Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:13, курсовая работа
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991-1992г.г. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Оглавление 2
Введение 3
1. Налоговые органы Российской Федерации как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства 4
2. Права и обязанности налоговых органов 12
2.1. Права налоговых органов 12
2.2. Обязанности налоговых органов 14
3. Налоговые проверки: виды, правила проведения, роль в соблюдении налогового законодательства 15
3.1. Камеральная проверка 15
3.2. Выездная проверка 17
Заключение 22
Использованная литература 24
Приложение
Вскрытые нарушения должны быть отражены по каждому виду налогов и виду нарушений отдельными разделами с приложением требуемых расчетов и документов (при необходимости - подлинных документов или их копий). В отношении каждого правонарушения указывается, какая именно правовая норма была нарушена.
Заключительная часть акта налоговой проверки должна содержать выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение налогового законодательства.
Акт составляется в двух (а при необходимости - и более) экземплярах со всеми приложениями, один из которых вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, а другой - должностному лицу налогового органа, проводившего проверку.
Акт подписывается уполномоченными должностными лицами налогового органа (имеются в виду должностные лица, которые осуществляли налоговую проверку и составляли акт налоговой проверки) и проверяемым налогоплательщиком. В случае отказа налогоплательщика подписать акт налоговой проверки об этом делается соответствующая запись в составляемом акте. Если налогоплательщик отказывается подписывать акт налоговой проверки, он имеет право в двухнедельный срок представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт с приложением необходимых документов, подтверждающих обоснованность такого отказа 8.
Оформленный в установленном порядке акт налоговой проверки вручается налогоплательщику под расписку либо передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Подпункт 7 п.1 ст.32 Кодекса устанавливает обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки. Акт налоговой проверки может быть либо непосредственно вручен налогоплательщику, либо направлен ему иным способом (в том числе и по почте). В свою очередь, Кодексом не установлена обязанность налогоплательщика получить акт налоговой проверки, а, наоборот, предусмотрено право получать копию акта налоговой проверки от налогового органа. Следовательно, заботиться о том, чтобы акт налоговой проверки был получен налогоплательщиком, должен налоговый орган, а поэтому целесообразнее говорить об обязанности налогового органа не только направить акт налоговой проверки налогоплательщику, но и принять все необходимые меры, чтобы этот акт был получен налогоплательщиком. В частности, если предполагается отправка акта по почте, то это должно быть заказное письмо, если иным способом (помимо вручения под расписку) - то с обязательным получением доказательства факта вручения акта налоговой проверки налогоплательщику 9.
Ущемляющим права налогоплательщика является правило, в соответствии с которым отправленный по почте акт налоговой проверки считается врученным налогоплательщику на шестой день с даты его отправки. В этом случае налогоплательщик может пострадать из-за плохой работы почтовой связи, пропустив, например, двухнедельный срок подачи возражений по акту.
Налоговый Кодекс не устанавливает предельных сроков вручения акта налоговой проверки налогоплательщику.
В случае если налогоплательщик намеренно уклоняется от получения акта налоговой проверки, должностное лицо налогового органа составляет об этом акт. При этом дата составления такого акта признается датой вручения акта налоговой проверки налогоплательщику.
Помимо того, что налогоплательщик имеет право письменно изложить свои возражения непосредственно при подписании акта, такое право сохраняется за ним в течение двух недель с момента получения (вручения) акта налоговой проверки. Вместе с возражениями по акту налогоплательщик представляет в налоговый орган и все необходимые документы. Представленные возражения рассматриваются вместе с остальными материалами дела10.
Материалы проверок не позднее следующего дня после прибытия проверяющего в налоговый орган подлежат регистрации в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа. О принятии акта налоговой проверки делается отметка на последней странице акта.
По окончании двух недель с даты получения налогоплательщиком акта налоговой проверки, в течение которых налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган возражения либо объяснения по акту, акт налоговой проверки, а также все собранные по результатам проверки документы и материалы рассматриваются руководителем (заместителем) налогового органа.
Если по акту налоговой проверки имеются возражения налогоплательщика, то все материалы проверки рассматриваются в его присутствии (т.е. в присутствии должностного лица организации, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя). О времени и месте проведения рассмотрения материалов проверки налогоплательщик должен быть надлежащим образом уведомлен. В случае неявки налогоплательщика должностное лицо налогового органа вправе провести рассмотрение всех полученных в результате проведения проверки материалов без него.
О результатах рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается налогоплательщику в письменной форме. О принятом решении налоговые органы извещают в письменном виде налогоплательщика до наступления срока (но не менее чем за 3 дня, не считая времени на пробег почты) уплаты доначисленных сумм и финансовых санкций.
В последние годы проделана значительная работа по формированию действенной налоговой системы в нашей стране.
Решение всего комплекса проблем в области налогообложения не может не затронуть и саму систему налоговых органов.
Повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования, что находится в прямой зависимости от материального обеспечения налоговых органов и технического их оснащения. Для обеспечения налоговых органов необходимыми ресурсами была разработана целевая программа «Развитие налоговых органов на 2002-2004гг.», среди основных целей которой выделяются, в частности:
- реорганизация системы налоговых органов для обеспечения стабильного поступления налогов, сборов, и других обязательных платежей;
- изменение приоритетов работы налоговых органов в направлении улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств;
- оснащение налоговых органов современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления для оптимизации затрат и повышения эффективности ее функционирования.
В плане обеспечения этих мероприятий сейчас остро не хватает фундаментальных исследований по наиболее принципиальным направлениям налоговой науки: воздействия конкретных мер налоговой политики на экономическое развитие, анализа тенденций в изменении налогового законодательства, совершенствовании работы налоговых органов, налогового учета и налоговой статистики, выявления налогового потенциала отдельных регионов и отраслей экономики, контроля за налоговой отдачей крупнейших налогоплательщиков, отбора оптимальных схем налогообложения малого бизнеса, структуры местных налогов и т.д.
В связи с этим важное место в решении указанных задач принадлежит Государственному научно-исследовательскому институту развития налоговой системы, которым разработан перспективный план (на 2 года) научных исследований. В этом плане выделены такие важные и особо актуальные темы, как проблемы разработки и реализации налоговой политики Российской Федерации на перспективу с учетом опыта зарубежных стран; проблемы унификации налогового законодательства стран Евразийского экономического сообщества; анализ, оценка развития и совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства; методика выявления скрытых недопоступлений налогов и других обязательных платежей в федеральных платежей в бюджет; методика анализа налоговых поступлений в бюджетную систему на уровне субъектов Российской Федерации в целом, и др.
Практика последних лет показала, что надежды устранить основные недостатки действующей налоговой системы путем внесения хотя и правильных, но лишь отдельных, «точечных» изменений в налоговое законодательство мало оправданы. Переход на современную систему управления налоговым процессом должен предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидации барьеров, препятствующих развитию инвестиций), а с другой стороны, - большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового контроля, сужение возможностей для уклонения от налогообложения.
Цели и задачи в области налогообложения должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России , а методы и средства их решения - в Общей концепции налоговой политики и основных направлений развития налоговой системы России. В этих документах следует не только обозначить основные направления развития налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования ее структуры, но и выделить условия, обеспечивающие наиболее полное и эффективное выполнение возложенных на нее действующим законодательством задач с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и национальной экономики в целом.
Переориентация налоговой системы с фискальной на стимулирующую функцию, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и инвестиций - надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет.
1. Конституция Российской Федерации 12.12.93// Российская газета, 1993 - №237 - с.5-6
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.98 с изм. и доп.// Российская газета, 1998 - №148-149 - с.4-5
3. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон РФ от 27.12.1991г. №2118-1 с изм. и доп.// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учёту, 1998 - №8 - с.2-3
4. О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21.03.1991г. 943-1 с изм. доп.// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учёту, 1999 - №5 - с.5-7
5. Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Постановление Правительства РФ от 16.10.2000г. №783// Российская газета, 2000 - №149 - с.4-5
6. О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов» (2002-2004 годы): Постановление Правительства РФ от 21.12.2001г. №888// Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 - №1 - ст.3211
7. Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам: Постановление Правительства от 27.02.1999г. №254// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 - №11 - ст.1299
8. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. №506// Российская газета, 2004 - №219 - с.5-7
9.Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области вкладов физических лиц в банках РФ Постановление Правительства РФ от 14.10.2004г. №548// Российская газета, 2004 - №232 - с.3-4
10. О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ от 23.12.1998г. №1635// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 - №52 - ст.6393
11.О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах: Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 г. N 60 // Российская газета, 2000 - №205 - с.7-9
12. Арбитражная практика применения части первой Налогового кодекса РФ// Бухгалтерский учет , 2000 - №17 - с.6-7
13. А.А. Бастриков Административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц // Бухгалтерский учет, 2000 - №5 - с.4-5
14.Калинин К.Н. Государственная налоговая служба: Учебник - М.: Новгород, 1995-с.264
15. Комментарий к НК РФ части первой /под общей редакцией Петровой Т.В.-М: Издательская группа Норма - Инфра. М., 1999.
16. П.А. Попов, МНС ликвидировано, да здравствует ФНС! //Главная книга, 2004 - №21 - с.6-7.
17. Е.Н. Комкова, М.П. Тавшанжи, Налоговые проверки в схемах. //Главная книга, 2003 - №2 - с.5-6 .
18. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников А.С. История налогов России: важнейшие даты, факты и события: Учебник - М.: Гелиос АРВ, 2002 - с.124 .
19. Рассолова М.М. Финансовое право: Учебник-М.: Закон и право, 2001-с.293.
20. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник-М.: Юристь, 2001- с.250.
1 . Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.98 с изм. и доп.// Российская газета, 1998 - №148-149
2 Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области вкладов физических лиц в банках РФ Постановление Правительства РФ от 14.10.2004г. №548// Российская газета, 2004 - №232
3 Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам: Постановление Правительства от 27.02.1999г. №254// Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 - №11
4 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. №506// Российская газета, 2004 - №219 - с.5-7
5 О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам: Указ Президента РФ от 23.12.1998г. №1635// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 - №52 - ст.6393