Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:55, научная работа
Определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств. Анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом. Анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств. 5
1.1. Понятие и система транспортных обязательств. 5
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств. 9
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза. 14
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза. 14
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза. 18 Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 30
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 30
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
В
последние годы законодательство стран
Запада, регулируя отношения, возникающие,
в частности, в области ответственности
за вред, причиненный на транспорте,
предусматривает единый режим ответственности
независимо от договорного или деликтного
основания возникновения вреда.
В
ряде международных транспортных конвенций
все иски о возмещении ущерба подчиняются
единым правилам, независимо от основания
этих исков.
И
действительно, достаточно сложно обозначить
ту грань, которая давала бы четко
понять, где наступает договорная,
а где деликтная ответственность
перевозчика. Поскольку термин «перевозчик»
означает сторону договорного обязательства,
то о деликтной ответственности перевозчика
можно говорить лишь в случае, когда вред
причинен другой стороне этого же договорного
обязательства – пассажиру или грузоотправителю.
В противном случае, вред будет причинен
уже не перевозчиком, а владельцем источника
повышенной опасности, по терминологии
ВК – эксплуатантом.
До
введения в действие нового ВК 1997 года
российскому законодательству не был
известен термин «эксплуатант». Поэтому,
прежде чем говорить об ответственности
перевозчика, необходимо разобраться
с понятийным аппаратом и четко себе представить,
кто такой «перевозчик», кто такой «эксплуатант»,
и как эти понятия соотносятся друг с другом.
Сторонами
договора перевозки являются пассажир
или грузоотправитель (кредитор) с
одной стороны, и перевозчик (должник)
– с другой. При попытке вычленить
фигуру перевозчика в воздушном
кодексе, мы сталкиваемся с некоторыми
трудностями, которые выражаются в
несовершенстве юридической техники
законодателя.
Согласно
ст. 100 ВК РФ, перевозчиком является
эксплуатант, который имеет лицензию на
осуществление воздушной перевозки пассажиров,
багажа, грузов или почты на основании
договоров воздушной перевозки. Эксплуатант
– гражданин или юридическое лицо, имеющее
воздушное судно на праве собственности
или ином законном титуле, использующее
указанное воздушное судно для полетов
и имеющее сертификат (свидетельство)
эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).
Воздушному
кодексу известно также такое
понятие, как авиационное предприятие.
Под авиационным предприятием понимается
юридическое лицо независимо от его
организационно-правовой формы и
формы собственности, имеющее основными
целями своей деятельности осуществление
за плату воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов, почты и
(или) выполнение авиационных работ
(п. 1 ст. 61 ВК РФ).
Таким
образом, налицо два субъекта, которые
могут заниматься перемещением людей
и материальных ценностей по договору
воздушной перевозки: эксплуатант и
авиационное предприятие. Но, согласно
ст. 100 ВК РФ, первый из них является
перевозчиком, а о правовом положении
второго данная статья не говорит ничего.
Не
вносит ясности и точка зрения
по этому вопросу Д. А. Медведева,
который ставит фигуры перевозчика,
авиационное предприятие и
Ответ,
судя по всему, следует искать в самом
ВК РФ. Так, согласно ст. 62 ВК РФ, российское
авиационное предприятие и российские
индивидуальные предприниматели вправе
осуществлять коммерческую деятельность
в области гражданской авиации при наличии
лицензий. Налицо формальный, но в то же
время необходимый для осуществления
предпринимателем своей деятельности
признак – наличие лицензии. Данная норма
различает двух субъектов имеющих право
осуществлять соответствующую коммерческую
деятельность: авиационное предприятие
и индивидуального предпринимателя. В
то же время, эта норма не упоминает понятия
эксплуатант.
Коммерческая
деятельность в области гражданской
авиации допускается только при
наличии лицензии (ст. 62 ВК РФ). Помимо
лицензии, в п. 1 ст. 8 ВК РФ предусмотрено,
что авиационные предприятия
и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие и обеспечивающие воздушные
перевозки и авиационные
Пункт
3 статьи 61 ВК РФ указывает на обязательный
формальный признак эксплуатанта –
наличие сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Однако, следует отличать сертификат (свидетельство)
эксплуатанта от сертификата, предусмотренного
ст. 8 ВК РФ. Требования к эксплуатанту,
а следовательно и к порядку получения
им сертификата (свидетельства) и к форме
последнего, определяются федеральными
авиационными правилами (п. 3 ст. 61 ВК РФ).
Эксплуатантом
может быть как физическое лицо, так и
юридическое. Согласно ст. 100 ВК, перевозчиком
является эксплуатант, который имеет лицензию
на осуществление воздушной перевозки.
Воздушный кодекс прямо запрещает выдачу
лицензий гражданам – не предпринимателям
(п. 3 ст. 9 ВК РФ). Следовательно, если перевозчиком
является физическое лицо, то оно должно
быть зарегистрировано в качестве индивидуального
предпринимателя.
Что
же касается перевозчика – лица
юридического, то логика здесь следующая.
Воздушным кодексом предусмотрен специальный
субъект, авиационное предприятие,
который имеет основной целью
своей деятельности осуществление
за плату воздушных перевозок (п.
1 ст. 61 ВК РФ). Деятельность по осуществлению
и обеспечению воздушных
При
этом необходимо иметь в виду, что
понятие эксплуатант значительно шире
понятия перевозчик. Они соотносятся как
род и вид, то есть всякий перевозчик является
эксплуатантом, но не всякий эксплуатант
является перевозчиком. Перевозчиком
по договору воздушной перевозки является
эксплуатант – предприниматель, имеющий
лицензию на осуществление воздушной
перевозки пассажиров, багажа, грузов
или почты.
В
соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ, общие
условия перевозки определяются
транспортными уставами и кодексами,
иными законами и издаваемыми
в соответствии с ними правилами.
На воздушном транспорте общие правила
перевозок устанавливаются
Следовательно,
правовое регулирование воздушной
перевозки в России происходит на
основании Гражданского кодекса
РФ, Воздушного кодекса РФ и принимаемыми
на уровне Правительства РФ федеральными
авиационными правилами.
Поскольку
в настоящий момент Правительством
РФ не приняты федеральные
3.2.
Договорная и деликтная ответственность
сторон по договору воздушной перевозки
груза
Вопросы
ответственности перевозчика по
договору воздушной перевозки можно
разбить на следующие две группы:
а) ответственность воздушного перевозчика
за несохранность (утрату, недостачу, повреждение,
порчу) груза или багажа принятого к перевозке;
б) ответственность воздушного перевозчика
за нарушение сроков перевозки.
Имущественная
ответственность за нарушение транспортных
обязательств строится на общих принципах
ответственности в гражданском праве
(гл. 25 ГК РФ). Воздушный кодекс устанавливает
следующие общие принципы ответственности
перевозчика – перевозчик несет ответственность
перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем
в порядке, установленном законодательством
РФ, международными договорами РФ, а также
договором воздушной перевозки пассажира,
договора воздушной перевозки груза или
договором воздушной перевозки почты
(п. 1 ст. 116 ВК РФ).
По
общему правилу соглашения транспортных
организаций с пассажирами и
грузовладельцами об ограничении или
устранении установленной законом
ответственности перевозчика
В
отношении ответственности
Необходимо
отметить, что ранее действовавшее
законодательство предусматривало
правило, согласно которому воздушный
перевозчик нес ответственность
за вред, причиненный жизни или
здоровью пассажира даже в случае
непреодолимой силы. Законодатель приравнял
ответственность воздушного перевозчика
к ответственности, предусмотренной
для владельца источника
Статья
123 ВК РФ вводит общее правило о
том, что перевозчик вправе заключить
соглашение с пассажирами, грузоотправителями
или грузополучателями о
Предприниматель,
по общему правилу несет ответственность
на началах риска, если иное не предусмотрено
законом или договором, поскольку
отвечает за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательства даже при
отсутствии его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Пределом его ответственности является
непреодолимая сила, то есть предприниматель
освобождается от ответственности,
если при данных условиях имели место
чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.
Приведем
пример. Общество с ограниченной ответственностью
«Техсервис» обратилось в Арбитражный
суд Хабаровского края с иском к ФГУП «Дальавиа»
о взыскании 182435 руб. 84 коп. стоимости недостающего
груза по авианакладной № 12613252.
Принятые
по делу решение от 6 июня 2003 года и
постановление апелляционной
При
новом рассмотрении дела суд решением
от 16 февраля 2004 года взыскал с ФГУП
«Дальавиа» стоимость недостающего груза
182435 руб. 84 коп., в иске ООО «Техсервис»
к ОАО «Авиакомпания «Домодедовские авиалинии»
отказано.
При
этом суд исходил из того, что
перевозчиком доставлен в аэропорт
г. Хабаровска груз, предназначенный для
ООО «Техсервис», в количестве 6 мест и
сдан ФГУП «Дальавиа».
Постановлением
апелляционной инстанции от 19 мая
2004 года решение суда от 16 февраля 2004
года отменено; взыскано с ОАО «Авиакомпания
«Домодедовские авиалинии» в пользу
ООО «Техсервис» 66480 руб., в остальной части
иска отказано. Постановление мотивировано
ответственностью перевозчика за несохранность
груза на основании ст. 796 ГК РФ, ст.ст. 118,
119 Воздушного кодекса РФ.
Заявитель
в обоснование жалобы привел доводы
о нарушении апелляционной
Информация о работе Общая характеристика договора воздушной перевозки груза