Нормативный механизм защиты прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности института прав человека в международном праве.
Задачи работы:
- рассмотреть судебный механизм защиты прав человека;
- изучить организационный механизм защиты прав человека;
- проанализировать правовой механизм защиты прав человека.

Содержание

Введение 3
I Международная защита прав человека 5
II Судебный механизм защиты прав человека 17
III Организационный механизм защиты прав
человека 19
IV Нормативный механизм защиты прав человека 23
Заключение 26
Список использованной литературы и источников 27

Работа содержит 1 файл

Механизмы международной защиты прав человека.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Важно отметить, что согласно Преамбуле  и ст. 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Европейском суде рассматриваются заявления не только граждан стран, подписавших и ратифицировавших этот документ, но и граждан других государств, подвергающихся, скажем, высылке из стран ЕС. Дело в том, что действие Конвенции распространяется на любого жителя Земли, находившегося в момент нарушения его права под юрисдикцией государства - члена Совета Европы или связанного с ним договорным обязательством.

    Следует обратить особое внимание на перечень прав и свобод, предполагаемое нарушение которых порождает возможность обращения в Европейский суд. Это исключительно те права и свободы, которые зафиксированы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколах к ней N1, N4, N7, которые существуют как самостоятельные акты, но рассматриваются как дополнительные статьи к Конвенции. Задача Европейского суда, чья компетенция распространяется более чем на 40 государств заключается в том, чтобы унифицировать на всем этом пространстве защиту прав человека, создать Европу без двойных стандартов, способствовать своими решениями позитивным изменениям в функционировании сущностно важных механизмов современного демократического общества, содействовать приведению требований европейского стандарта прав человека к идеалу.

    В ведении Суда находятся вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. Во-первых, это межгосударственные дела: любое государство может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и протоколов к ней другим государством, причем с обеих сторон выступают государства - члены Совета Европы. Во-вторых, это индивидуальные жалобы, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств, входящих в Совет Европы, их прав, признанных в Конвенции или протоколах к ней. В-третьих, это консультативные заключения: суд может по просьбе Комитета Министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней11.

    Согласно  вышесказанному международная судебная защита является общей гарантией соблюдения прав человека, поскольку является максимально независимой и объективной. Судебная защита прав и свобод человека в рамках международного права является одновременно и средством обеспечения названных прав, и средством их защиты.

    III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 
     

      Генеральная Ассамблея является наиболее авторитетным источником международных деклараций и конвенций. Вопросы, связанные  с правами человека обычно обсуждаются  в Третьем Комитете Ассамблеи. Генеральная Ассамблея также является наиболее представительным органом ООН по принятию решений, где все члены ООН имеют право голосовать. Более того, Генеральная Ассамблея избирает десять непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), регулярно изучает рекомендации ЭКОСОС и получает отчеты от нескольких органов по защите прав человека.

      Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является международным органом, который  действует под властью Генеральной Ассамблеи. Он состоит из 54 членов, избираемых Ассамблеей на срок 3 года. Совет обычно собирается на сессию сроком три недели каждый год поочередно в Женеве и Нью-Йорке. ЭКОСОС получает и обычно одобряет рекомендации Комиссии по правам человека и комиссии по статусу женщин. На Совет также возложены обязанности по наблюдению за соблюдением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах посредством Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Более того, он распространил такие связанные с правами человека стандарты, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней12.

      Комиссия  по правам человека состоит из 53 стран-членов, избираемых Экономическим и Социальным Советом сроком на три года, собирается каждой весной в Женеве на шесть недель. Комиссия является наиболее важным органом ООН, специально созданным для защиты прав человека. Она может организовывать миссии для изучения и поиска фактов, подготавливать конвенции и декларации для утверждения вышестоящими органами, обсуждать конкретные нарушения прав человека в ходе публичных или частных сессий, инициировать предложения по улучшению процедур ООН по защите прав человека.

      Подкомиссия по Содействию и Защите Прав человека (с 1946 по 1999 годы известная как Подкомиссия  по предотвращению дискриминации и  защите меньшинств) является необычной, поскольку она состоит из 26 лиц, избираемых Комиссией на срок 4 года и являющихся отдельными должностными лицами, а не представителями государств. Подкомиссия рассматривает информацию, касающуюся нарушений прав человека и докладывает Комиссии ООН по правам человека. Подкомиссия часто является источником резолюций и идей, которые рассматриваются и принимаются Комиссией. При участии офиса Верховного комиссара ООН по правам человека, члены Подкомиссии подготавливают исследования проблем, связанных с тематикой прав человека.

      Комиссия  по статусу женщин была учреждена  Экономическим и социальным советом в 1946 году. Первоначально комиссия создавалась как подкомиссия. Однако хватило всего одного года, чтобы понять ее важность и реорганизовать в полноправную комиссию. Ее функциями являются подготовка для Совета рекомендаций и отчетов по реализации прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и образовательной сферах. Комиссия также может подготавливать рекомендации для Совета по таким проблемам, связанным с правами женщин, которые требуют незамедлительного внимания.

      Существует  много органов ООН, чья компетенция  касается защиты прав человека. Например, в 1993 году Генеральная Ассамблея  проголосовала за создание должности  Верховного Комиссара ООН по правам человека. Его офис, осуществляющий свои полномочия под управлением Генерального секретаря, обладает главной ответственностью за деятельность ООН, связанную с правами человека, включая надзор за органами ООН по защите прав человека, продвижение и способствование всеобщей ратификации и внедрения международных стандартов, поддержание деятельности органов ООН по правам человека.

      Другие  органы ООН, которые работают над  проектами, связанными с правами  человека, включают Международную организацию  труда (МОТ), как наиболее старую межправительственную организацию. ЮНЕСКО учредила Комитет по Конвенциям и Рекомендациям, который изучает заявления о нарушении прав человека в отношении художников, авторов, ученых и учителей. Верховный Комиссар ООН по делам беженцев защищает беженцев и лиц, ищущих убежища и обеспечивает решение их проблем, включая репатриацию, переселение и местное поселение. Верховный Комиссар ООН по делам беженцев также стал главным гарантом гуманитарной помощи беженцам, включающих в себя жертв преследования и вооружённых конфликтов, а также внутренне перемещённых лиц. Организация по вопросам продовольствия и сельскому хозяйству (FAO), Детский Фонд ООН (UNICEF) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также имеют программы, направленные на защиту прав человека в сфере их деятельности. Даже международные финансовые институты, такие как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк принимают решения с последствиями, касающимися прав человека; политика Всемирного Банка в одной из своих сфер деятельности может иметь последствия, имеющие отношения к правам человека, например политика в отношении принудительных переселений и коренного населения. Влияние на права человека торгового регулирования, осуществляемого Всемирной торговой организацией, является предметом горячих споров13.

     Согласно  вышесказанному, на международном уровне  создано немало органов, деятельность которых состоит в непосредственной защите прав и свобод человека. К таким органам относятся Генеральная Ассамблея; Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Комиссия по правам человека; Подкомиссия по Содействию и Защите Прав человека; Комиссия по статусу женщин. Также существует много органов ООН, чья компетенция касается защиты прав человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    IV НОРМАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 
     

      Традиционно защита прав и свобод человека обеспечивается системой правовых принципов, учреждений, институтов, гарантий.

      Нормативный механизм защиты прав и свобод человека включает следующие элементы: международные процедуры в сфере обеспечения прав человека; международный контроль; международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц; деятельность международных органов, должностных лиц и международных организаций в сфере защиты прав человека; средства разрешения споров о толковании, применении или выполнении обязательств по правам человека; международную уголовную ответственность физических лиц за грубые нарушения норм о правах человека.

      Нормативный механизм защиты прав человека является частью механизма международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав человека, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.

      Количество международно-правовых актов касающихся прав человека и гражданина на сегодняшний день более чем предостаточно. Уже действуют на практике около сотни специализированных актов, регулирующие особые виды отношений. Целый ряд международных конвенций призван защищать права детей, женщин, нормы трудового права, устанавливают и закрепляют статус беженцев, права заключенных и т.д.

      Международно-правовые акты существуют для юридического закрепления  в законодательствах государств, имеющих демократичную сущность единых, применимых для всех правовых систем общепризнанных норм общего характера, где в правовые принципы заложены категории гуманизма, справедливости, уважения чести и достоинства, охраны жизни и здоровья личности.

      Большинство международно-правовых актов по правам и свободам человека и гражданина устанавливает следующие права и свободы:

      1. Признание человеческой жизни,  права и свободы личности высшим достоянием, соблюдение, признание, защита которых является обязанностью любого демократического государства. А само право на жизнь следует признать неотъемлемым правом.

      2. Устанавливается право любого  человека, в случае нарушения  его прав и свобод, на судебную защиту с полным, всесторонним, объективным исследованием обстоятельств дела и на справедливое, компетентное, беспристрастное судебное разбирательство. (При работе с малолетними правонарушителями надлежит, согласно Минимальным стандартным правилам ООН, придерживаться максимальной конфиденциальности).

      3. Каждому человеку предоставляется  право на защиту гражданских  прав: право на жизнь, на свободу  и личную неприкосновенность, право  на имущество, на собственность  и их защиту, право на свободное передвижение, право на определение национальной принадлежности, право на защиту частной информации о личности и на защиту от вмешательства в семейную и личную жизнь.

      4. Так же декларируется право  всех индивидов на защиту трудовых  прав (некоторые специализированные международные акты целиком посвящены этой статье).

      5. Объявляется защита культурных  прав и на свободное творчество.

      6. Гарантируется человеку право  на чистую, «здоровую» окружающую  среду (в этой связи не совсем понятна ратификация российским правительством и Государственной Думой РФ международного договора о захоронении на территории нашего государства ядерных и токсичных отходов).

      7. Предоставление всем гражданам  основных общепризнанных политических  свобод.

      8. Также вменение в обязанность всех государств, присоединившихся к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содействие жертвам преступлений.

      9. Иные права, согласно специфическому  направлению деятельности документа.

      Деятельность  международных деклараций, соглашений адресована на безусловное установление приоритета социальных и личных прав, свобод и обязанностей индивида над политическими и общегражданскими. И трактовка, и применение в жизнь указанных прав должны складываться не из государственных соображений, или их временных интересов общества, а из универсальных принципов гуманизма, из самой человеческой природы, сущности. Признание перечисленных прав и свобод, а также создание всех возможных условий для их полной и всесторонней реализации есть обязанность, долг государства. В противном случае невозможно всестороннее совершенствование личности и, следовательно, ее участие в развитии страны, в делах государства14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нормативный механизм защиты прав человека