Нормативный механизм защиты прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности института прав человека в международном праве.
Задачи работы:
- рассмотреть судебный механизм защиты прав человека;
- изучить организационный механизм защиты прав человека;
- проанализировать правовой механизм защиты прав человека.

Содержание

Введение 3
I Международная защита прав человека 5
II Судебный механизм защиты прав человека 17
III Организационный механизм защиты прав
человека 19
IV Нормативный механизм защиты прав человека 23
Заключение 26
Список использованной литературы и источников 27

Работа содержит 1 файл

Механизмы международной защиты прав человека.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение 3

      I Международная защита прав человека                                         5

      II Судебный механизм защиты прав человека 17

      III Организационный механизм защиты прав

      человека                                                                                                       19

      IV Нормативный механизм защиты прав человека 23

      Заключение 26

      Список  использованной литературы и источников  27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Современные международные отношения в условиях глобализации определяются не только экономическими интересами, но и интересами гуманитарного характера. Развитие международного сотрудничества в области прав человека и то значение, которое придает правам человека мировое сообщество, в очередной раз свидетельствует о том, что права человека необратимо утвердились как базовая ценность и как фундаментальная философия современного миропорядка.

      Современная ситуация такова, что целый ряд  проблем с правами человека не ограничивается рамками одного государства. Права человека и гражданина признаны фундаментальными цивилизационными ценностями. Более того, с позиций международного права создание внутригосударственной системы защиты прав человека является обязанностью демократического государства.

      Восприятие  идеи прав человека и ее развитие с учетом собственных политико-правовых традиций является заслугой национально-правовых систем и соответствующих правовых идеологий, но одновременно это и успех международного права как самостоятельной системы.

      Институт  прав человека представляет собой целостную систему в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой системы - обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических, социальных, духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть цивилизованной с человеческим лицом. Должно быть обеспечено такое функционирование института прав человека, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества реализации норм права, не приводило к тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал правового государства, происходило бы нормальное развитие общества, что обуславливает актуальность темы данной работы.

      Цель  работы – изучить особенности  института прав человека в международном  праве.

      Задачи  работы:

      - рассмотреть судебный механизм  защиты прав человека;

      - изучить организационный механизм  защиты прав человека;

      - проанализировать правовой механизм  защиты прав человека.

      Настоящая курсовая работа состоит из введения, четырех глав и списка использованной литературы.

     Во  введении раскрываются цели и задачи работы. Первая глава посвящена обобщению международного механизма защиты прав человека. Во второй главе рассматривается судебный механизм защиты прав человека как общая  гарантия  соблюдения прав человека.

      В третьей глава находит отражение перечень органов, их функций, реализующих права человека.

      В четвертой главе рассматриваются  нормативные акты, регулирующие защиту прав человека.

      Данная  работа написана с использованием научных  и теоретических разработок деятелей с сфере международного права, таких как Я.И. Островский, Л. Шестаков и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I МЕЖДУНАРОДНЫЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 
 

     Одна  из особенностей современного международного права состоит в появлении  в нем совокупности норм, регулирующих сотрудничество государств в области  прав человека. На международном уровне разрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуются ввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядок контроля за соблюдением этих стандартов и рассмотрения споров, возникающих из-за несоблюдения государствами взятых на себя обязательств по международным договорам.

     Права человека – это права, считаемые  прирождёнными и неотъемлемыми  для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Такое понимание прав человека закреплено в основных нормах конституционного права большинства современных государств, а также в нормах международного права.

     Впервые понятие «прав человека» встречается  во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский (1689) и американский (1791) Билль о правах.

     В XX веке основным документом в области прав человека стала Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Начиная с 1950 года 10-го декабря отмечается День прав человека.

     В 1966 году под эгидой ООН приняты  «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах».

     В Европе действует Европейская Конвенция  по защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции  от иных международных договоров в области прав человека: существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека.

      Правовой  основой сотрудничества государств в области прав человека является Устав ООН. В нем закреплен принцип недискриминации по признаку расы, языка, пола и религии. А само международное сотрудничество в области прав человека, согласно Уставу ООН, состоит «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам» (п. 3 ст. 1).

      Устав ООН содержит лишь одну конкретную норму о правах человека — равные права мужчин и женщин участвовать в главных и вспомогательных органах ООН. Но все сотрудничество государств в области прав человека должно строиться с учетом основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН1.

      Гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области  культуры содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему. Эти акты иногда объединяются под общим названием «хартия прав человека», хотя и не создают единого документа. Акты имеют различную юридическую силу, разное время принятия и неодинаковое пространственное распространение.

      Всеобщая  декларация прав человека была принята  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», иными словами. Декларация содержит рекомендательные нормы. В Декларацию включен довольно широкий круг общедемократических прав и свобод человека. Хотя сама по себе Декларация и не содержит обязательных норм, но ее роль значительна. Прежде всего, она стала основой для разработки Пактов о правах человека, затем Конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец велико моральное воздействие Декларации на развитие прав человека в мире. Именно в этом плане следует понимать принятие Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1950 г. резолюции, в которой она призвала все государства и заинтересованные организации день провозглашения Декларации — 10 декабря — отмечать ежегодно как День прав человека.

      В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН  приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, которые вступили в силу в 1976 году2.

      Часть 1 обоих Пактов, состоящая из одной  статьи (ст. 1), провозглашает право  всех народов на самоопределение. Часть II содержит общие положения, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании провозглашенными в Пактах правами, недискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.

      Обязательства государств по каждому из двух Пактов в отношении содержащихся в них  прав и свобод различны.

      Участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуются принимать меры с тем, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление прав, признаваемых в Пахте.

      Участвующие же в Пакте о гражданских и  политических правах государства обязуются  уважать и обеспечивать всем права, признаваемые в нем.

      Государства-участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах могут устанавливать ограничения в пользовании правами. Ограничения должны быть предусмотрены в законе данного государства, совместимы с природой таких прав и предприниматься в целях общего благосостояния.

      Более жесткие требования установлены  в Пакте о гражданских и  политических правах: государства-участники  могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения, которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав, как-то: права на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда, долгового рабства и др. О принятых ограничениях государство-участник информирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта. В отношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государство может устанавливать ограничения в пользовании. Такие ограничения должны быть предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и быть совместимыми с другими правами, признаваемыми в Пакте3.

      Название  каждого Пакта раскрывает круг прав и свобод, содержащихся в нем.

      В рамках каждого Пакта создан и  действует международный контрольный  механизм.

      Применительно к Пакту о гражданских и  политических правах таковым является Комитет по правам человека, состоящий  из 18 членов, избираемых на 4-летний срок с правом переизбрания государствами — участниками Пакта. Члены Комитета выступают в личном качестве.

      Государства-участники  в предусмотренном порядке представляют Комитету доклады, в которых сообщают о мерах, принятых для проведения в жизнь положений Пакта, о достижениях в этом деле и о трудностях, с которыми государства столкнулись. Доклады рассматриваются Комитетом, который может делать замечания общего порядка.

      Кроме того, государства-участники специальным  заявлением, которое депонируется у Генерального секретаря ООН, могут признать компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения государств о невыполнении обязательств по Пакту другим государством (ст. 41). Этот механизм действует только в отношении тех государств, которые сделали заявления о его признании. При рассмотрении таких сообщений Комитет проводит закрытые заседания4.

      Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб о нарушении прав, признаваемых в Пакте о гражданских и  политических правах, содержится в Факультативном протоколе к этому Пакту. Такие сообщения возможны только в отношении тех государств, которые специальным заявлением, депонированным у Генерального секретаря ООН, признали компетенцию Комитета принимать и рассматривать жалобы лиц, находящихся под их юрисдикцией. СССР ратифицировал оба Пакта в 1973 году, а 5 июля 1991 г. сделал заявление о присоединении к Факультативному протоколу и о признании компетенции Комитета в соответствии со ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах.

      20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, в котором предусматривается отказ от смертной казни. Протокол вступил в силу в июле 1991 года.

      Система контроля по Пакту об экономических, социальных и культурных правах подключена к органам ООН. Государства — участники Пакта в установленном порядке представляют доклады Генеральному секретарю ООН, который направляет их Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения. ЭКОСОС может передавать доклады в Комиссию по правам человека для рассмотрения и дачи общих рекомендаций. В мае 1986 года ЭКОСОС образовал Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 членов, который в марте 1987 года приступил к работе.

Информация о работе Нормативный механизм защиты прав человека