Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы
В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошлом утверждались Министром внутренних дел, сейчас - постановлением Правительства РФ.
В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ «О праве граждан российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах российской Федерации» от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен ее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., который установил право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г., значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.
В-пятых,
значительно повышается роль суда в
защите прав граждан в сфере
Конкретизируя,
дополняя, детализируя нормы
Административное
право регламентирует права и
обязанности граждан не только в
сфере публичной управленческой
деятельности, но и управляемой деятельности.
Пример тому - правила пожарной безопасности,
поведения в общественных местах,
торговли, охоты и рыбной ловли, правила,
регулирующие преподавание в учебных
заведениях, санитарные правила и
т.д. Органы управления контролируют соблюдение
этих правил и применяют меры государственного
принуждения за их нарушение. Поэтому
административное право определяет,
какие деяния (действие или бездействие)
являются административными
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока.
Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участия в управлении «делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.
Второй
блок прав и обязанностей граждан
отличается тем, что для их реализации
необходима активная деятельность и
как минимум - содействие исполнительной
власти, должностных лиц органов
государственного управления. В самом
деле, без поддержки, помощи и соответствующей
реакции органов
Третий
блок прав и обязанностей граждан
в сфере государственного управления
(личных, экономических, социальных) характерен
тем, что их реализация требует от
органов исполнительной власти, должностных
лиц многообразной
Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, например добровольных народных дружин.
Реализуя
свой правовой статус в сфере государственного
управления, граждане вступают в самые
разнообразные административные правоотношения.
Они возникают, изменяются или прекращаются
по поводу реализации гражданами принадлежащих
им прав (право на поступление в
высшее учебное заведение); в связи
с выполнением возложенных на
граждан обязанностей (обязанность
гражданина представить на технический
осмотр принадлежащий ему автомобиль);
ввиду нарушения органами государственного
управления и местного самоуправления
и их должностными лицами прав и
законных интересов граждан (например,
отказ без достаточных
§3.
Административно-правовые
гарантии прав, свобод
и законных интересов
граждан
К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, например Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле - все законодательство и, прежде всего, нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.
Во-первых,
в РФ не должны издаваться законы, а
следовательно, и подзаконные акты,
отменяющие или умаляющие права
и свободы человека и гражданина.
Во-вторых, их ограничение возможно
только федеральным законом и
лишь при наличии определенных обстоятельств,
предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции
РФ, только в той мере, в какой
это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
В-третьих, определены права и свободы
граждан, вообще не подлежащие ограничению.
К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ
относит право на жизнь, достоинство
личности, неприкосновенность частной
жизни, личной и семейной тайны, защиту
своей чести и доброго имени,
недопустимость сбора, хранения информации
о частной жизни лица без его
согласия, свободу совести и свободу
вероисповедания, право на свободное
использование своих
Данные
конституционные положения
Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции).
Суды,
рассматривая уголовные, гражданские,
хозяйственные (арбитражные суды) и
другие категории дел, в том или
ином виде осуществляют контроль за соблюдением
органами исполнительной власти и их
должностными лицами прав и свобод
граждан, созданием условий для
выполнения ими своих обязанностей.
Суд и судьи все в большем
объеме рассматривают дела, вытекающие
из административных правоотношений,
административно-правовых споров, возникающих
в процессе повседневной деятельности
органов государственного управления
и должностных лиц позитивного
характера, например в связи с
решением вопросов о выдаче лицензий,
разрешений, документов (в частности,
заграничного паспорта) и т.д., а также
в связи с совершением
Как
положительный знак и перспективную
тенденцию необходимо отметить все
более расширяющийся спектр административной
юрисдикции судов и судей по рассмотрению
дел об административных правонарушениях.
Кроме того, судьи рассматривают
дела об административных правонарушениях
независимо от подведомственности их
решения, когда за их совершение в
качестве одного из видов административного
наказания предусмотрены
Особое
место среди судебных гарантий прав
и обязанностей граждан в сфере
государственного управления занимает
деятельность Конституционного Суда РФ.
По жалобам граждан, запросам должностных
лиц органов исполнительной власти
(например, главы администрации субъекта
РФ), законодательных органов (например,
Государственной Думы) он рассматривает
дела о проверке конституционности,
т.е. о соответствии Конституции
РФ конкретных норм (статей), конкретных
правовых актов (законов, указов Президента
РФ, правительственных актов и
др.), как правило, непосредственно
связанных с конституционными правами,
свободами и обязанностями
Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина