Общая характеристика договора воздушной перевозки груза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:55, научная работа

Описание работы

Определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств. Анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств. 5
1.1. Понятие и система транспортных обязательств. 5
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств. 9
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза. 14
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза. 14
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза. 18 Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 30
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 30
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

Работа содержит 1 файл

Договор в.п.б..docx

— 76.52 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ 

   ВВЕДЕНИЕ. 3 

   Глава 1. Договор перевозки грузов в  системе транспортных обязательств. 5 

   1.1. Понятие и система транспортных  обязательств. 5 

   1.2. Договор перевозки груза в  системе транспортных обязательств. 9 

   Глава 2. Общая характеристика договора воздушной  перевозки груза. 14 

   2.1. Стороны и содержание договора  воздушной перевозки груза. 14 

   2.2. Перевозочные документы и сроки  доставки груза. 18 

   Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 30 

   3.1. Общие принципы ответственности  сторон по договору воздушной  перевозки груза  30 

   3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 34 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

   Основная  специфика правоотношений, вытекающих из договора перевозки, определяется их правовым регулированием: действующий  Гражданский кодекс РФ предусматривает  лишь наиболее принципиальные положения  о транспортных договорах, имея в  виду, что на основе этих положений  в транспортных уставах и кодексах должны быть, предусмотрены специальные  правила для отдельных видов  транспорта.

   Для такой большой страны как Российская Федерация всегда актуальным вопросом остается организация перевозок  пассажиров, их багажа и грузов воздушным  транспортом. Только воздушный транспорт  позволяет быстро и качественно  переместить скоропортящийся товар  на большие расстояния или в труднодоступные  пункты. При этом нельзя утверждать, что правовая база договора перевозки  грузов воздушным транспортом детально разработана, так как в этой области  правоотношений действует ряд зачастую взаимоисключающих норм. Необходимо совершенствование правового регулирования  авиаперевозок. Указанные соображения  обусловливают актуальность выбранной  автором темы исследования.

   Объектом  настоящего исследования выступают  отношения, складывающиеся по поводу организации  перевозок грузок воздушным транспортом. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, научная и учебная литература.

   Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза  воздушным транспортом.

   Задачами  исследования являются: 

   -           определение места договора перевозки  грузов в системе транспортных  обязательств; 

   -           анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом; 

   -           анализ содержания договора перевозки  грузов воздушным транспортом; 

   -           анализ норм об ответственности  сторон договора перевозки грузов  воздушным транспортом. 

   Задачи  исследования определяют его структуру. Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена общим вопросам транспортных обязательств. Вторая глава  посвящена анализу содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом. В третьей главе анализируется  ответственность сторон по договору перевозки грузов воздушным транспортом. 

   Методологическую  основу исследования составляют общенаучные  и частнонаучные методы. 

   К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. 

   К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод. Он включает в себя: а) описание норм права; б) установление юридических признаков определенных явлений; в) выработку правовых понятий; г) классификацию правовых понятий; д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки; е) объяснение правовых понятий под углом зрения юридических теорий; ж) описание, анализ и обобщение юридической практики. 

   Нельзя  сказать, что институт договора перевозки  является малоизученным в науке  гражданского права.  

   Так, его анализу посвящено множество  трудов Е. А. Суханова, О. С. Иоффе, В. В. Витрянского, В. Т. Смирнова и многих других цивилистов. 

   Таким образом, предлагаемое исследование представляет собой комплексное исследование института договора перевозки грузов воздушным транспортом. 

   Глава 1. Договор перевозки грузов в  системе транспортных обязательств  

   1.1. Понятие и система транспортных  обязательств 

   Транспортные  обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров, багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредуют сферу услуг  нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору[1]. 

   Транспортные  обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного  процесса на различных стадиях, - это  обязательства в области транспортной деятельности по перемещению  материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного  обслуживания, буксировки судов и  плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями  ее организации. 

   Транспортное  обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо – перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица – грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа – определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо – оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон. 

   Перевозка – вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Согласно п. 1 статьи 784 ГК РФ[2] перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании  договора перевозки. Однако процесс  перемещения груза не исчерпывается  отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика  по подаче подвижного состава, а отправителя  по предоставлению под погрузку груза  также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации  перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного  процесса до заключения договора перевозки  груза либо после его исполнения[3]. 

   В ГК РФ закреплены, как правило, унифицированные  общие нормы, относящиеся к железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному транспорту. Более детально общие условия  перевозки грузов, пассажиров и багажа этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим  из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. 

   В настоящее время в Российской Федерации действуют Воздушный  кодекс Российской Федерации, Федеральный  закон о федеральном железнодорожном  транспорте, Транспортный устав железных дорог, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации,  Кодекс внутреннего  водного транспорта Российской Федерации, Устав автомобильного транспорта. Отношения  в сфере перевозок могут регулироваться также другими законами. 

   Транспортные  уставы и кодексы, принятые Государственной  Думой РФ, являются федеральными законами. По отдельным вопросам транспортной деятельности законы принимаются субъектами РФ. Например, о плате за проезд на государственном или муниципальном  пассажирском транспорте. 

   Отношения по перевозке грузов, багажа и пассажиров регулируются также правилами, издаваемыми  в соответствии с транспортными  уставами и кодексами, другими законами. В ГК РФ не названы органы, утверждающие эти правила. В ст. 2 Воздушного кодекса  РФ в числе актов, регулирующих отношения  в области авиации, указано на федеральные авиационные правила, принимаемые в порядке, определенном Правительством РФ. Такой порядок  еще не установлен. Правила перевозок  грузов на железнодорожном транспорте, правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа утверждаются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и регистрируются в Министерстве юстиции РФ. Правила в области железнодорожного транспорта разрабатываются федеральным органом исполнительной власти с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций. В настоящее время Министерством путей сообщения РФ издан ряд новых Правил перевозок грузов, а также пассажиров, багажа, грузобагажа на железнодорожном транспорте. 

   Перевозки грузов и пассажиров осуществляются как во внутреннем, так и в международном  сообщении. Условия перевозок в  международном сообщении установлены  не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и  России. Например, Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ), Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 год), Афинской конвенцией о перевозке  морем пассажиров и багажа 1974 года На железнодорожном транспорте действуют многостороннее Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (с изменениями и дополнениями на 1 января 2000 года), двусторонние международные соглашения о прямом международном железнодорожном сообщении, заключенные с Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном и рядом других стран. Внутреннее законодательство применяется к перевозкам, регулируемым международными конвенциями и соглашениями, если данными актами не установлено иное. 

   Международно-правовыми  являются также многосторонние и  двусторонние соглашения в области  транспорта, заключаемые государствами-участниками  СНГ. Например, Соглашение от 21 марта 1995 года между Правительством РФ и Правительством Украины о международном автомобильном  сообщении. 

   Согласно  правилу ч. 2 п. 2 статьи 784 ГК РФ условия перевозок конкретных грузов, пассажиров и багажа, а также имущественная ответственность сторон устанавливаются соглашением между участниками перевозки, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. 

   Транспорт, сохраняя приоритетное положение в  хозяйствующих системах России, в  условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все  активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия  договора по соглашению с ним[4]. 

   Система транспортных договоров корреспондирует  самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному  функционированию последней, обеспечению  народного хозяйства, юридических  и физических лиц услугами по перевозке  грузов, пассажиров и багажа. 

   Законодательство  не дает определения транспортной системы  как единого хозяйственного комплекса. С организационно-правовой точки  зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого  централизованного управления транспортом, единого законодательства. Новый  ГК РФ также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как  практически почти все статьи гл. 40 («Перевозка») содержат отсылочные нормы к транспортным уставам  и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры. 

   В самом общем виде транспортные договоры можно классифицировать на договоры об организации перевозок грузов, договоры перевозки грузов, договоры перевозки пассажиров и багажа, договоры буксировки. В свою очередь, договоры перевозки грузов и пассажиров можно  разделить в соответствии с видом  транспорта, которым они осуществляются[5].

Информация о работе Общая характеристика договора воздушной перевозки груза