Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является всесторонне изучение правосубъектности граждан в административном праве, особое место в работе отведено вопросу о правах и обязанностях граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В процессе написания курсовой работы ставятся следующие основные задачи:
Ознакомиться с основами административно-правового статуса гражданина РФ
рассмотреть права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
изучить административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан;
дать правовую оценку сущности административно-правового статуса гражданина
отразить особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
Введение
Глава I. Сущность административно-правового статуса гражданина
§1. Основы административно-правового статуса гражданина РФ
§2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§3. Административно-правовые гарантии прав, свободы, законных интересов граждан
Глава II. Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина
§1. Обращения граждан
§2. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список нормативных актов и литературы
Таким
образом, современное законодательство
неуклонно расширяет
Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
Все
они непосредственно занимаются
исполнением законов и
Органы
государственного управления и их должностные
лица призваны создавать материальные,
организационные, правовые и другие
необходимые условия для
Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий и учреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав.
Важное место в системе гарантий занимает уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.
В соответствии с данным Законом уполномоченный по правам человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Например, 2 ноября 2000 г. в «Российской газете» опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к Министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим «северные» процентные надбавки к заработной плате и соответствующие районные коэффициенты, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения закона.
В
систему гарантий прав граждан необходимо
включить Комиссию по правам человека,
образованную при Президенте РФ. В
соответствии с Положением о ней
от 18 октября 1996 г. ее основной задачей
является содействие реализации полномочий
Президента РФ как гаранта основных
прав и свобод человека; уважению и
соблюдению прав и свобод человека
в РФ; совершенствованию
Конституция
РФ, гарантируя государственную защиту
прав и свобод человека, предоставляет
гражданам возможность защищать
свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст.
45 Конституции РФ), например проводить
пикетирование, осуществлять право
на необходимую оборону и действия
в состоянии крайней
Вывод:
Рассматривая административно-правовой статус гражданина как совокупность прав, обязанностей и гарантий в сфере государственного управления, надо иметь в виду, что этот статус в конечном счете юридически определяется нормами права. Поэтому правовое положение личности зависит от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления. Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизмы защиты органами государства и местного самоуправления).
ГЛАВА II. Особенности
отдельных положений
административно-правового
статуса гражданина
Одно
из принципиальных отличий современного
состояния отечественного административного
права заключается в том, что
по сравнению с советским периодом
его развития нормы данной отрасли
права главным своим
Перенос
центра тяжести административного
законодательства на создание усилиями
органов и должностных лиц
государственного и муниципального
управления надлежащих условий для
полноценной реализации прав и свобод
российских граждан актуализирует
научное осмысление административно-правового
статуса граждан и его
Административно-правовой
статус граждан в значительной мере
зависит от состояния законодательства,
закрепляющего их права и обязанности
в сфере управления. Это достаточно
очевидное обстоятельство означает,
что совершенствование
§
1. Обращения граждан
Престиж
государства, политической власти, их
поддержка населением непосредственно
зависят от демократического содержания
функций государственных
С
принятием Конституции
В настоящее время исполнительная власть остается главным гарантом гражданских прав. От правильного функционирования административно-правовых механизмов реализации и защиты прав граждан, от четкого и эффективного реагирования исполнительной власти на обращения граждан зависит эффективность и состоятельность государства в целом.
Обращение
- это далеко не каждое послание гражданина
государственному органу или должностному
лицу. Это всегда юридический акт,
действие, сознательно направленное
на создание юридических последствий.
Направляя обращение в какой-
Обращения граждан могут быть трех видов.
Предложение это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих.
Заявление – это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя.
Как
разновидность заявления можно
выделить ходатайство - обращение с
просьбой о признании за лицом
определенного статуса и
Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.
Роль
института обращений граждан
огромна. Обращения выполняют три
основные функции. Во-первых, они являются
средством защиты прав граждан. Наряду
с судебной защитой защита административная,
проявляющаяся в реакции
Становление института права граждан на обращение в России имеет длительную историю. В допетровский период формировалось само право на обращение, определялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков. Судебник 1497 г. предоставил право, говоря современным языком, обращаться с челобитными вплоть до самого государя. Соборным уложением 1649 г. устанавливалась субординация подачи челобитных, жалобщикам запрещалось обращаться с челобитной непосредственно к царю.
Информация о работе Особенности отдельных положений административно-правового статуса гражданина