Личные права и свободы гражданина РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:04, реферат

Описание работы

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания
политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права
человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав
человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо
религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от
социальной позиции находившихся у власти классов.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . .
2. Понятие и классификация прав . . . . . . .
3. Права гражданина в сфере личной безопасности . . . .

1. Право на жизнь . . . . . . . . .
2. Право на государственную охрану достоинства личности . .
5
3. Право на свободу и личную неприкосновенность . . .
6
4. Право на частнуюю жизнь . . . . . . .
7
5. Неприкосновенность жилища . . . . . . .
6. Национальная принадлежность . . . . . .
10
7. Свобода передвижений и места жительства . . . .
10
8. Свобода совести и вероисповедания . . . . .
12
9. Свобода мысли и слова . . . . . . . .
4. Права гражданина в уголовно-процессуальной сфере . . .
14
1. Право защищать свои права и свободы . . . . .
14
2. Право на рассмотрение дела в суде . . . . .
15
3. Право на рассмотрение дела судом присяжных . . . .
17
4. Право на получение квалифицированной юридической помощи .
18
5. Презумпция невиновности . . . . . . .
6. Право на пересмотр приговора . . . . . .
21
7. Право не свидетельствовать против себя и своих родственников .
21
8. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью .
23
9. Право на возмещение вреда . . . . . . .
5. Заключение . . . . . . . . . .
6. Список использованной литературы . . .

Работа содержит 1 файл

Реферат по КП РФ.docx

— 108.84 Кб (Скачать)

постоянное место  жительства рассматривается в течение 3 месяцев.

    Закон  строго регламентирует основания  для отказа в выдаче  заграничного

паспорта. Гражданину может быть  временно  отказано  в  выдаче  заграничного

паспорта, если  он  осведомлен  о  сведениях,  составляющих  государственную

тайну, или  связан  контрактными  обязательствами,  против  него  возбуждено

уголовное  дело,  он  осужден  за  совершение  преступления,  уклоняется  от

исполнения обязательств, наложенных на него судом, сообщил о  себе  заведомо

ложные  сведения,  подлежит  призыву  на  военную  службу,  ему   предъявлен

гражданский  иск  в  суде,  по  приговору  суда  он  признан  особо  опасным

рецидивистом или  состоит  под  административным  надзором  милиции.  Данный

перечень является исчерпывающим и каждое основание  прекращает свое  действие

по истечении  определенного времени  (до  отбытия  наказания,  до  исполнения

обязательств, до окончания срока военной службы и др.).

    Специально  и  подробно  регламентируется  выезд   граждан,   владеющих

государственной  тайной  (отнесение  сведений   к   ней   осуществляется   в

соответствии с  Законом о государственной тайне  от 27 июля  1993  г.).  Таким

гражданам выезд  может быть не разрешен  до  истечения  пятилетнего  срока  с

момента прекращения  их доступа к таким сведениям,  но  специальная  комиссия

Правительства РФ в отдельных случаях может  продлить этот срок. Эта  комиссия

также  рассматривает  жалобы  на  отказ  в  выдаче  паспорта   в   связи   с

государственной  тайной.  Правительством  создана   также   Межведомственная

комиссия по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации  в  связи  с

отказами в выдаче заграничного  паспорта  или  временными  ограничениями  на

выезд за рубеж. Комиссия обязана ответить гражданину по существу его  жалобы

в письменной форме  в течение 3 месяцев. Это решение, как и  во  всех  других

случаях, гражданин  вправе обжаловать в суде.

    Существенной  стороной права на выезд из  Российской  Федерации  является

право  граждан  беспрепятственно  возвращаться  в  нее.  Для  лиц,   имеющих

российское  гражданство,  не   требуется   каких-либо   въездных   виз   или

разрешений. 

   8. Свобода  совести и вероисповедания

    Под  свободой совести понимается  право человека  как  верить  в  Бога  в

соответствии с  учением той или иной свободно выбранной  им  религии,  так  и

быть атеистом,  т.е.  не  верить  в  Бога.  Эта  свобода  особенно  важна  в

государствах, в  которых признана государственная  религия  и,  следовательно,

существует определенное давление на человека с целью заставить  его  принять

эту религию. В  государствах  без  государственной  религии  свобода  служит

защитой  для  атеистов,  а  в  тоталитарных  атеистических  государствах  ею

прикрывались официальная  антирелигиозная пропаганда и гонения  на церковь.

    Свобода  вероисповедания означает право  человека на  выбор  религиозного

учения и беспрепятственное  отправление культов и обрядов  в  соответствии  с

этим учением. Эта  свобода, таким образом, по своему содержанию  уже  первой.

В субъективном  смысле,  т.е.  как  право  человека,  равнозначным  является

понятие свободы  религии, но оно еще означает и  право на  существование  всех

религий  и  возможность  каждой  их   них   беспрепятственно   проповедовать

вероучение.  Однако  в   обиходе   очень   часто   все   указанные   термины

употребляются как  идентичные.

    Конституция  РФ провозглашает: "Каждому гарантируется   свобода  совести,

свобода  вероисповедания,  включая  право  исповедовать  индивидуально   или

совместно с другими  любую религию  или  не  исповедовать  никакой,  свободно

выбирать, иметь  и распространять религиозные и  иные убеждения и  действовать

в соответствии с  ними" (ст. 28).  Такая  формулировка  в  значительной  мере

повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.

    Но в  ней  в  завуалированном   виде  закрепляется  право   не  только  на

атеистические убеждения, но и на атеистическую  пропаганду  ("распространять

религиозные и  иные убеждения"), что является явным  отголоском  прошлых  лет.

С содержательной точки зрения  следует  признать  бесполезным  упоминание  о

праве  "не  исповедовать  никакой"  религии,  поскольку   это   заложено   в

содержании свободы  совести. Следует помнить, что данная  статья  Конституции

посвящена  только  правам  человека  в  области  религии,  что  же  касается

правового  положения  самих  религиозных  объединений,  их  равенства  перед

законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

    Свобода  совести и вероисповедания подробно  регламентируется Федеральным

Законом «О свободе  совести и религиозных объединениях»  от 26  сентября  1997

г. Так, конкретизированы  гарантии  свободы  вероисповедания,  для  чего,  в

частности, запрещено  указывать в официальных документах  отношение  человека

к религии. Хотя верующие обычно этого не  стесняются,  но  принадлежность  к

религии может  послужить в некоторых случаях  поводом для их дискриминации  со

стороны отдельных  бюрократов или грубых  атеистов.  Весьма  важно  признание

тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах  от  священнослужителя  нельзя

потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

    Ряд  положений Закона посвящен проблемам  религиозного  воспитания.  Так,

право на свободу  совести признано за  ребенком,  а  родителям  предоставлено

право обеспечивать религиозное воспитание ребенка.  Преподавание  вероучений

и религиозное  воспитание могут свободно осуществляться  в  негосударственных

учебных и  воспитательных  заведениях,  а  по  желанию  граждан  -  в  любых

дошкольных и  учебных заведениях и организациях.

    Закон   устранил   дискриминацию   религиозных   объединений,   признав

правомерным распространение  вероучений непосредственно  или  через  средства

массовой  информации,  миссионерскую   деятельность,   дела   милосердия   и

благотворительности,  религиозное  обучение  и  воспитание,   подвижническую

деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество  и  иную  деятельность,

определяемую  соответствующими  вероучениями   и   предусмотренную   уставом

данного объединения.  Закреплены  права  в  области  совершения  религиозных

обрядов и церемоний, производства и распространения  религиозной  литературы

и предметов религиозного назначения, международных связей и  т.д.

    Коренное  изменение  политики  государства   по  отношению  к   религии,

происшедшее  в  последние  годы,  возвращает  России   ее   духовные   силы.

Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются  религиозные  учебные

заведения.  Тем  самым  создаются  материальные   условия   для   реализации

гражданами одной  из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.

    Распоряжением  Президента Российской Федерации   от  24  апреля  1995  г.

создан Совет  по взаимодействию с религиозными объединениями  при  Президенте

Российской Федерации, а  распоряжением  от  2  августа  1995  г.  утверждено

Положение  об  этом  Совете.   Совет   является   консультативным   органом,

осуществляющим   предварительное   рассмотрение   вопросов   и    подготовку

предложений для  Президента.  Он  обеспечивает  взаимодействие  Президента  с

религиозными объединениями,  участвует  в  разработке  совместной  концепции

взаимоотношений   государства   и   религиозных   объединений.    Специально

оговаривается, что  Совет  не  обладает  контрольными  или  распорядительными

функциями по отношению  к религиозным объединениям.  В  состав  Совета  вошли

представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает  новый

характер отношений  между властью и  религиозными  объединениями,  основанных

на  свободе  последних  и  невмешательстве  государства  в   их   внутреннюю

деятельность. 

   9. Свобода  мысли и слова

    Содержание  свободы слова весьма широкое.  Это не только  право  говорить

все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных  как  устно,

так  и  печатно,  в произведениях   изобразительного   искусства,   научных

исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это  все

то, что выражает мысль человека, его устремления  и надежды.

    Конституция  РФ гарантирует свободу мысли   и  слова,  но  она  сразу   же

устанавливает, что  не допускаются пропаганда или антиагитация,  возбуждающие

социальную,  расовую,  национальную  или  религиозную  ненависть  и  вражду.

Запрещается пропаганда социального,  расового,  национального,  религиозного

или языкового  превосходства. Это целая  программа  негативного  отношения  к

идеям, способным  взорвать здание общественного согласия. В России эти  нормы

призваны  противостоять  коммунистической  идеологии,  делящей  общество  на

"передовые"  и  "отсталые"  классы,  национализму  и  расизму,  шовинизму  и

антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы  пропагандируют  языковое

превосходство - похоже,  что  таких  сил  в  России  нет,  если  не  считать

требований соблюдать  право на  использование  родного  языка,  что,  однако,

никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

    Другая  опасность, порождаемая неконтролируемостью  свободы слова,  носит

фашистский  характер.  В  Указе  Президента  РФ  о  мерах   по   обеспечению

согласованных  действий  органов   государственной   власти   в   борьбе   с

проявлениями фашизма  и иных  форм  политического  экстремизма  в  Российской

Федерации  от  23  марта  1995  г.   отмечается,   что   антиконституционная

деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все

более широкие  масштабы и дерзкий характер, создаются  незаконные  вооруженные

и военизированные  формирования,  нарастает  угроза  сращивания  последних  с

некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а  также  криминальными

Информация о работе Личные права и свободы гражданина РФ