Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как мера уголовного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:11, дипломная работа

Описание работы

Исходя из актуальности проблемы, целью данной работы является изучение правовой природы и правового регулирования наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; особенностей его исполнения по действующему уголовному законодательству России. Кроме того определяются положения, которые способствуют повышению эффективности исполнения данного вида наказания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний.
2. Определить понятие, признаки и социальную сущность дополнительных видов наказаний.
3. Раскрыть правовую природу наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград и его место в системе уголовных наказаний

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и социальная сущность дополнительных видов наказаний в уголовном законе…………………………………………………6
1.1. Исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний…………………………………………………………………...6
1.2. Понятие, признаки и социальная сущность дополнительных видов наказаний…………………………………………………………………………22
Глава 2. Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград………………………………………….......35
2.1. Правовая природа наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград………......35
2.2. Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград…………..58
Заключение……………………………………………………………………...68
Список использованных источников………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ-ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАН.doc

— 394.50 Кб (Скачать)
ustify">     По  отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается  путем защиты его законных интересов  и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынуждено претерпел вследствие совершенного преступления.41

     В теории уголовного права общепризнанным является положение о том, что  цели наказания – это те конечные результаты, которые стремится достичь государство, устанавливая уголовную ответственность, осуждая виновного в совершении преступлений к той или иной мере уголовного наказания и применяя эту меру наказания. Однако, как справедливо замечается в комментарии к УК РФ под редакцией Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева, «закон направляет наказание  на достижение целей, но не может полностью гарантировать их достижение».42

     В соответствии с действующим законодательством "цель исправления заключается  в том, чтобы осужденный стал законопослушным, добропорядочным гражданином общества, уважающим труд и правила общежития", - писал В.Н. Петрашев.43

     Сформулированные в статье 48 Уголовного кодекса цели наказания являются едиными для любого из его видов независимо от какого бы то ни было признака, положенного в основу классификации наказаний.

     Единственное, о чем здесь уместно говорить, это о некотором различии функций  основного и рассматриваемого нами вида наказания, так как главная  функция в этом виде наказания, на наш взгляд, заключается в установлении широких пределов индивидуализации наказания, обеспечении избирательности воздействия на преступника с учетом как тяжести и характера совершенного преступления, так и его личностных свойств.

     На  названные обстоятельства обращается внимание и в Постановлении № 2 Пленума Верховного Суда РФ "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"44 от 11 января 2007 г. В пункте 1 этого  постановления говориться: "Обратить внимание судов на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации".

     Таким образом, рассматриваемый нами институт представляет собой самостоятельный вид уголовного наказания. Его непосредственным объектом является лишение правовых благ осужденного, которыми его наделило государство. Сущность наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении последнего тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Специфика исследуемого наказания наиболее ярко проявляется в том, что данное наказание применяется не только и не столько с целью достижения целей общей и специальной превенции, сколько устраняет противоречие, состоящее в одновременном наличии судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление (резко отрицательной оценки личности от имени общества) и определенных званий и отличий  (положительной оценки этой личности    обществом), тем самым сохраняет действенность и стабильность установленной системы поощрений в обществе. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным – лишение льгот и преимуществ.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности исполнения  дополнительного  наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 

2.1. Правовая природа  наказания в виде  лишения специального, воинского или  почетного звания, классного чина  и государственных  наград. 

     Согласно  ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данный вид наказания  в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ является в настоящее время единственным наказанием, которое может применяться только в качестве дополнительного вида.45

     Рассматриваемый вид наказания не указан в санкциях статей УК РФ, но согласно содержанию ст. 48 УК РФ он может применяться по 119 статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ. Спектр применения этого вида наказания довольно широк. Суды обычно назначают наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случаях, когда возникает очевидная несовместимость порицаемого обществом преступления и лица, его совершившего, с одной стороны, и официального признания его заслуг в прошлом, с другой.

     Данный  вид наказания можно отнести  к специальным видам, поскольку  применяется он к специальным  субъектам – к виновным, которые имеют звания, присвоенные им в связи с профессией, занимаемой должностью, были награждены орденами, медалями, почетными знаками за прежние заслуги.46

     По  своей правовой природе наказание  в виде лишения специального, воинского  или почетного звания, классного чина и государственных наград не отличается от иных видов уголовных наказаний. Вместе с тем ему присущи определенные особенности.

     1) Оно не предусмотрено в санкциях  статей Особенной части УК РФ. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения анализируемого дополнительного наказания.

     2) Назначение этого наказания, если  для этого есть формальные  основания, не обязанность, а  право суда. При этом судам при рассмотрении дел и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие личность виновного, и непременно задаваться вопросом, целесообразно ли лишать осуждаемого звания, чина или награды, если преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств, в условиях нервно-психологических перегрузок, в экстремальной ситуации и т.п. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о том, что виновный по своим деловым и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют его званию (чину), суды не вправе  сохранять звание осуждаемому.

     При оценке данных, характеризующих личность виновного, следует учитывать:

     а) его социально-демографическую характеристику, то есть пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного  места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.;

     б) его уголовно-правовую характеристику, то есть привлекался ли  он ранее к уголовной ответственности; если привлекался, то осталась ли неснятой и непогашенной судимость, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.;

     в)  его уголовно-исполнительную характеристику, то есть отбывал ли он ранее наказание, если да, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.;

     г) его специальный статус, включающий в себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского или почетного звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие либо отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, использование почетного звания или государственных наград в корыстных либо иных интересах и т.п.;

     д) его правовой статус, подтверждающий, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским или почетным званием,  классным чином и государственными наградами (в этом отношении, решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями и о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград);

     е) использовал ли виновный свое положение  либо свой особый статус в целях совершения преступного деяния.47

     3)  лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград  может быть назначено виновному  в дополнение к основному наказанию  при осуждении его за совершение  тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более  строгое наказание;

     4) рассматриваемое наказание носит  преимущественно «позорящий» характер и связано с морально-психологическим воздействием на осужденного.48

     5) оно является по своей сути  видом государственного депоощрения,  то есть состоит в лишении  осужденного определенных привилегий  и отличий, полученных за прошлую  деятельность, как правило, значимых  для него.

     6) оно влечет ограничения дальнейшей  профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

     7) это наказание оказывает прямое  или косвенное экономическое  воздействие на осужденного, так  как лишение чинов, наград и  званий может привести к потерям  различных льгот имущественного характера, установленных для соответствующих категорий лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и т.д.), что также носит более длительный характер, чем собственно судимость.49

     Данный  вид наказания не связан с лишением или ограничением свободы, не связан он и с исправительно-трудовым воздействием. Карательное воздействие данного вида наказаний проявляется в первую очередь в моральном осуждении виновного, однако есть и элементы имущественного воздействия (финансового, экономического), поскольку он лишается всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны  с соответствующими званиями, чинами или наградами.50

     Законодатель  не определяет конкретного срока  отбывания указанного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (его временные рамки), закрепляет его в качестве «бессрочного», что порождает определенные дискуссии в уголовно-правовой науке в отношении законодательной регламентации срока отбывания наказания.

     1) Из 14 зарубежных стран, в уголовных  законодательствах которых закреплена  данная мера ответственности,  в качестве пожизненной меры  оно применяется только в двух  странах – в Бельгии и в  Турции.51 Россию к этим странам причислить нельзя, так как в  настоящее время в российском законодательстве разработан институт восстановления указанных прав, в соответствии с которым после исполнения (отбытия) основного вида наказания реальных препятствий (за исключением судимости) для получения вторично осужденным  лишенного звания,  чина или награды в ряде законодательных актах не предусматривается. Так, в п. 2 ст. 48 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что гражданин, лишенный воинского звания, после снятия и погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом,52 имеющим право присваивать это воинское звание согласно Положению о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237).53 Статья 25 Положения определяет, что восстановление в воинском звании может быть осуществлено только по просьбе гражданина при  наличии положительного отзыва органа внутренних дел РФ и решения комиссии военного комиссариата. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат. При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в прежнем воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это звание, в том же порядке, что и присвоение воинского звания. Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными ФЗ и другими нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с восстановленным воинским званием.

     Ст. 84 УК РФ предусматривает, что осужденный актом амнистии может быть освобожден от дополнительного наказания (если оно не исполнено на момент амнистии), без уточнения характера дополнительного наказания.  Согласно п. 18 Положения о государственных наградах Президент РФ может восстановить гражданина РФ в правах на государственные награды в случае его реабилитации.54

     2) В силу наличия в действующем  законодательстве ряда нормативных  актов, позволяющих говорить о  возможности восстановления утраченных  прав на преимущества и льготы  после снятия или погашения  судимости, ряд правоведов выражает  несогласие в отношении формулировки об отсутствии срока отбывания рассматриваемого наказания. В силу чего, в частности В.П.Мосиенко высказывается за закрепление в уголовном законодательстве конкретного срока лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, что, по его мнению, отвечало бы принципам справедливости и гуманизма, закрепленных в ст. 6, 7 УК РФ.55

     Согласно  п. 15 Постановление Пленума ВС РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в статье 48 УК РФ правоограничений (например, при  наличии у осужденного воинского звания и государственных наград).

     При изменении судом кассационной инстанции  квалификации содеянного лицом с  тяжкого или особо тяжкого  преступления на преступление средней  или небольшой тяжести назначенное  на основании статьи 48 УК РФ дополнительное наказание   в виде лишения  специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается.56

     Данный  вид наказания не может заменяться иными видами наказаний.

     Установление  соответствующих званий, классных чинов  и государственных наград, а также  определение порядка их присвоения и награждения, описание правового статуса лиц, обладающих упомянутыми отличиями, регламентируется в специальных законодательных и некоторых подзаконных нормативных актах.57

     Получение чинов, званий и наград, а также их лишение как виды государственного поощрения и депоощрения, как правило, тесно связаны с государственной службой, так как данные правовые блага зачастую являются производными и от нее и зависят от вида государственной службы,  занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто стоит на государственной службе.

Информация о работе Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как мера уголовного наказания