Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как мера уголовного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:11, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности проблемы, целью данной работы является изучение правовой природы и правового регулирования наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; особенностей его исполнения по действующему уголовному законодательству России. Кроме того определяются положения, которые способствуют повышению эффективности исполнения данного вида наказания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний.
2. Определить понятие, признаки и социальную сущность дополнительных видов наказаний.
3. Раскрыть правовую природу наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград и его место в системе уголовных наказаний

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и социальная сущность дополнительных видов наказаний в уголовном законе…………………………………………………6
1.1. Исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний…………………………………………………………………...6
1.2. Понятие, признаки и социальная сущность дополнительных видов наказаний…………………………………………………………………………22
Глава 2. Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград………………………………………….......35
2.1. Правовая природа наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград………......35
2.2. Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград…………..58
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованных источников………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ-ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАН.doc

— 394.50 Кб (Скачать)

     Если  этот вопрос исследован недостаточно полно, суду надлежит принять меры по восполнению пробелов по собственной  инициативе. В частности, факт награждения  осужденного орденом или медалью  либо присвоения ему почетного звания должен быть подтвержден наличием ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию и соответствующими наградными документами к ним (орденской книжкой, удостоверением к медали, удостоверением к знаку и т.п.) В необходимых случаях (например, при отсутствии наград, сомнении в подлинности наградных документов и т.п.) для проверки сведений о награждении данного лица следует направить запрос в орган, производивший вручение награды или присвоивший ее и осуществляющий учет награжденных.

     В соответствии с требованиями ст. 308 УПК РФ решение суда о лишении осужденного наград и званий должно быть зафиксировано в резолютивной части приговора, а в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания должны содержаться в описательно-мотивировочной части приговора. Причем в приговоре необходимо отражать как отрицательное, так и положительное решение данного вопроса.91

     Гарантией повышения эффективности исполнения наказания является более совершенная  система контроля за исполнением рассматриваемого наказания. В настоящее время отсутствует необходимый контроль за исполнением данного наказания. Грубо нарушаются требования ч. 4 с. 61 УПК РФ об обязательном уведомлении судов в течение месяца должностными лицами, получившими копию приговора, о выполнении его предписаний.

     Задача  дальнейшего повышения эффективности  применения наказания, несомненно, требует  изменения такого положения. Усилению воспитательного воздействия на должностных лиц, не реагирующих  на распоряжения суда об исполнении наказания, и повышению его эффективности способствовало бы применение к ним ст. 315 УК РФ, согласно которой неисполнение соответствующим должностным лицом приговора о лишении осужденного  специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при определенных условиях может явиться основанием для привлечения такого лица к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.92  Но данная мера не применяется из-за отсутствия системы контроля судов, так как одним из квалифицирующих признаков этой статьи является злостное неисполнение судебных решений, а оно предусматривает предупреждение суда, сделанное виновному в письменной форме.

     Не  способствует повышению эффективности  исполнения наказания отсутствие в  ныне действующем Положении о  государственных наградах Российской Федерации статьи, предусматривающей лишение государственных наград.

     Мосиенко  предлагает в ст. 61 в Уголовно-исполнительного кодекса определить срок (в течение пяти дней) направления распоряжения об исполнении приговора суда с приложением копии приговора и документов, подтверждающих наличие соответствующих знаков отличия, наград, в орган, наградивший или присвоивший соответствующее звание виновному лицу, с обязательным ответом в суд об исполнении приговора в течение 30 дней.

     Дело подлежит сдаче в архив только после получения ответа об исполнении приговора, заключающегося во внесении соответствующих изменений в учетные данные. 

     Таким образом, исполнение наказания - это  взаимодействие двух важнейших отраслей права: уголовно-процессуального и уголовно исполнительного. Обе эти отрасли права реализуют объем наказания, определенный уголовным законодательством.

     Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод о том, что сущность исполнения рассматриваемого вида наказания заключается  в лишении осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и к тому же оно связано с лишением осужденного прав и льгот, вытекающих из наличия у него названных регалий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  основании изучения и анализа  юридических источников, специальной  литературы и судебной практики автор  работы пришла к следующим выводам:

     1.  Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград тесно связано с государственной службой России и имеет глубокие исторические корни, восходящие к периоду Киевской Руси.

     2. Данный вид наказания  в  соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ  является в настоящее время  единственным наказанием, которое  может применяться только в  качестве дополнительного вида.

     3. Рассмотренный институт представляет  собой самостоятельный вид уголовного  наказания, непосредственным объектом которого является лишение правовых благ осужденного, которыми его наделило государство.  Сущность наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении последнего тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Специфика исследуемого наказания наиболее ярко проявляется в том, что данное наказание применяется не только и не столько с целью достижения целей общей и специальной превенции, сколько устраняет противоречие, состоящее в одновременном наличии судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление (резко отрицательной оценки личности от имени общества) и определенных званий и отличий (положительной оценки этой личности    обществом), тем самым сохраняет действенность и стабильность установленной системы поощрений в обществе. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным – лишение льгот и преимуществ. 

     4. В данной работе раскрываются  основные понятия, составляющие  содержание ст. 48 УК РФ.

       По своей правовой природе  рассматриваемый вид наказания не отличается от иных видов уголовных наказаний, но вместе с тем ему присущи определенные особенности, которые раскрываются в главе второй.

       Исходя из особенностей, характеризующих  анализируемый вид наказания,  можно дать ему следующее определение.  Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – это дополнительное наказание, не закрепленное в санкциях статей Особенной части УК РФ, которое назначается по усмотрению суда (с учетом данных, характеризующих личность виновного) в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с морально-психологическим воздействием на осужденного и являющееся по своей сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения как экономического, так и профессионального характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

     5. Автор работы присоединяется  к позициям тех авторов, которые  предлагают разрешить суду лишать званий лиц, осужденных за нетяжкие преступления, но приговоренных к лишению свободы, если они своим поведением показали, что недостойны носить такое звание. Например,  заслуженный врач России отказал в медицинской помощи больному и осуждается по ст. 124 УК РФ. Преступление, предусмотренное статьей 124 УК, не принадлежит к числу тяжких преступлений. Но может ли этот осужденный носить почетное звание заслуженного врача?

     6. К недостаткам содержания ст. 48 УК РФ следует отнести отсутствие  указаний на сроки действия рассматриваемого вида наказания. Рассматриваемый вид наказания носит достаточно усложненный характер, фактически включает в себя пять видов наказаний. Ввиду чего, необходимо разделить данный вид наказания на пять отдельных видов наказаний с дифференциацией сроков отбывания по каждому из них.

     7. Порядок исполнения этого наказания  в общих чертах регламентирован  ст. 61 Уголовно-исполнительного кодекса  РФ.  Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения  специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор.

     Исполнение  любого уголовного наказания, в том  числе и рассматриваемого нами, помимо норм уголовно-исполнительного законодательства, тесно связано со стадией уголовного процесса - "исполнение приговора". В ней реализуются те властные предписания суда, которые изложены во вступившем в законную силу приговоре. Содержание исполнения любого вида наказания состоит из двух этапов: обращение приговора к исполнению и приведение приговора в исполнение. Под обращением приговора к исполнению следует понимать деятельность суда (судьи, председательствующего в судебном заседании или председателя суда) по выдаче распоряжения об исполнении приговора, вступившего в законную силу. Под приведением приговора в исполнение понимается деятельность надлежащего органа или должностного лица по осуществлению начала реального исполнения приговора.  Сюда же следует отнести контроль за приведением приговора в исполнение. Таким образом, исполнение наказания - это взаимодействие двух важнейших отраслей права: уголовно-процессуального и уголовно исполнительного. Обе эти отрасли права реализуют объем наказания, определенный уголовным законодательством.

     8. Результатом изучения судебной  практики военных судов Тихоокеанского флота являются показатели применения рассматриваемого вида наказания, представленные в  приложении. При опросе судей были выяснены причины, препятствующие более широкому применению изучаемого вида дополнительного наказания: отсутствие необходимости лишать осужденного имеющихся привилегий; несовершенство практики исполнения; отсутствие данных об эффективности (эффективность зависит от того, насколько обоснованна, разумна и справедлива практика назначения судами этого вида  уголовного наказания).

     В целом наличие наказания в  виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград в  системе уголовных наказаний  РФ носит позитивный характер и является необходимым для формирования демократического правового государства. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

I. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: по состоянию на 1 октября 2009 г - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2009.-159 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2001 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 декабря 2001 г.- Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008. - 239 с.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: с изменениями по состоянию на 27 декабря 2009 г. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

4. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 апреля 2003 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 мая 2003 г. // СЗ РФ. - 2003. - ст. 2063.

5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ: принят  Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2004 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2004 г. // СЗ РФ. -2004. - № 31. - ст. 3215.

6. О  воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 6 марта 1998 г.; одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 марта 1998 г.: с изменениями по состоянию на 21 декабря 2009 г. URL: http://www.consultant.ru/popular/military (дата обращения: 25.11.2009).

7. О  прокуратуре Российской Федерации  [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2201-1-ФЗ: с изменениями по состоянию на 13 декабря 2009 г/ URL: http://www.consultant.ru/prosec/49_htm (дата обращения: 25.11.2009).

8. Положение  о государственных наградах Рос.  Федерации [Электронный ресурс].: утверждено Указом Президента  Рос. Федерации от 2 марта 1994 г.  № 442.: с изменениями по состоянию на 2 декабря 2008 г.URL: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc; base=LAW; n=82314; fld=4294967295 (дата обращения: 25.11.2009).

9. Положение  о почетных званиях Рос. Федерации  [Электронный ресурс].: утверждено  Указом Президента Рос. Федерации  от 30 декабря 1995 г. № 1341. с изменениями по состоянию на 23 декабря 2001 г.URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc;base=LAW;n=68104;dst=4294967295 (дата обращения: 25.11.2009).

10. О  порядке присвоения и сохранения  классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации № 113 от 1 февраля 2005 г.: с изменениями по состоянию на 25 июля 2006 г. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=doc; base=LAW:n=62122 (дата обращения: 14.12.2010).

11. О  порядке присвоения и сохранения  классных чинов лицам, замещающим  государственные должности Российской  Федерации и должности федеральной  государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции [Электронный ресурс]: Указ Президента  Рос. Федерации № 1554 от 19 ноября 2007 г.: с изменениями по состоянию на 21 мая 2008 г.URL:http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online/cgi?reg=doc; base=LAW; n=87417; fld=134; dst=4294967295 (дата обращения: 14.12.2010).

12. Положение  о порядке прохождения военной  службы: утверждено Указом Президента  Рос. Федерации 16 марта 1999 г. № 1237 // Рос.газ. 22.03.2007. № 13.

13.  О  форме одежды, знаках различия, чинах  и об удостоверении казака  не проходящих военную службу  членов казачьих обществ, внесенных  в государственный реестр казачьих  обществ в Российской Федерации  [Электронный ресурс]: Указ Президента  Рос. Федерации № 447 от 24 апреля 1998 г.: с изменениями по состоянию на 30 апреля 2009 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online/cgi?reg=doc; base=LAW; n=87469 (дата обращения: 25.11.2009), утр. Силу в связи с изданием Указа Президента от 09.02.2010 г. № 171.

Информация о работе Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как мера уголовного наказания