Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрывается постановкой следующих задач:

1. проанализировать законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выявить его преимущества и недостатки;

2. определить круг участников договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, субъектов, определить их права и обязанности;

3. рассмотреть существенные условия договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

4. исследовать практику рассмотрения споров в области применения обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Правовые основы и общая характеристика страхования гражданской ответственности в Российской Федерации…………………………………….6

§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки…………………….. 6

§2. Понятие и cубъектный состав при страховании гражданской ответственности…………………………………………………………………12

Глава II. Существенные условия и ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности………. 25

§ 1. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности и анализ судебной практики…………………25

§ 2. Ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств…………………………………………………………………………. 37

Заключение…………………………………………………………………….. 43

Список использованной литературы………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

$$$Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств..doc

— 235.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

КАЗАНСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.

ПЛАТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по Г.П. на тему: Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств.  
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3-его курса дневной формы обучения

172 гр. Шарафеев  Б.И 
 

                                   Проверила:

                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2010.

Содержание 

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Правовые основы и общая характеристика страхования гражданской ответственности в Российской Федерации…………………………………….6

   § 1. Общая  характеристика законодательства, регулирующего  обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки…………………….. 6

   §2. Понятие и cубъектный состав при страховании гражданской ответственности…………………………………………………………………12

Глава II. Существенные условия и ответственность за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности………. 25 

   § 1. Существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности и анализ судебной практики…………………25

   § 2. Ответственность  за нарушение условий договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………………………………………………………………….  37

Заключение…………………………………………………………………….. 43

   Список  использованной литературы………………………………………..48

Введение

    Многие  виды деятельности, необходимые для  нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами.

    В данном случае объектом страхования  выступает гражданская ответственность. Предметом является договор автогражданской ответственности.

     Актуальность  темы. Страхование гражданской ответственности есть система стабилизации экономических отношений и гарант решения социальных задач. Для государства развитая система страхования позволяет уменьшить нагрузку на бюджетную систему за счет формирования страховых фондов, из которых погашается ущерб по страховым случаям. В этом плане страхование есть необходимый институт современного государства и рыночной экономики.

     Страхование в условиях рыночной экономики требует разработки эффективного правового механизма, обеспечивающего четкость и полноту правил поведения страхователя и страховщика при обязательном и добровольном страховании автогражданской ответственности. Особую значимость эта проблема приобретает в настоящее время, когда Российская Федерация находится в условиях активного развития страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц. Правила поведения страхователя и страховщика определен в федеральном законе №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"1 который был принят Государственной Думой 03 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года. 25 апреля 2002 года Президентом РФ Путиным В.В. был подписан данный Федеральный закон, который с 01 июля 2003 года вступил в силу.

     Цель  работы раскрывается постановкой следующих  задач:

     1. проанализировать законодательство  об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств, выявить  его преимущества и недостатки;

     2. определить круг участников договора  обязательного страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных  средств, субъектов, определить  их права и обязанности;

     3. рассмотреть существенные условия  договора обязательного страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

     4. исследовать практику рассмотрения  споров в области применения  обязательного страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных  средств.

     При написании работы были использованы такие методы, как системный анализ, сравнительно-правового анализа, индукции, позволившие обобщить материал и детально исследовать проблемные вопросы.

     Основными источниками, которые легли в  основу исследования, являются Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В работе проведен их правовой анализ, а также использованы труды таких авторов, как Дедиков С.В., Завидов Б.Д., Смирнова В.В., Худяков А.И.

      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, каждая глава в свою очередь состоит из двух параграфов, затем следует заключение и список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Правовые основы и  общая характеристика страхования гражданской ответственности в Российской Федерации. 

§ 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего  обязательное страхование  гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, его преимущества и недостатки

     Существует  несколько источников, регулирующих область отношений страхования гражданской ответственности. Такими являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, основным же нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу правоотношений является Федеральный закон №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".2

     Начнем  с того, что данный Закон состоит  из 34 статей, сгруппированных в шесть  глав. Первая глава содержит основные понятия, используемые для целей  настоящего Закона, а также основные принципы обязательного страхования: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в установленных пределах: всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности; экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в безопасности дорожного движения.

     Во  второй главе определяются условия  и порядок осуществления обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств. Закон  возлагает на владельцев транспортных средств обязанность за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Выполнить эту обязанность необходимо не позднее чем через пять дней после возникновения права владения транспортным средством. "Владение" - это не только, к примеру, покупка автомобиля, но и получение его в оперативное управление, допустим, по доверенности.

     Объект  обязательного страхования - имущественные  интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при его использовании на территории России. Это правило не действует при возникновении ответственности вследствие причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования, и еще в десяти случаях, которые указаны в законе.

     Страховщиком  является страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такое право подтверждается лицензией, выданной федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

     Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством РФ. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов (они устанавливаются в зависимости от многих факторов). Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов. Действие закона ориентировано на защиту прав потерпевших по возмещению вреда, причиненного их жизни (здоровью) или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Другими словами, если вы стали участником ДТП и при этом не виноваты, вашему здоровью был причинен вред или нанесен ущерб имуществу, то за причинителя вреда (виновника аварии) его страховой компанией вам будет компенсирован ущерб.

     Не  следует путать страхование автогражданской  ответственности при ДТП со страхованием автомобиля от угона, ущерба или стихийного бедствия. Оно является добровольным, да и плата за страхование собственного автомобиля во много раз выше. Новый закон нужен для того, чтобы потерпевшие в результате ДТП могли получить компенсацию. Его суть состоит в том, что потерпевший не будет оставлен один на один со своей бедой и получит компенсацию от страховой компании нарушителя. Если из-за аварии пострадал автомобиль потерпевшего, будет оплачен ремонт машины или выплачена сумма ущерба. Если пострадал водитель, пешеход, пассажир, им будут предоставлены денежные средства на лечение, реабилитацию, компенсирована потеря заработка. Родственники погибших также получат компенсацию. Таким образом, закон в первую очередь нужен потерпевшим, так как он освобождает их от необходимости выбивать деньги с виновника, что не всегда удается.3

     Компенсации виновнику ДТП новым правилом не предусмотрены. Но теперь и он будет защищен от значительных расходов по возмещению ущерба потерпевшему. Эти функции возьмет на себя страховая компания. Полис добровольного страхования, не сможет заменить полисы обязательного страхования. Правила и тарифы по добровольному страхованию отличаются в разных страховых компаниях. Тарифы и правила обязательного страхования едины для всей страны.4

     С появлением обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств связаны те преимущества, которые предоставляются им.

     Во-первых, это гарантия возмещения потерпевшему причиненного ущерба, образовавшегося  в результате эксплуатации транспортного  средства – источника повышенной опасности. С введением указанного закона потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий теперь не придется оставаться один на один с виновником происшествия – ему достаточно будет обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба (предоставив при этом необходимые документы).

     Во-вторых, закон об ОСАГО предоставляет всем водителям, приобретшим полис обязательного страхования возможность за сумму стоимости страховки обеспечить возмещение ущерба, который может возникнуть в результате их действий при управлении транспортным средством.

     В-третьих, приняв указанный закон, Россия уравнялась по правовому регулированию в указанной сфере со многими странами, где аналогичные виды страхования действуют уже давно.5

     Одновременно  с имеющимися плюсами, существуют и  ряд недостатков, вернее, их следует  назвать недоработками соответствующего закона.

     Так, указанный вид деятельности (обязательное страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств) подлежит обязательному лицензированию. Уполномоченный на то государственный орган проводит соответствующие проверки страховых компаний перед тем, как допустить их к работе на страховом рынке. Опыт применения закона об ОСАГО показывает, что ряд компаний были не в состоянии производить выплаты пострадавшим по причине отсутствия необходимых средств. В этой связи, правильнее было бы предусмотреть обеспечение оплаты обязательств по обязательному страхованию страховой компании – банкрота государством, которое обязало всех водителей приобретать полиса ОСАГО и выдало соответствующую лицензию конкретной страховой компании, тем самым, гарантировав её надежность. После этого, государство, используя свои силовые структуры, может осуществить поиск виновных и взыскать с них сумму ущерба. Мы живем в правовом государстве, а последнее должно не только обязывать своих граждан к выполнению тех или иных действий, но и обеспечивать защиту их прав – в противном случае теряется смысл лицензирования указанного вида деятельности.6

Информация о работе Обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств