерные действия органов или должностных лиц, он становится участником административно-правовых отношений. Однако при совершении иностранным гражданином, пользующимся дипломатическим иммунитетом, административного правонарушения такого отношения не возникает, ибо его нельзя привлечь к административной ответственности, т.е. в данном случае нет субъекта ответственности. Таким образом, соотношение понятий «субъект права» - «субъект правоотношений» в общем виде схоже с соотношением понятий «субъект проступка» - «субъект ответственности». И в той, и в другой конструкции эти понятия могут совпадать, если их не индивидуализировать. Например, чисто теоретически субъект права может быть участником (субъектом) правоотношений, так же как субъект проступка может быть субъектом ответственности. Однако в конкретных ситуациях эти понятия не всегда идентичны. Поэтому ставить знак равенства между ними нельзя.

     Исходя  из вышеизложенного, я полагаю, что  соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношений» можно  рассматривать как в широком, так и в узком смысле слова. С позиции широкого толкования речь должна идти об общих правоотношениях  и абстрактном субъекте права (личности), а с позиции узкого толкования - о персонально индивидуализированном  лице в соответствующих конкретных правоотношениях.

     Конституция РФ в статьях, касающихся прав, свобод, обязанностей индивида, не отождествляет  правовой статус личности и гражданина. Проводя их различие, она восстанавливает  те общечеловеческие ценности, которые  впервые в истории человечества были закреплены в таких законодательных  актах, как Декларация независимости  США 1776 г., Билль о правах США 1789 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Смысл разграничения  обусловлен различием гражданского общества и государства. Это позволяет  уйти от одностороннего рассмотрения человека лишь в аспекте его взаимосвязи  с государством, от сужения сферы  его самоопределения8. Гражданское общество можно рассматривать как совокупность общественных отношений, в рамках которых удовлетворяются многообразные исторически обусловленные потребности и реализуются интересы индивида и групп. Российское гражданское общество находится в стадии формирования. Однако если обратиться к гл. 2 Конституции РФ, то можно заметить, что в ее нормах уже сейчас последовательно проводится различие прав и свобод человека и гражданина. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация их происходит в обществе, и опирается она на естественные права человека. Статус гражданина основывается на его правовом контакте с государством. Этим предопределяется специфика формулировки статей: одни касаются любого человека, находящегося на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, другие относятся только к гражданам Российской Федерации.

     В теории права нет единодушного мнения по вопросу о сущности правового  статуса. Существуют различные подходы  к определению правового статуса  личности. В него включаются различные  элементы.

     Л.Д. Воеводин отмечал, что правовой статус составляет совокупность разнообразных  связей и отношений между обществом, государством и гражданином, урегулированных  нормами права.

     Также существуют мнения, что основой правового  статуса личности являются общие (конституционные) права и обязанности.

     В.И. Новоселов полагал, что общий  правовой статус включает в себя не только общие конституционные права  и обязанности граждан, но и общие  отраслевые. Этой же точки зрения придерживался  В.А. Патюлин, который выделял специальные  правовые статусы (модусы) личности.

Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина