Общая характеристика договора воздушной перевозки груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:55, научная работа

Описание работы

Определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств. Анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств. 5
1.1. Понятие и система транспортных обязательств. 5
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств. 9
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза. 14
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза. 14
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза. 18 Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 30
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 30
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

Работа содержит 1 файл

Договор в.п.б..docx

— 76.52 Кб (Скачать)

   Не  лишним было бы ввести в ВК РФ правило, согласно которому при утрате груза (полной или частичной), а также  в случаях его порчи или  повреждения, по своим последствиям приравниваемых к утрате, наряду с возмещением ущерба в указанных пределах, обязать воздушного перевозчика возвращать провозную плату, полученную от грузоотправителя по договору, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза. Поскольку ответственность перевозчика и так ограничена, то это правило позволило бы более полно восстанавливать имущественное положение потерпевших. К примеру, лицо по договору воздушной перевозки оплатило отправку груза, который не прибыл в пункт назначения, поскольку был утрачен. В случае, если груз был отправлен с объявлением ценности, то после получения возмещения, со стороны грузоотправителя (грузополучателя) может возникнуть правомерный вопрос, - за что перевозчик получил деньги плюс дополнительную плату? Ведь он не выполнил условий договора, груз пропал. Можно подсчитать имущественные потери грузоотправителя. Они будут равны возмещению в размере объявленной ценности минус плата за перевозку и дополнительная плата за то, что груз отправлен с объявлением ценности.  

   При перевозке без объявления ценности, ситуация осложняется тем, что грузоотправитель должен будет представить доказательства стоимости утраченного груза (багажа), а в противном случае довольствоваться возмещением в размере двух МРОТ за килограмм веса багажа или груза. Нужно отметить, что аналогичное правило уже давно известно гражданскому законодательству (например, п. 3 ст. 796 ГК РФ; п. 8.3.5. Правил № 19). П. 8.3.5. Правил № 19 гласят, что при утрате или недостаче багажа, перевозка которого оплачена, перевозчик наряду с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку, взысканную за утраченный багаж. Поскольку ВК РФ прямо не запрещает, то данный пункт Правил № 19 подлежит применению субсидиарно. Думается, эта норма должна быть закреплена в самом ВК РФ, что придало бы дополнительные гарантии контрагентам воздушного перевозчика. 

   Приведем  пример. Закрытое акционерное общество «Племптицезавод «Большевик» (далее – ЗАО «ППЗ «Большевик») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному авиационному предприятию «Пулково» (далее – ГУАП «Пулково») о взыскании 294 000 руб. ущерба, причиненного ответчиком в результате гибели цыплят при авиаперевозке. 

   Решением  от 26 декабря 2001 года с ГУАП «Пулково»  в пользу ЗАО «ППЗ «Большевик»  взыскано 292 400 руб. убытков и 500 руб. расходов по государственной пошлине. 

   Постановлением  апелляционной инстанции решение  отменено и в удовлетворении исковых  требований отказано. Апелляционная  инстанция указала, что у ЗАО  «ППЗ «Большевик» в силу статьи 125 Воздушного кодекса Российской Федерации  отсутствует право на предъявление требований к перевозчику. 

   В кассационной жалобе ЗАО «ППЗ «Большевик»  просит постановление апелляционной  инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального  права. 

   Податель  жалобы ссылается на следующее: неправомерным  является вывод суда апелляционной  инстанции об отсутствии у истца права на предъявление иска к перевозчику груза; суд необоснованно применил к отношениям сторон положения Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. 

   В отзыве на кассационную жалобу ГУАП «Пулково»  просит постановление апелляционной  инстанции оставить без изменения. 

   В судебном заседании представители  ЗАО «ППЗ «Большевик» подтвердили  доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГУАП «Пулково»  обратился с просьбой отказать в  удовлетворении жалобы. 

   Законность  обжалуемого судебного акта проверена  в кассационном порядке. 

   Как следует из материалов дела, между  сторонами спора заключен договор  международной воздушной перевозки  груза, по условиям которого ответчик осуществлял авиаперевозку суточных цыплят из Санкт-Петербурга (Россия) в  город Караганда (Республика Казахстан). 

   По  прибытии в город Караганда была обнаружена гибель перевозимых цыплят, стоимость которых составляла 294 000 руб. 

   Поскольку перевозчик отказался в добровольном порядке возместить стоимость погибших цыплят, ЗАО «ППЗ «Большевик» обратилось с иском в арбитражный суд. 

   Отменяя решение суда первой инстанции и  отказывая в удовлетворении исковых  требований, суд апелляционной инстанции  правомерно исходил из того, что  отношения сторон возникли из договора международной воздушной перевозки и регулируются нормами Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 года). 

   Согласно  статье 26 названной Конвенции в  случае причинения вреда лицо, имеющее  право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении вреда, и  самое позднее – в течение  семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения  товаров. 

   Доводы  подателя жалобы о неправомерности  применения судом апелляционной  инстанции положений Конвенции  и о наличии у истца права на предъявление иска несостоятельны. Воздушный кодекс Российской Федерации в части определения лиц, наделенных правом на предъявление претензий и исков к перевозчику в случае нарушения последним договора перевозки, также не предоставляет указанного права грузоотправителю. 

   Поскольку истец не является получателем груза, у ЗАО «ППЗ «Большевик» отсутствует  право на предъявление иска к перевозчику. 

   При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований  для удовлетворения жалобы[22]. 

   Согласно  ст. 109 ВК РФ, перевозчик обязан доставить  принятый к воздушной перевозке  груз в пункт назначения в установленный  срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами  или установленными перевозчиком правилами  воздушных перевозок, если иное не предусмотрено  договором воздушной перевозки. В отношении воздушной перевозки  пассажира Воздушный кодекс РФ устанавливает  правило, согласно которому срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами  воздушных перевозок (п. 1 ст. 103 ВК РФ). В последнем случае, роль правил воздушных перевозок в отношении  установления сроков доставки пассажиров и багажа играют установленные перевозчиком расписания рейсов.  

   В отношении перевозки груза установлено  правило, согласно которому перевозчик обязан доставить принятый к перевозке  груз в пункт назначения в установленный  срок (п. 5.9.1 Правил № 19). В данном случае срок доставки груза согласовывается  между сторонами договора воздушной  перевозки груза. Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 часов по истечении установленного срока доставки направил получателю извещение о прибытии груза по адресу, указанному в грузовой накладной (п. 5.9.6. Правил № 19).  

   Согласно  ст. 120 ВК РФ, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере  двадцати пяти процентов установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем  пятьдесят процентов провозной  платы, если не докажет, что просрочка  имела место вследствие непреодолимой  силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.  

   В данном случае, опять же налицо ограниченная ответственность воздушного перевозчика  – штраф в размере 25 процентов  МРОТ/час, но не более 50 процентов провозной  платы. Такой штраф считается  исключительной неустойкой. Возможные  же убытки грузополучателя перевозчиком не возмещаются.  

   По  ранее действовавшему Воздушному кодексу  СССР 1983 года (далее –  ВК СССР 1983 года) перевозчик нес ответственность  за просрочку в доставке груза  в форме штрафа в размере 5 процентов  платы за перевозку за каждый день просрочки, но не свыше 50 процентов  платы за перевозку. За просрочку  в доставке багажа перевозчик уплачивал  получателю штраф в размере 10 рублей за каждый день просрочки, но не свыше 30 рублей (ст. 101 ВК СССР 1983 года). Как  видно, предшественник современного ВК РФ устанавливал дифференцированные штрафы за просрочку груза и багажа. О  штрафе за несвоевременную доставку пассажира ВК СССР 1983 года вообще не упоминал.  

   Соответственно, по ранее действующему воздушному законодательству предел ответственности перевозчика  за просрочку в доставке груза  наступал через 10 дней с момента, когда  груз должен был быть в пункте назначения, а за просрочку в доставке багажа – через 3 дня по истечении срока  доставки. Теперь же, поскольку все  регулируется рыночными механизмами, не представляется возможным вывести  общее правило, через какой период времени наступает предел ответственности  перевозчика за просрочку в доставке груза, багажа или пассажира. Этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае.  

   Просрочку в доставке необходимо отличать от утраты груза. При просрочке груз прибыл, договор перевозки исполнен, но исполнен ненадлежаще, несвоевременно. При утрате – груза нет, он не может быть выдан получателю. Следовательно, договор не исполнен. Состояние просрочки доставки груза определяется сроками, по истечении которых груз признается утраченным. Если, однако, «утраченный» груз будет обнаружен, возникает состояние просрочки. В последнем случае, если грузополучатель уже получил возмещение за утрату от перевозчика, то груз он получит только при условии возврата перевозчику полученной суммы.  

   В данном случае действует п. 5.15.11 Правил № 19, согласно которому отправитель  или получатель имеет право считать  груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если груз не был выдан  получателю в течение 10 дней по истечении  срока его доставки. Однако если груз прибыл по истечении срока его доставки и получателю была выплачена компенсация, получатель обязан принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату груза.  

   Ранее данная норма была закреплена в ст. 101 ВК СССР 1983 года, чего опять же, не воспринял новый ВК РФ.  

   Просрочка в доставке груза может явиться  причиной его порчи. В таком случае, по мнению В. Т. Смирнова, кроме возмещения ущерба, причиненного порчей груза, транспортная организация обязана уплатить штраф  за просрочку в его доставке. Такие же последствия наступают и в том случае, если в результате просрочки груз пришел в состояние полной непригодности к использованию, и по этой причине грузополучатель отказался от его приемки. Напомним, что ВК РФ не знает разницы между утратой, недостачей, порчей и повреждением. В данном случае суд должен будет привлечь перевозчика к ответственности по двум статьям – 119 и 120 ВК РФ. Но, не послужит ли это предложение почвой для злоупотреблений со стороны воздушных перевозчиков? К примеру, если просрочка повлекла порчу груза – продуктов питания, то для перевозчика экономически выгоднее было бы вообще не предъявлять груз грузополучателю, а сослаться на то, что груз утрачен. В этом случае перевозчик будет нести ответственность только по п. 1 ст. 119 ВК РФ, что естественно более привлекательней для него, чем соглашаться с просрочкой груза.  

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

   Договор перевозки грузов занимает в системе  транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым  договором, поскольку именно этот договор  выполняет основные задачи, связанные  с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю. 

   Впервые в истории России транспортные уставы и кодексы стали приниматься, как следует из толкования п. 2 ст. 784 ГК РФ, в форме федеральных законов, что в целом подчеркивает большую  социальную значимость транспорта, в  том числе воздушного. С 1 апреля 1997 года вступил в силу уже пятый  по счету – новый Воздушный  кодекс РФ. По своему характеру это комплексный нормативный акт, где сочетаются нормы как частного, так и публичного права.  

   Каждый  договор воздушной перевозки  и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными  им организациями или лицами (агентами). 

   Сам процесс перевозки груза воздушным  транспортом часто не вызывает какие-либо трудности на практике. Самыми проблемными  вопросами являются вопросы ответственности  по этому договору. 

Информация о работе Общая характеристика договора воздушной перевозки груза