Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрывается постановкой следующих задач:

1. проанализировать законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выявить его преимущества и недостатки;

2. определить круг участников договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, субъектов, определить их права и обязанности;

3. рассмотреть существенные условия договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

4. исследовать практику рассмотрения споров в области применения обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Правовые основы и общая характеристика страхования гражданской ответственности в Российской Федерации…………………………………….6

§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки…………………….. 6

§2. Понятие и cубъектный состав при страховании гражданской ответственности…………………………………………………………………12

Глава II. Существенные условия и ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности………. 25

§ 1. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности и анализ судебной практики…………………25

§ 2. Ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств…………………………………………………………………………. 37

Заключение…………………………………………………………………….. 43

Список использованной литературы………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

$$$Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств..doc

— 235.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в случае, когда в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена  к определенному сроку, с момента  его истечения правонарушение является оконченным. Однако противоправное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продолжает длиться до его прекращения.

     Неисполнение  владельцем транспортного средства установленной федеральным законом  обязанности по страхованию своей  гражданской ответственности является длящимся правонарушением.

     Между тем, исходя из общих начал привлечения  к ответственности, повторно в течение  срока действия административного  взыскания привлечь к ответственности  за отсутствие полиса обязательного  страхования нельзя.

     Лицо, которому назначено наказание за совершение административного правонарушения, считается ему подвергнутым в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (срок погашения данного наказания).34

     По  общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении исчисление срока для назначения наказания и привлечения к ответственности определяется не моментом совершения административного правонарушения, а моментом его обнаружения.

     У лица, повергнутого административному  взысканию, два возможных варианта поведения: либо уплата штрафа, либо обжалование  постановления о привлечении к ответственности.

     В силу ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня  вступления постановления о наложении  административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

     Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают  решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности  в соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

     Не  вступившее в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих  инстанций по жалобам на это постановление  могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

     Таким образом, установление ответственности  за невыполнение обязанности по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств является одним из силовых рычагов воздействия, обеспечения обязательности данного вида страхования. Применительно к нашей стране возможно было пойти по примеру некоторых зарубежных государств, где за невыполнение обязанности по обязательному страхованию установлен высокие штрафные санкции. 

Заключение 

     На  основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

     Субъектами  договора обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются: страхователь, страховщик и профессиональное объединение  страховщиков. Потерпевшие не являются субъектами данного договора, однако они являются одной из самых основных фигур правоотношений, вытекающих из вышеуказанного договора.

     В соответствии с п.1 ст. 432 ГК РФ любой  договор считается заключенным  с момента согласования сторонами  его существенных условий. Особенностью рассматриваемого договора является определение всех его существенных условий непосредственно в самом Федеральном законе №40-ФЗ. К ним относятся: объект страхования, страховой риск, страховая сумма и срок действия договора. В виду того, что правила страхования являются неотъемлемой частью договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, все положения указанных правил также являются существенными условиями данного договора. Поскольку договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является одним из видов договора страхования, то и условия признания договора недействительным, установленные гражданским законодательством, применимы и к данному виду договора.

     С принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" N 40-ФЗ Россия сделала еще один шаг к сближению с европейским сообществом. Подобные законы имеются во всех странах Западной Европы. Теперь и россиян будут приучать к цивилизованным формам решения многих неприятных вопросов, которые неизбежно возникают, когда случаются дорожно-транспортные происшествия. В результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах ежегодно гибнут около тридцати тысяч человек. Свести эту цифру до минимума - одна из целей названного Закона. Постоянное применение закона будет открывать законодательно незащищенные моменты, тем самым указывая на необходимость внесения изменений и дополнений в закон.

     Одним из основных проблемных вопросов, рассматриваемых в первой главе работы, является коллизии законодательства, регулирующего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ. В связи с тем, что Федеральный закон №40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" достаточно недавно вступил в действие и является для правовой системы РФ нововведением, то его применение на практике выявляет различные пробелы законодательства. Одной из указанных проблем является то, что должным образом не налажен обмен информацией между страховщиками относительно безаварийной езды в период срока страхования. В этой связи целесообразнее законодательно предусмотреть создание своеобразного "банка данных" о наступлении страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

     Имеются нарекания на результаты экспертного  исследования транспортных средств, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий. Не создана независимая служба автотехнической экспертизы. Те эксперты, к которым направляют потерпевших страховые компании для установления суммы причиненного ущерба, как правило, финансово от нее зависят: как минимум, арендуют у них помещения. При таких обстоятельствах не исключаются различного рода злоупотребления, например, занижение сумм причиненного ущерба. Также нет единой оценки вреда жизни и здоровью потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий. Для устранения указанных недостатков необходимо создать независимую службу экспертов для производства экспертного исследования в целях установления вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий.

