Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:04, реферат
Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных
проблем исторического, социального и культурного развития человечества,
прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания
политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права
человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав
человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо
религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от
социальной позиции находившихся у власти классов.
1. Введение . . . . . . . . . . .
2. Понятие и классификация прав . . . . . . .
3. Права гражданина в сфере личной безопасности . . . .
1. Право на жизнь . . . . . . . . .
2. Право на государственную охрану достоинства личности . .
5
3. Право на свободу и личную неприкосновенность . . .
6
4. Право на частнуюю жизнь . . . . . . .
7
5. Неприкосновенность жилища . . . . . . .
6. Национальная принадлежность . . . . . .
10
7. Свобода передвижений и места жительства . . . .
10
8. Свобода совести и вероисповедания . . . . .
12
9. Свобода мысли и слова . . . . . . . .
4. Права гражданина в уголовно-процессуальной сфере . . .
14
1. Право защищать свои права и свободы . . . . .
14
2. Право на рассмотрение дела в суде . . . . .
15
3. Право на рассмотрение дела судом присяжных . . . .
17
4. Право на получение квалифицированной юридической помощи .
18
5. Презумпция невиновности . . . . . . .
6. Право на пересмотр приговора . . . . . .
21
7. Право не свидетельствовать против себя и своих родственников .
21
8. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью .
23
9. Право на возмещение вреда . . . . . . .
5. Заключение . . . . . . . . . .
6. Список использованной литературы . . .
постоянное место жительства рассматривается в течение 3 месяцев.
Закон
строго регламентирует
паспорта. Гражданину может быть временно отказано в выдаче заграничного
паспорта, если он осведомлен о сведениях, составляющих государственную
тайну, или связан контрактными обязательствами, против него возбуждено
уголовное дело, он осужден за совершение преступления, уклоняется от
исполнения обязательств, наложенных на него судом, сообщил о себе заведомо
ложные сведения, подлежит призыву на военную службу, ему предъявлен
гражданский иск в суде, по приговору суда он признан особо опасным
рецидивистом или состоит под административным надзором милиции. Данный
перечень является исчерпывающим и каждое основание прекращает свое действие
по истечении определенного времени (до отбытия наказания, до исполнения
обязательств, до окончания срока военной службы и др.).
Специально и подробно регламентируется выезд граждан, владеющих
государственной тайной (отнесение сведений к ней осуществляется в
соответствии с
Законом о государственной
гражданам выезд может быть не разрешен до истечения пятилетнего срока с
момента прекращения их доступа к таким сведениям, но специальная комиссия
Правительства РФ в отдельных случаях может продлить этот срок. Эта комиссия
также рассматривает жалобы на отказ в выдаче паспорта в связи с
государственной тайной. Правительством создана также Межведомственная
комиссия по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с
отказами в выдаче заграничного паспорта или временными ограничениями на
выезд за рубеж. Комиссия обязана ответить гражданину по существу его жалобы
в письменной форме в течение 3 месяцев. Это решение, как и во всех других
случаях, гражданин вправе обжаловать в суде.
Существенной стороной права на выезд из Российской Федерации является
право граждан беспрепятственно возвращаться в нее. Для лиц, имеющих
российское гражданство, не требуется каких-либо въездных виз или
разрешений.
8. Свобода совести и вероисповедания
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в
соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и
быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в
государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно,
существует определенное давление на человека с целью заставить его принять
эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит
защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею
прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода
вероисповедания означает
учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с
этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой.
В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является
понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех
религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать
вероучение. Однако в обиходе очень часто все указанные термины
употребляются как идентичные.
Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется свобода совести,
свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними" (ст. 28). Такая формулировка в значительной мере
повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.
Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на
атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду ("распространять
религиозные и иные убеждения"), что является явным отголоском прошлых лет.
С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о
праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в
содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции
посвящена только правам человека в области религии, что же касается
правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед
законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.
Свобода
совести и вероисповедания
Законом «О свободе
совести и религиозных
г. Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в
частности, запрещено
указывать в официальных
к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к
религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со
стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание
тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя
потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.
Ряд
положений Закона посвящен
право на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено
право обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений
и религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных
учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых
дошкольных и учебных заведениях и организациях.
Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав
правомерным распространение вероучений непосредственно или через средства
массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и
благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую
деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иную деятельность,
определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом
данного объединения. Закреплены права в области совершения религиозных
обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы
и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.
Коренное изменение политики государства по отношению к религии,
происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.
Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные
заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации
гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.
Распоряжением
Президента Российской
создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте
Российской Федерации, а распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено
Положение об этом Совете. Совет является консультативным органом,
осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку
предложений для Президента. Он обеспечивает взаимодействие Президента с
религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции
взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально
оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными
функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли
представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый
характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных
на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю
деятельность.
9. Свобода мысли и слова
Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить
все, что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно,
так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных
исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все
то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.
Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же
устанавливает, что не допускаются пропаганда или антиагитация, возбуждающие
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного
или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к
идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы
призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на
"передовые" и "отсталые" классы, национализму и расизму, шовинизму и
антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое
превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать
требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако,
никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.
Другая
опасность, порождаемая
фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению
согласованных действий органов государственной власти в борьбе с
проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской
Федерации от 23 марта 1995 г. отмечается, что антиконституционная
деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все
более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные
и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с
некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными