Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:14, курсовая работа
Цель работы раскрывается постановкой следующих задач:
1. проанализировать законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выявить его преимущества и недостатки;
2. определить круг участников договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, субъектов, определить их права и обязанности;
3. рассмотреть существенные условия договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
4. исследовать практику рассмотрения споров в области применения обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Правовые основы и общая характеристика страхования гражданской ответственности в Российской Федерации…………………………………….6
§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки…………………….. 6
§2. Понятие и cубъектный состав при страховании гражданской ответственности…………………………………………………………………12
Глава II. Существенные условия и ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности………. 25
§ 1. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности и анализ судебной практики…………………25
§ 2. Ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств…………………………………………………………………………. 37
Заключение…………………………………………………………………….. 43
Список использованной литературы………………………………………..48
В соответствии с подпунктом "з" пункта 35 Приказа МВД РФ от 27.01.2003 года №59 для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств предоставляют, среди прочих документов, в случаях когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, - страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании. В документах ГИБДД, закрепляющих факт регистрации транспортного средства или прохождения государственного технического осмотра транспортного средства, отражаются данные о страховом полисе.25
Подделать страховой полис – достаточно трудоемко, что понятно как представителю страховщика, так и потенциальному страхователю. В сговоре же вышеуказанных лиц находит соглашение о мнимой сделке, когда для регистрации транспортного средства или для прохождения государственного технического осмотра транспортного средства потенциальный страхователь получает за вознаграждение, выплачиваемое лично представителю страховщика, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. После прохождения процедур регистрации транспортного средства и технического осмотра, страховой полис возвращается представителю страховщика. Указанный экземпляр страхового полиса уничтожается или помечается как испорченный при заполнении и, соответственно, недействительный. В указанном случае можно говорить, что отношений по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств между страховщиком и страхователем не возникло.
Также, по общему правилу, сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным, недействительна. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны. В интересах гражданина, признанного недееспособным вследствие психического расстройства, совершенная им сделка может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина. Аналогичные положения закреплены в отношении сделок, совершенных несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет.26
Таким
образом, в соответствии с п.1 ст.
432 ГК РФ любой договор считается
заключенным с момента
Рассматривая иски страховых компаний о взыскании сумм ущерба, причиненных лицом не включенным в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством и при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, суды удовлетворяли их в бесспорном порядке.
Так, решением Муромского суда гр. Иванов, управлявший транспортным средством за пределом срока действия договора ОСАГО и ставший виновником дорожно-транспортного происшествия, был обязан возместить страховой компании сумму причиненного им потерпевшей стороне ущерба, равную сумме страховых выплат, уплаченных по договору ОСАГО потерпевшему страховой компанией.27
В другом случае, суд не удовлетворил требований страховой компании, которая обратилась с регрессным иском о взыскании со страхователя – гр. Абрамова В.И. сумм причиненного им ущерба, выплаченного потерпевшей стороне страховой компанией. Дело в том, что по договору страхования ОСАГО Абрамовым В.И. (страхователем) в числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством был указан гр.Елистратов А.В. Страховой же случай наступил в период действия договора, но транспортным средством управлял сам страхователь – гр.Абрамов В.И.
Разрешая вышеуказанный иск, суд руководствовался тем, что гр.Абрамов по договору ОСАГО является страхователем и дополнительного указания в договоре, что страхователь допускается к управлению транспортным средством, не требуется.28
Интересны для правоприменителей и такие случаи: страховые компании, выступавшие в качестве страховщиков по договорам ОСАГО, отказывали потерпевшим в требовании возмещения потери товарного вида автомобиля, в связи с чем ряд потерпевших обращались в суд с исками к страховым компаниям с требованием возмещения убытков, вызванных повреждением товарного вида автомобиля. В обосновании своего требования потерпевшими предоставлялись заключения проведенных экспертиз транспортных средств, в выводах которых значилось, что в результате имевшего место дорожно-транспортного происшествия транспортные средства, которыми они управляли, потеряли товарный вид. Муромский суд Владимирской области поставил точку в данных спорах потерпевших от ДТП и страховых компаний, обязав страховщиков произвести соответствующие выплаты и определив при этом, что потеря товарного вида транспортного средства является прямым ущербом. Вышеуказанные решения выносились по искам гр. Малолетенкова Э.В. к страховой компании "Росгосстрах" и гр. Симонова С.Г. к страховой компании "Сервис-Резерв".
Таким
образом, постоянное применение закона
создает практику. За короткий срок
действия закона об ОСАГО еще не сформировалась
достаточная правоприменительная практика.
При вынесении решений суды руководствуются
нормами Федерального закона от 25 апреля
2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств" в соотношении
с Гражданским кодексом РФ. Пока практика
не насчитывает каких-либо коллизий или
пробелов в соотношении этих нормативно-правовых
актов, однако, встречаются моменты, не
урегулированные вышеуказанным законодательством,
и это требует дополнительного их внедрения
в законодательство.
§ 2. Ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Законодателем предусмотрены меры воздействия к лицам, не выполняющим требования закона об обязательном страховании гражданской ответственности. Так, статьей 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность водителей транспортных средств при отсутствии документов, предусмотренных Правилами дорожного движения. Правилами дорожного движения, утвержденными Постановление СМ РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. 29
Указанное нарушение (за исключением нарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.30
За несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств статьей 12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Так, управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями - влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
Часть
вторая указанной статьи Кодекса
РФ об административных правонарушениях
предусматривает
Данное нарушение влечет за собой наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.31
В настоящий период в соответствии с частью 5 Федерального закона РФ от 19.06.2000 года № 82 –ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.32
Каждый из выше описанных способов совершения правонарушений образует самостоятельный состав правонарушения. Практика применения этого вида ответственности выявила наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы:
-
в течение какого времени
-
возможно ли одно и то же
лицо повторно привлечь к
Общими правилами (принципами) наложения административного взыскания являются законность и индивидуализация применения взыскания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено лишь одно (основное) абсолютно определенное взыскание и лишь в пределах, которые установлены в санкции соответствующей нормы.
При
наложении взысканий следует
выяснить, является ли содеянное одним
правонарушением либо имеет место
несколько самостоятельных
Повторность - это осуществление лицом двух или более административных правонарушений, превращающих простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого установлена повышенная административная ответственность. Пример - продажа огнестрельного оружия гражданам, не имеющим разрешения органов внутренних дел.33
Продолжаемое правонарушение состоит из ряда сходных действий по их направленности, содержанию, которые в совокупности образуют единое правонарушение. К продолжаемым административным правонарушениям относится, например, неоднократное нарушение должностными лицами правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора.
Длящееся правонарушение непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени. Оно начинается с момента совершения противоправного действия или бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности и может быть прекращено вследствие:
- действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения (исполнение возложенной на него обязанности, явка в государственный орган с заявлением о совершенном правонарушении);
-
вмешательства государственных
органов, в том числе
-
наступления событий,
В
соответствии со ст.4 Закона об ОСАГО
при возникновении права
Как видим, нормативным актом установлен срок для исполнения возложенной обязанности.
До наступления указанного срока лицом фактически не совершается никакое правонарушение, так как лицо вправе исполнить возложенную на него обязанность в любой момент. Деяние становится противоправным уже после истечения данного срока. Каких-то временных рамок, ограничивающих течение противоправного деяния, уже нет, в силу чего считать такой срок "пресекательным" по отношению к противоправному деянию (в том смысле, что деяние не завершается с его наступлением) и трактовать его как прекращающий противоправное поведение (состояние) было бы некорректно.
Информация о работе Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств