Общая характеристика договора воздушной перевозки груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:55, научная работа

Описание работы

Определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств. Анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств. 5
1.1. Понятие и система транспортных обязательств. 5
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств. 9
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза. 14
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза. 14
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза. 18 Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 30
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 30
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

Работа содержит 1 файл

Договор в.п.б..docx

— 76.52 Кб (Скачать)

   1.2. Договор перевозки груза в  системе транспортных обязательств  

   Договор перевозки грузов занимает в системе  транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым  договором, поскольку именно этот договор  выполняет основные задачи, связанные  с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю. 

   Договор перевозки грузов определяется как  соглашение между грузоотправителем  и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). 

   Письменная  форма договора перевозки груза  предопределена обязанностью перевозчика  составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК РФ, ст. 31 ТУЖД, ст. 105 ВК РФ). Сдача груза перевозчику, выдача последним документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, дает основания для отнесения этого договора к категории реальных[6] гражданско-правовых договоров. 

   Договор перевозки груза является срочным  договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства  по перевозке (ст. 792 ГК РФ, ст. 31 ТУЖД, ст. 109 ВК РФ). Этот срок может устанавливаться  как в нормативном порядке, так  и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной  перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных  перевозок, если иное не предусмотрено  договором воздушной перевозки  груза (ст. 109 ВК РФ). 

   Договор перевозки грузов является возмездным, поскольку каждая из вступающих в  договор сторон имеет в виду удовлетворение определенного имущественного интереса. Провозная плата за перевозку  груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. 

   Перевозка грузов транспортом общего пользования  подразумевает, что договор перевозки  является публичным договором, то есть договором, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим  ее обязанности по перевозке грузов каждого грузоотправителя, который к ней обратится с предложением о заключении договора перевозки[7]. При этом транспортная организация как перевозчик не может оказывать какое-либо предпочтение одному грузоотправителю перед другим. Более того, отказ от заключения договора перевозки при наличии реальных возможностей транспортной организации не допускается (ст. 426 ГК РФ). 

   Сторонами в договоре перевозки грузов являются транспортное предприятие – перевозчик (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель – законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное уполномоченное владельцем груза лицо. В обязанности перевозчика входит не только принятие и перевозка груза, но и выдача его грузополучателю. Таким образом, в договорных отношениях по перевозке груза участвуют три лица: отправитель, перевозчик и получатель груза, хотя очевидно, что договор перевозки по своему правовому статусу является двусторонним договором. Эта необычная ситуация в договорном праве явилась причиной долгих и оживленных дискуссий в юридической литературе по вопросу о правовом положении грузополучателя[8]. 

   Договор перевозки грузов по своей конструкции  относится к широко известному договорному  типу – договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности. 

   Не  участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 39, ст. 41 ТУЖД, п. 2 ст. 103 ВК РФ). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства – требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК РФ), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК РФ, ст. 111 ТУЖД, ст. 122 ВК РФ). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него. 

   Специфика договора перевозки как договора в пользу третьего лица состоит и  в том, что грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги. 

   Договору  перевозки грузов как договору в  пользу третьего лица присущи некоторые  положения, не совместимые с основными  началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора. Договор перевозки грузов отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лишь лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника[9]. 

   Одним из существенных условий договора перевозки  груза является наличие в нем  указания на срок доставки груза потребителю: предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства, предпринимателям и т. п. Ускорение доставки грузов дает возможность сократить время  обращения и тем самым ускорить оборот материальных ценностей в  экономике страны. 

   Продолжительность перевозки (транспортное время) – это  время, в течение которого транспорт  выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических  операций на станции отправления, в  пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Фактор времени –  категория не только экономическая, но и юридическая, поскольку все основные перемещения  материальных ценностей регламентированы по срокам исполнения транспортного  обязательства в законе либо договоре перевозки. 

   Транспортное  законодательство до недавнего времени  не включало условие о сроках перевозки  в определение договора. По традиции, вероятно, это не сделано и в  ГК РФ (ст. 785); обязательство доставки груза в пункт назначения в установленные сроки предусматривается в ст. 792 ГК РФ, отсылающей к транспортным уставам и кодексам. 

   Глава 2. Общая характеристика договора воздушной  перевозки груза  

    

   2.1. Стороны и содержание договора  воздушной перевозки груза  

   Статья 100 ВК РФ[10] определяет перевозчика как  эксплуатанта, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки багажа, пассажиров, грузов, почты в соответствии с условиями договора воздушной перевозки. В соответствии со ст. 61 ВК РФ под эксплуатантом понимаются гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. 

   Особенности внутренних воздушных перевозок  заключаются в том, что пункт  отправления, пункт назначения и  все пункты посадок расположены  на территории Российской Федерации. Понятие  международной воздушной перевозки  несколько сложнее. При таких  перевозках воздушное судно осуществляет вылет и (или) прибытие на территории двух государств, либо на территории одного государства, при наличии пункта посадки на территории другого государства. 

   Международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются на основе транспортных конвенций, заключенных  между теми или иными государствами. Данные конвенции имеют приоритет  перед национальным законодательством, но при отсутствии механизмов правового  регулирования тех или иных отношений  по поводу международных перевозок  могут применяться правила, установленные  гражданским законодательством  Российской Федерации. 

   При осуществлении внутренних и (или) международных  воздушных перевозок перевозчик обязан придерживаться норм, установленных  международным воздушным гражданским  законодательством, выполнять требования, закрепленные авиационными правилами  и Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Приказом МГА  СССР от 16 января 1985 года № 19 (в части, не противоречащей главе 40 Гражданского кодекса РФ)[11]. 

   Лицо, выполняющее воздушные перевозки, должно располагать собственными или  арендованными воздушными судами для  выполнения заявленной программы полетов, определяемой на основании графика  оборота воздушных судов с  учетом их резервирования. Воздушные  суда должны быть оборудованы в соответствии с установленными в гражданской  авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов. Методика расчета графика оборота воздушных  судов издается в виде инструктивных  материалов специально уполномоченного  органа в области гражданской  авиации. 

   Перевозчик  должен придерживаться положений руководства  по производству полетов, руководства  по техническому обслуживанию и руководства по качеству, содержащих установленные и принятые к исполнению правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов. 

   Перевозчик  обязан обеспечить соблюдение требований экологической безопасности при  эксплуатации и техническом обслуживании воздушных судов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также наличие необходимых  нормативных актов по экологической  безопасности, разработать и осуществлять организационные и технические  мероприятия по соблюдению их требований. 

   Перевозчик, осуществляющий полеты на международных  воздушных линиях и авиационные  работы за рубежом, должен обеспечить надежные каналы связи с каждым воздушным  судном для оперативного управления перевозками или авиационными работами. Связь с воздушными судами может  обеспечиваться самостоятельно или  по договору с организацией, имеющей  допуск на выполнение соответствующих  работ. 

   Перевозчик, в зависимости от характера перевозок, обеспечивает следующие виды страхования: 

   -           ответственности владельца воздушного  судна перед третьими лицами  за вред, причиненный жизни или  здоровью либо имуществу третьих  лиц при эксплуатации воздушного  судна (ст. 131 ВК РФ); 

   -           жизни и здоровья членов экипажа  воздушного судна от несчастного  случая при исполнении ими  служебных обязанностей (ст. 132 ВК  РФ); 

   -           ответственности за вред, причиненный  жизни и здоровью пассажира  воздушного судна, а также за  вред, причиненный багажу и находящимся  при пассажире вещам (ст. 133 ВК  РФ); 

   -           ответственности перед грузовладельцем  или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу)  груза (в соответствии со ст. 134 Воздушного кодекса Российской  Федерации); 

   -           ответственности за вред, который  может быть причинен в связи  с выполнением авиационных работ  (в соответствии со ст. 135 Воздушного  кодекса Российской Федерации); 

   -           иное страхование. 

   Страхование воздушного судна (каско), а также  страхование лиц, включенных в задание  на полет и не являющихся членами  экипажа воздушного судна, осуществляется по решению перевозчика. 

   Документы по страхованию должны соответствовать  требованиям законодательства Российской Федерации в части обеспечения  страхования. 

   Перевозчик  обеспечивает загрузку и центровку  воздушных судов в строгом  соответствии с их эксплуатационной документацией. 

   Загрузка  и центровка воздушного судна  с отклонениями от предельно допустимых значений являются нарушением требований действующих нормативных документов и международных стандартов в  части обеспечения безопасности полетов. Выявление подобных нарушений  может служить основанием для  приостановления действия сертификата  эксплуатанта до тех пор, пока не будет доказано, что эксплуатант способен выполнять правила и соответствовать стандартам в области обеспечения безопасности полетов. 

   Договор воздушной перевозки груза характерен тем, что перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу. 

Информация о работе Общая характеристика договора воздушной перевозки груза