Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы
После внесения изменений в Указ от 27 апреля 1722 г. Екатериной I обжалование решений нижестоящих органов могло осуществляться только через Сенат. Екатерина II в июне 1763 г. подписала Манифест о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя, который установил порядок рассмотрения жалоб по существу. Впервые было введено разделение обращений, поданных в государственные органы, для их рассмотрения в административном или в судебном производстве 13.
До 1905 г. в России прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом Николая II от 18 февраля 1905 г. право подачи прошений было предоставлено, всем гражданам России без исключения. Но нормы этого Указа не были включены в текст основных государственных законов и не стали конституционными.
После
Октябрьской революции 1917 г. все
ранее действовавшие правила
о работе с прошениями были отменены.
Органами государственной власти Советской
России принимались решения и
создавались специальные службы
и бюро по работе с жалобами. Был
организован контроль за соблюдением
права рабочих и крестьян на обращение.
Но в первых советских конституциях
право на обращение в органы государственной
власти зафиксировано не было, оно
продолжало регулироваться постановлениями
правительства и другими
12
апреля 1968 г. Президиум Верховного
Совета СССР принял Указ «О
порядке рассмотрения
Впервые право граждан на обращение было закреплено в Конституции СССР 1977г., в ст. 49 которой говорилось, что граждане имеют право «вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе». Это означало, что институт права на обращение стал конституционной нормой, конституционным правом на непосредственное участие граждан в управлении государственными и общественными делами.
Однако
в этой редакции статья Конституции
СССР не только сужала предмет обращений
граждан, сводя их к предложениям
в адрес органов
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Здесь предполагаются все виды обращений, причем именно в те органы, которые обязаны, с одной стороны, создавать возможности для участия обратившихся граждан в управлении общественными и государственными делами, а с другой - защищать их законные интересы. По Конституции РФ гражданин может обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам, например за получением законным способом необходимой ему информации, справок, копий, документов (ч. 2 ст. 24).
Российский законодательный акт, регламентирующий порядок и гарантии реализации гражданами РФ данного конституционного права, до сих пор не принят. Эти вопросы регулируются устаревшим актом - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. Указов Президиума ВС СССР от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г.), который регламентирует лишь рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, причем без учета происшедших в России социально-экономических и правовых изменений.
В
целях усиления борьбы с анонимными
наветами 2 февраля 1988 г. данный нормативный
акт был дополнен Указом Президиума
Верховного Совета СССР следующего содержания:
«Письменное обращение
Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют многие авторы, - общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, КоАП, ТК).
Общая административная жалоба также реализуется в порядке, определенном Законом РФ «Об обжалований в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.
Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:
1)
право на жалобу не ограничено
по содержанию, т.е, могут быть
обжалованы незаконные, нецелесообразные
и аморальные действия и
2) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;
3)
объект обжалования - неправильные,
по мнению лица, подающего жалобу,
действия или бездействие
4)
круг лиц, имеющих право
5)
запрещается направление
6)
подача такой жалобы не
7)
срок рассмотрения жалоб и
заявлений - один месяц, кроме
случаев, когда эти обращения
не требуют дополнительного
Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Уставом связи и другими законодательными и правительственными актами.
Право
на обращения является абсолютным,
неограниченным и неотчуждаемым
правом гражданина. Каждый дееспособный
человек может обратиться в любую
государственную или
В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 22 мая 1995 г. создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан и утверждено Положение о нем. К основным функциям этого Управления отнесены:
а) централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, в адрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ;
б) обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту РФ, Правительству РФ и Администрации Президента РФ;
в) информирование Президента РФ, Правительства РФ и руководителя Администрации Президента РФ о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.
Весьма
обширны задачи Управления: это организационно-
Подобные
Управлению Администрации Президента
РФ структурные подразделения по
работе с обращениями граждан
имеются и в составе
Важное
значение в этом деле имеет обращение
Президента РФ к руководителям федеральных
органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов
РФ, в котором, в частности, говорится:
«Работу с обращениями граждан
прошу держать в поле постоянного
контроля, и ни один факт равнодушия,
волокиты, недисциплинированности должностных
лиц не должен оставаться без последствий»15.
§2.
Особенности административно-
Правовое
положение иностранных граждан
на территории РФ регулируется российским
законодательством, а также международными
договорами. Административная правоспособность
иностранцев по сравнению с правоспособностью
российских граждан носит ограниченный
характер. Так, иностранным гражданам
не предоставляются некоторые
Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина