Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина

Содержание

Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 70.66 Кб (Скачать)

     Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности  и диапазон судебного обжалования  нормативных правовых актов и  правоприменительных актов органов  исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

     Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

     Все они непосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных  актов, проведением их в жизнь, наделены широкими юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяет большое число органов  исполнительной власти такими полномочиями), что так или иначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан.

     Органы  государственного управления и их должностные  лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов, предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан  либо в процессе контрольно-надзорной  деятельности. Эти органы и должностные  лица должны создавать необходимые  условия и для свободного пользования  гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать  нарушенные права и применять  соответствующие меры воздействия  к виновным в таких нарушениях.

     Важнейшей гарантией является ответственность  должностных лиц, нарушающих права  граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права  граждан, то они в установленном  порядке отменяются. Вышестоящие  органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных  предприятий и учреждений в области  удовлетворения законных интересов  граждан и охраны их прав.

     Важное  место в системе гарантий занимает уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

     В соответствии с данным Законом уполномоченный по правам человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию  законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его  с общепризнанными принципами и  нормами международного права; г) выявлению  нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению  в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

     Например, 2 ноября 2000 г. в «Российской газете»  опубликовано заключение Уполномоченного  по правам человека с обращением к  Министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату  военнослужащим «северные» процентные надбавки к заработной плате и  соответствующие районные коэффициенты, с рекомендацией издать необходимый  нормативный акт, исключающий подобные нарушения закона.

     В систему гарантий прав граждан необходимо включить Комиссию по правам человека, образованную при Президенте РФ. В  соответствии с Положением о ней  от 18 октября 1996 г. ее основной задачей  является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и  соблюдению прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству гражданам  РФ, находящимся за ее пределами.

     Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет  гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми  способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например проводить  пикетирование, осуществлять право  на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения в  адрес от Президента РФ до местной  администрации.

     Вывод:

     Рассматривая  административно-правовой статус гражданина как совокупность прав, обязанностей и гарантий в сфере государственного управления, надо иметь в виду, что  этот статус в конечном счете юридически определяется нормами права. Поэтому  правовое положение личности зависит  от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере  государственного управления. Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизмы защиты органами государства и местного самоуправления).

 

      ГЛАВА II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина 

     Одно  из принципиальных отличий современного состояния отечественного административного  права заключается в том, что  по сравнению с советским периодом его развития нормы данной отрасли  права главным своим предназначением  имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. Вследствие этого многократно возрастает роль последних в системе субъектов  административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

     Перенос центра тяжести административного  законодательства на создание усилиями органов и должностных лиц  государственного и муниципального управления надлежащих условий для  полноценной реализации прав и свобод российских граждан актуализирует  научное осмысление административно-правового  статуса граждан и его законодательного обеспечения. Однако приходится констатировать, что преимущественно е внимание исследователей административного  права традиционно сосредоточено  на таких его категориальных (понятийных) составляющих, как государственное  управление, исполнительная власть, органы государственного управления (органы исполнительной власти), государственная  служба, правовые акты управления, административно-правовые методы, административное принуждение, административный процесс, административно-правовые режимы. Не умаляя значение перечисленных  и иных институтов административного  права, все же нельзя не признать, что  они по своей юридической природе  производны от правового статуса  граждан в сфере управления. Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений.

     Административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности  в сфере управления. Это достаточно очевидное обстоятельство означает, что совершенствование юридической  регламентации положения граждан  в качестве субъектов российского  административного права объективно претендует на роль магистрального направления  развития административного законодательства. При этом задача адекватного современным  социально-экономическим потребностям обеспечения силами административно-правовых норм прав, свобод, законных интересов  и обязанностей граждан, а также  механизма их реализации предполагает необходимость многоуровневого  и многоаспектного подхода к  конструированию административно-правового  статуса граждан. Данный подход должен базироваться на концептуальной установке  ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

     § 1. Обращения граждан 

     Престиж государства, политической власти, их поддержка населением непосредственно  зависят от демократического содержания функций государственных органов, их умения и желания считаться  в своей деятельности с многообразными интересами и учитывать их, опираясь на общечеловеческие ценности12.

     С принятием Конституции Российская Федерация возвела в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой.

     В настоящее время исполнительная власть остается главным гарантом гражданских  прав. От правильного функционирования административно-правовых механизмов реализации и защиты прав граждан, от четкого и эффективного реагирования исполнительной власти на обращения  граждан зависит эффективность  и состоятельность государства  в целом.

     Обращение - это далеко не каждое послание гражданина государственному органу или должностному лицу. Это всегда юридический акт, действие, сознательно направленное на создание юридических последствий. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, гражданин  вступает с ним в определенные правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание  автора побудить адресата (государственный  орган или должностное лицо) к  каким-либо юридически значимым действиям.

     Обращения граждан могут быть трех видов.

     Предложение это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих.

     Заявление – это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя.

     Как разновидность заявления можно  выделить ходатайство - обращение с  просьбой о признании за лицом  определенного статуса и связанных  с ним прав и свобод.

     Жалоба  - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

     Роль  института обращений граждан  огромна. Обращения выполняют три  основные функции. Во-первых, они являются средством защиты прав граждан. Наряду с судебной защитой защита административная, проявляющаяся в реакции органов  исполнительной власти на обращение  гражданина и в принятии ими соответствующих  мер, есть важнейшее средство охраны человека, его прав и свобод. Во-вторых, обращение гражданина - это форма  реализации его конституционного права  на участие в управлении государством и, следовательно, одна из форм выражения  народовластия. Посредством обращений  гражданин может воздействовать на принятие решений органами государственной  власти, внося свой вклад в выработку  государственной политики в различных  областях жизни. В-третьих, обращения  граждан - это средство обратной связи, выражения реакции народа, масс на решения, принимаемые государственной  властью. В условиях демократического государства и общества необходимы отработанные механизмы обратной связи. Кроме того, обращения граждан  часто могут вскрыть некую  еще не замеченную проблему и по возможности указать пути ее разрешения, способствуя таким образом совершенствованию  системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом. Так что, изучая обращения  граждан, внимательно и чутко  относясь к поднимаемым в них  вопросам, власть будет быстрее поспевать  за изменениями в современном  необычайно динамичном обществе, что  поможет ей стать более эффективной. В силу всего этого институт обращений  граждан в современной правовой действительности занимает одно из важнейших  мест.

     Становление института права граждан на обращение  в России имеет длительную историю. В допетровский период формировалось  само право на обращение, определялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков. Судебник 1497 г. предоставил право, говоря современным языком, обращаться с челобитными вплоть до самого государя. Соборным уложением 1649 г. устанавливалась субординация подачи челобитных, жалобщикам запрещалось обращаться с челобитной непосредственно к царю.

Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина