Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности института прав человека в международном праве.
Задачи работы:
- рассмотреть судебный механизм защиты прав человека;
- изучить организационный механизм защиты прав человека;
- проанализировать правовой механизм защиты прав человека.
Введение 3
I Международная защита прав человека 5
II Судебный механизм защиты прав человека 17
III Организационный механизм защиты прав
человека 19
IV Нормативный механизм защиты прав человека 23
Заключение 26
Список использованной литературы и источников 27
Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Европейская социальная хартия 1961 года. Американская конвенция о правах человека 1969 года и Африканская хартия прав человека и народов 1981 года.5
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 8 протоколов к ней, принятые в разное время и вступившие в силу, определяют объем гражданских и политических прав и основных свобод, который является минимальным для правового демократического государства. Участниками Конвенции (и протоколов) могут быть только члены Совета Европы.
Разработан
и действует довольно сложный, но
эффективный механизм контроля за соблюдением
государствами-участниками
Комиссия может принимать заявления государств о нарушении Конвенции другим государством, а также жалобы от индивида, группы лиц или неправительственной организации о нарушении их прав. Причем индивидуальные жалобы принимаются только в отношении тех государств, которые специальным заявлением признали компетенцию Комиссии получать и рассматривать такие жалобы. Комиссия предоставляет себя в распоряжение сторон для решения спора. В случае успешного мирного решения спора Комиссия составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам и Генеральному секретарю Совета Европы для публикации.
Если усилия Комиссии не привели к решению спора, то тоже составляется доклад, в котором излагаются факты и мнение Комиссии о наличии нарушений прав, признаваемых Конвенцией. Доклад направляется Комитету министров и заинтересованным государствам. При этом Комиссия может делать Комитету такие предложения, какие сочтет подходящими. Если в течение трех месяцев со дня передачи Комитету доклада спор не передается в Суд, то Комитет решает вопрос по существу. Спор на разрешение Суда может передать Комиссия или заинтересованное государство. Суд решает спор по существу6.
Европейская социальная хартия принята членами Совета Европы в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Это — своеобразный документ, в котором объединены декларация (ч. 1) и международный договор (ч. II). В первой части Хартии декларируются экономические и социальные права, которых государству следует добиваться, а во второй части эти же права получают обязательность с помощью процедуры, предусмотренной в третьей части. Согласно последней, государства из 19 статей второй части выбирают для себя обязательными не менее 10 статей, о чем сообщают Генеральному секретарю Совета Европы.
Международный контроль осуществляется через систему докладов, заключение по которым дает Комитет экспертов, члены которого избираются Комитетом министров из кандидатов, представляемых государствами — участниками Хартии. Доклады государств и заключение Комитета экспертов рассматривает подкомитет правительственного Социального комитета Совета Европы. Он представляет Комитету министров доклад и прилагает заключение экспертов. Комитет министров на основе этого доклада и после консультаций с Консультативной ассамблеей может дать соответствующему государству рекомендации.
В
1990 году принят Девятый протокол, в
котором право обращения в
Суд наряду с государством и Комиссией
признается также за индивидами, группами
индивидов и
В 1988 году был принят Дополнительный протокол, который включает четыре новых права в перечень прав, содержащийся в Хартии7.
Американская конвенция о правах человека принята в 1969 году и вступила в силу в 1978 году. Она предусматривает широкий круг гражданских и политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права изложены в Дополнительном протоколе к Конвенции, который принят в 1988 году. Международный контроль за соблюдением обязательств государств по Конвенции осуществляют частично органы ОАГ, а также Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский Суд по правам человека. В деятельности последних много общего с соответствующими органами Европейской конвенции.
Африканская хартия прав человека и народов принята в 1981 году и вступила в силу в 1986 году. Хартия содержит гражданские, политические, экономические и социальные права. Особенностью Хартии по сравнению с приведенными аналогичными документами является то, что в ней содержатся и так называемые коллективные права (или права третьего поколения) — это право народов на их равенство, на самоопределение, на свободное распоряжение своими материальными и природными ресурсами, на экономическое, социальное и культурное развитие, на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду. Помимо прав в Хартии содержатся и обязанности каждого перед семьей, обществом, государством, международным сообществом.
Хартия предусматривает создание Африканской комиссии по правам человека и народов из 11 членов, выполняющих свои обязанности в личном качестве. Помимо рассмотрения споров между африканскими государствами, касающихся прав человека и народов, Комиссия проводит исследования и изучение африканских проблем в области прав человека и народов, организует семинары и конференции, распространяет информацию относительно прав человека, формулирует принципы и нормы, на базе которых развивается национальное законодательство африканских государств, сотрудничает с африканскими и международными институтами, занимающимися правами человека, дает толкование Хартии по просьбе государств — членов ОАЕ.
В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), содержащий Декларацию принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Среди этих принципов содержится принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В соответствии с этим принципом государства-участники заявляют, что они будут уважать права человека без различия расы, пола, языка и религии, а также будут поощрять осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав. Источник этих прав государства видят в достоинстве, которое присуще личности.
Заключительный акт рассматривает уважение прав и свобод человека как важный фактор сохранения мира и обеспечения международной безопасности. Сотрудничество в области прав человека включает и сотрудничество в рамках ООН, а основой такого сотрудничества являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты о правах человека.
Что касается конкретных прав и свобод, то государства будут признавать и уважать свободу личности исповедовать религию или веру, уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом, подтверждают права лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними8.
В Заключительном акте содержатся также положения, касающиеся сотрудничества государств в развитии контактов между людьми. Цель, которую ставят государства перед собой в этом деле, сводится к тому, чтобы облегчать более свободное передвижение людей и контакты между ними, предпринимая соответствующие меры внутри государства и заключая при необходимости международные соглашения. Предусмотрено, что государства будут благожелательно рассматривать все просьбы и упрощать процедуры в том, что касается семейных контактов и встреч, воссоединения семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам, а также будут содействовать развитию туризма, встреч между молодежью, расширению спортивных связей. Подтверждено право религиозных культов, учреждений и организаций (и их представителей) на контакты, встречи и обмен информацией в сферах их деятельности.
Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств — участников СБСЕ, состоявшейся в 1983 году, подтвердил положения Заключительного акта в том, что касается прав человека и контактов между людьми. Кроме того, в этом документе подчеркнута решимость государств совершенствовать свои законы и административные правила в области прав человека и обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод. Подчеркивается также важность обеспечения равноправия мужчин и женщин. Государства будут обеспечивать права и свободы профсоюзов и поощрять контакты между профсоюзными организациями разных стран.
Дальнейшим развитием сотрудничества государств — участников СБСЕ явилась Венская встреча их представителей9. В принятом 15 января 1989 г. Итоговом документе этой встречи государства-участники подтвердили свои намерения, зафиксированные в ранее принятых документах, и значительно расширили круг вопросов, по которым намечалось сотрудничество. В частности, они согласились, что будут совершенствовать свое законодательство в области прав человека, публиковать и распространять международные документы о правах человека, а также национальные законодательные акты и административные правила и процедуры, поощрять обсуждение в школах и в других учебных заведениях вопросов развития и защиты прав человека, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека, обеспечивать надлежащие средства правовой защиты всем, чьи права нарушены, и не допускать отрицательных последствий для тех, кто выступает в защиту своих прав. Значительно по сравнению с предыдущими документами расширены основания, по которым не допускается дискриминация при обеспечении правами и свободами лиц в пределах юрисдикции государств.
Государства-участники
согласились уважать право
Решением
Пражского совещания Совета СБСЕ,
состоявшегося в январе 1992 года.
Бюро по свободным выборам
Уточнены функции Бюро как главного института в области человеческого измерения. Бюро будет оказывать помощь в наблюдении за выполнением обязательств в области человеческого измерения, выступать в качестве центра информации, созывать совещания государств-участников на уровне экспертов для обзора того, как выполняются ими обязательства, организовывать семинары по вопросам человеческого измерения и т.д.
Ряд
положений Хельсинкского
Необходимо отметить, что встречи и совещания в рамках СБСЕ являются механизмом как создания норм, так и контроля за их выполнением.
Исходя
из вышеизложенного можно
II СУДЕБНЫЙ
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Международная судебная защита является общей гарантией соблюдения прав человека, поскольку является максимально независимой и объективной.
Право на судебную защиту в международном праве неразрывно связано с правом на судебную защиту в рамках национального законодательства. Международная судебная защита практически является продолжением механизма самостоятельной защиты прав и свобод, который берет свое начало в рамках внутреннего законодательства. Более того, реализация этого права в рамках внутригосударственного права является необходимым условием для последующего обращения в международные судебные органы.
Судебная защита прав и свобод человека в рамках международного права является одновременно и средством обеспечения названных прав, и средством их защиты. При этом понятия «обеспечение» и «защита» необходимо различать, поскольку они имеют различное содержание.
Один
из самых эффективных
Информация о работе Нормативный механизм защиты прав человека