Личные права и свободы гражданина РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:04, реферат

Описание работы

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания
политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права
человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав
человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо
религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от
социальной позиции находившихся у власти классов.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . .
2. Понятие и классификация прав . . . . . . .
3. Права гражданина в сфере личной безопасности . . . .

1. Право на жизнь . . . . . . . . .
2. Право на государственную охрану достоинства личности . .
5
3. Право на свободу и личную неприкосновенность . . .
6
4. Право на частнуюю жизнь . . . . . . .
7
5. Неприкосновенность жилища . . . . . . .
6. Национальная принадлежность . . . . . .
10
7. Свобода передвижений и места жительства . . . .
10
8. Свобода совести и вероисповедания . . . . .
12
9. Свобода мысли и слова . . . . . . . .
4. Права гражданина в уголовно-процессуальной сфере . . .
14
1. Право защищать свои права и свободы . . . . .
14
2. Право на рассмотрение дела в суде . . . . .
15
3. Право на рассмотрение дела судом присяжных . . . .
17
4. Право на получение квалифицированной юридической помощи .
18
5. Презумпция невиновности . . . . . . .
6. Право на пересмотр приговора . . . . . .
21
7. Право не свидетельствовать против себя и своих родственников .
21
8. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью .
23
9. Право на возмещение вреда . . . . . . .
5. Заключение . . . . . . . . . .
6. Список использованной литературы . . .

Работа содержит 1 файл

Реферат по КП РФ.docx

— 108.84 Кб (Скачать)

обоснованности  жалобы  и  обязанности  соответствующего  органа  или   лица

устранить  допущенные  нарушения,   удовлетворить   требования   гражданина,

отменить  примененные  к  нему  меры   ответственности   либо   иным   путем

восстановить его  нарушенные права и  свободы.  В  этом  случае  указывается,

какие  конкретные  действия   (решения)   неправомерно   лишили   гражданина

возможности полностью  или частично осуществить принадлежащие  ему права  либо

какими конкретными  действиями на него была незаконно  возложена та  или  иная

обязанность;  называются  правовые  нормы,   которые   были   нарушены   при

рассмотрении  требования  гражданина.  Так,  в  случае   отказа   в   выдаче

гражданину, страдающему  тяжелой формой хронического заболевания,  заключения

о таком заболевании, необходимого для подтверждения  права на  дополнительную

жилую  площадь,  суд  признает  это  действие  неправомерным   и   обязывает

соответствующее должностное лицо медицинского  учреждения  выдать  заявителю

необходимый документ для представления жилищному  органу; при  необоснованном

отказе гражданину в регистрации выстроенного или  приобретенного  им  жилого

дома  судом  выносится   решение,   обязывающее   соответствующий   жилищно-

коммунальный орган  зарегистрировать этот дом, и т.д.

    Установив   обоснованность  жалобы,   суд   определяет   ответственность

государственного  органа,  органа   местного   самоуправления,   учреждения,

предприятия или  объединения,  общественного  объединения  или  должностного

лица,  государственного  служащего  за  действия  (решения),   приведшие   к

нарушению прав и  свобод гражданина.

    В суд  можно обжаловать и постановления   по  делам  об  административных

правонарушениях. Это право предоставлено  лицу,  в  отношении  которого  они

вынесены, а также  потерпевшему.

    Одной  из гарантий обеспечения независимости   и  беспристрастности  суда

при осуществлении  правосудия является прямое и  четкое  определение  законом

круга дел, которые  подлежат  рассмотрению  тем  или  иным  судом.  Благодаря

этому у человека заранее появляется возможность  знать, где  и  каким  судьей

будет рассмотрено  его дело, если таковое возникнет.

    Свойство  дела  быть   рассмотренным   определенным   судом   именуется

подсудностью.  Процессуальному  законодательству  известны  несколько  видов

подсудности: территориальная, предметная, субъектная и составная.

    Закон  определяет суд, к  компетенции   которого  относится  дело,  путем

установления территориальной  и персональной подсудности. Как  правило,  дело

подлежит  рассмотрению  тем  судом,   на   территории   которого   совершено

преступление. Если  невозможно  определить  место  совершения  преступления,

дело подсудно тому суду, на территории  которого  закончено  предварительное

следствие или  дознание по делу. Вышестоящий  суд  вправе  принять  к  своему

производству  в  качестве  суда  первой  инстанции  любое  дело,   подсудное

нижестоящему суду.

    Необоснованный  отказ суда в  принятии  дела  к  своему  производству  и

рассмотрении  его,  неоправданная  задержка  в  рассмотрении  дела  являются

нарушением права  гражданина, предусмотренного ч. 1 ст.  47  Конституции  РФ.

Это нарушение  может обжаловаться в вышестоящий  суд. 

   3. Право  на рассмотрение дела судом  присяжных

    Суд   присяжных  впервые  был   введен  в  Российской  Федерации   Законом

Российской Федерации  от 16 июля 1993 г. о внесении изменений  и дополнений  в

Закон РСФСР "О  судоустройстве РСФСР", УПК РСФСР, УК РСФСР и КоАП РСФСР (ВВС

РФ, 1993, N 33,  ст.  1313).  Постановлением  Верховного  Совета  Российской

Федерации,  вводящим  этот  Закон  в   действие,   предусмотрено   поэтапное

учреждение судов  присяжных на территории Российской Федерации:  с  1  ноября

1993 г. они функционируют  в  Ставропольском  крае,  Ивановской,  Московской,

Рязанской и Саратовской  областях; с  1  января  1994  г.  -  в  Алтайском  и

Краснодарском  краях,  Ульяновской  и  Ростовской  областях.  Предполагается

постепенно  создавать  суды  присяжных  и  в  других  субъектах   Российской

Федерации.

    Особенностями  суда присяжных является, в частности,  то,  что  в  нем  в

большей  степени  реализуется  коллегиальное  начало;  решения  присяжных  в

большей мере основываются не на формальном праве,  а  на  здравом  смысле  и

жизненном опыте; решения вопросов факта  (доказанности  обвинения)  и  права

(квалификации  содеянного  и  наказания)  решаются  раздельно  соответственно

коллегией присяжных  и  профессиональным  судьей.  Значительная  численность

коллегии  присяжных  (12  основных  и  2  запасных  присяжных   заседателя),

случайный характер их подбора,  разделение  компетенции  с  профессиональным

судьей и более  состязательный характер судопроизводства  -  все  это  делает

рассмотрение дела более объективным и справедливым (прежде всего  с  позиций

народного правосознания), превращая суд  присяжных  в  некую  дополнительную

гарантию для  подсудимого.

    Как  указывается в ч. 2 ст. 47 Конституции,  право на  рассмотрение  дела

судом  присяжных  принадлежит   обвиняемому   в   случаях,   предусмотренных

федеральным законом. Федеральный же закон (ст. 421 УПК)  устанавливает,  что

суд присяжных  в краевом, областном и им соответствующих  судах  рассматривает

уголовные дела, перечисленные  в ч. 1 ст. 36  УПК  РСФСР.  Как  правило,  это

дела о преступлениях, за которые может быть назначено  наказание  до  15  лет

лишения свободы  или смертная казнь.

    Решение  вопроса о том, в обычном   порядке  или  судом  присяжных   будет

рассматриваться дело, всецело зависит от воли обвиняемого,  что  ему  должно

быть разъяснено следователем или прокурором.  Если  обвиняемый  выберет  суд

присяжных, он должен еще на стадии  предварительного  расследования  заявить

об этом ходатайство, которое подлежит оформлению в отдельном  протоколе  (ст.

424 УПК). Обвиняемый, отказавшийся при окончании предварительного  следствия

от рассмотрения его дела судом присяжных, не может  в последующем  настаивать

на этом.

    Учитывая  добровольный  характер  выбора  суда  присяжных,  законодатель

установил, что  рассмотрение так называемых "групповых" дел  судом  присяжных

осуществляется  лишь в случае, если  об  этом  ходатайствуют  все  обвиняемые

или, при наличии  ходатайства  хотя  бы  одного  обвиняемого,  остальные  не

возражают против рассмотрения дела с участием присяжных.  Если  же  хотя  бы

один из нескольких подсудимых по одному и тому же делу возражает против  его

рассмотрения судом  присяжных и выделение в отношении  его  дела  в  отдельное

производство невозможно, все дело должно рассматриваться  в  обычном  порядке

(ст. 425 УПК). 
 

   4. Право  на получение квалифицированной  юридической помощи

    Потребность   в  получении  юридической   помощи  возникает  постоянно   и

повсеместно.  Практически   нет   такой   сферы   жизни   или   человеческой

деятельности, в  которой не нужно было бы  знать  и  применять  те  или  иные

правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе,  приобретении  или  продаже

товаров, получении  услуг,  необходимости  обращения  в  государственные  или

иные органы, участии  в  деятельности  общественных  организаций,  выборах  в

парламент  и  др.  -  везде  может  потребоваться  квалифицированная  помощь

юриста.

    Юридические   службы  имеются  в  министерствах   и  ведомствах,  органах

государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях,  в

учреждениях,  организациях,  общественных  объединениях.  В   них   работают

юристы, знающие  специфику  соответствующих  отраслей  народного  хозяйства,

участков работы. Они оказывают определенную  правовую  помощь  и  работающим

там сотрудникам.

    Часть  потребностей в юридическом обеспечении  обеспечивает нотариат. При

отсутствии в  населенном пункте  нотариуса  нотариальные  действия  совершают

должностные  лица   органов   исполнительной   власти,   уполномоченные   на

совершение этих действий.

    Нотариусы,  в частности, удостоверяют  сделки;  выдают  свидетельства  о

праве собственности  на долю  в  общем  имуществе  супругов;  свидетельствуют

верность  копий  документов  и  выписок  из  них,  подписей  на  документах,

перевода документов с  одного  языка  на  другой;  совершают  исполнительные

надписи; принимают  на хранение документы, выдают свидетельства  о  праве  на

наследство.

    Оказание  юридической помощи гражданам   и  организациям  также  является

основной задачей  адвокатуры. Она отделена от  государства,  адвокаты  им  не

оплачиваются. В  то же время адвокатура  не  преследует  коммерческих  целей.

Она независима и  может  противостоять  какому  бы  то  ни  было  стремлению

государственных или иных органов либо должностных  лиц влиять на нее.

    Коллегии   адвокатов   являются   добровольными   объединениями    лиц,

занимающихся адвокатской  деятельностью. В члены таких  коллегий  принимаются

граждане Российской Федерации,  имеющие  высшее  юридическое  образование  и

стаж работы по специальности юриста не менее двух  лет.  Юридическую  помощь

оказывают  адвокаты,  и  не  состоящие  в  коллегиях,  занимающиеся  частной

практикой  по  лицензиям.  Порядок  выдачи  лицензий  на  оказание   платных

юридических услуг  и  условия  их  осуществления  на  территории  Российской

Федерации определяются Положением о лицензировании деятельности по  оказанию

платных юридических  услуг на территории Российской  Федерации,  утвержденным

постановлением  Правительства от 15 апреля 1995 г. N 344 (СЗ РФ, 1995, N  17,

ст. 1550).

    В соответствии  с п. 3 этого Положения платные  юридические услуги  могут

оказывать  физические  лица,  имеющие  диплом  образовательного   учреждения

Российской Федерации  о  высшем  юридическом  образовании,  стаж  работы  по

Информация о работе Личные права и свободы гражданина РФ