     Большая часть потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий – водители транспортных средств. Именно им и принадлежащим им транспортным средствам причиняется ущерб. На западе потерпевший обращается за возмещением к своему страховщику, а не в страховую компанию виновника. Так ему проще и удобнее. В дальнейшем обе компании производят взаимозачет. В России необходимо учесть опыт других стран, где законы об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств действуют давно и при внесении изменений и дополнений в Закон (а в этом имеется прямая необходимость) учитывать интересы как потерпевших, так и страхователей, страховщиков.

     Установленные тарифы на обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств являются завышенными  и в связи с этим необходимо пересмотреть их в сторону снижения. Также необходимо предусмотреть более короткие сроки страхования (одно-двух дневные и, возможно, тариф "выходного дня").

     Обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств подлежит обязательному лицензированию. Уполномоченный на то государственный орган проводит соответствующие проверки страховых компаний перед тем, как допустить их к работе на страховом рынке. Опыт применения закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств показывает, что ряд компаний были не в состоянии производить выплаты пострадавшим по причине отсутствия необходимых средств. В этой связи, правильнее было бы на законодательном уровне предусмотреть обеспечение оплаты обязательств по обязательному страхованию страховой компании – банкрота государством, которое обязало всех водителей приобретать полиса ОСАГО и выдало соответствующую лицензию конкретной страховой компании, тем самым, гарантировав её надежность. После этого, государство, используя свои силовые структуры, может осуществить поиск виновных и взыскать с них сумму ущерба. Мы живем в правовом государстве, а последнее должно не только обязывать своих граждан к выполнению тех или иных действий, но и обеспечивать защиту их прав – в противном случае теряется смысл лицензирования указанного вида деятельности.

     В законе также необходимо предусмотреть  экономические и административные санкции к страховым компаниям  в случае необоснованной задержки выплат страховых сумм. Одной из таких санкций может быть лишение лицензии, как это практикуется по другим видам лицензируемых видов деятельности.

     Страхователю  необходимо более тщательно подходить  к вопросу выбора страховой компании, предпочтение лучше отдавать компаниям, давно известным на страховом рынке и зарекомендовавшим себя надежной (платежеспособной) страховой организацией, имеющей широкую сеть представителей в регионах. При заключении договора и оформлении страхового полиса особое внимание обращать на правильное заполнение всех пунктов договора, так как несоблюдение этого требования может повлечь отказ в страховых выплатах. При наступлении страхового случая, для своевременного и полного возмещения ущерба, необходимо предоставлять страховщикам в полном объеме и в установленный срок все необходимые документы (а в отдельных случаях и поврежденное имущество).

     Кроме того, государством не принято достаточных  мер по осуществлению надлежащего  контроля за исполнением требований Закона "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Контроль на стадии регистрации транспортного средства в ГИБДД, прохождения государственного технического осмотра транспортных средств и эпизодические проверки на постах ГИБДД явно не достаточны. Согласно гражданского законодательства, в Российской Федерации предусмотрена простая письменная форма доверенности на право управления транспортным средством и предоставить транспортное средство любому гражданину – право собственника. Какие – либо сведения в уполномоченные на то органы при этом не предоставляются. Выходом из сложившейся ситуации могут являться ужесточение ответственности водителей, управляющих транспортными средствами без полиса ОСАГО, процедуры проверок наличия полиса обязательного страхования у водителей.

     Установление  ответственности за невыполнение обязанности  по обязательному страхованию гражданской  ответственности владельцев транспортных средств является одним из силовых  рычагов воздействия, обеспечения  обязательности данного вида страхования. Применительно к нашей стране возможно было пойти по примеру некоторых зарубежных государств, где за невыполнение обязанности по обязательному страхованию установлен высокие штрафные санкции.

     Сам собой напрашивается выход из сложившейся ситуации, когда полис  обязательного страхования не "привязывается" к конкретному автотранспортному средству, а является "именным" на того или иного водителя.

     Таким образом, постоянное применение закона создает практику. За короткий срок действия закона об ОСАГО еще не сформировалась достаточная правоприменительная практика. При вынесении решений суды руководствуются нормами Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" в соотношении с Гражданским кодексом РФ. Пока практика не насчитывает каких-либо коллизий или пробелов в соотношении этих нормативно-правовых актов, однако, встречаются моменты, не урегулированные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, и это требует дополнительного их внедрения в законодательство.

Информация о работе Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств