Конституционные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления, рассмотреть конституционные основы организации местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.выделить и раскрыть сущность понятия - местное самоуправление, на основании выполняемых им функций и базовых признаков;
2.рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом;
3.рассмотреть основные проблемы формирования и развития местного самоуправления нашей страны, с учетом переходного характера Российской экономики
4.выявить полномочия и гарантии, накладываемые на местное самоуправление, конституцией РФ.

Содержание

Введение 3

1. Понятие местного самоуправления 5

1.1 Понятие и признаки местного самоуправления 5

1.2 Принципы и функции местного самоуправления 9

1.3 Система местного самоуправления 16

2. Полномочия и конституционные гарантии местного самоуправления 29

2.1 Полномочия местного самоуправления 29

2.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 31

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы организации местного самоуправления..docx

— 69.19 Кб (Скачать)

 

2.2 Конституционные  гарантии местного  самоуправления

 

     Осуществление местного самоуправления в Российской Федерации имеет конституционные  гарантии. Они представляют собой  правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления и являются важнейшим условием полного и  эффективного выполнения им своих задач  и функций.

     Согласно  Конституции Российской Федерации (ст. 133), местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случаев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправления и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

     Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный  суд с требованиями о признании  недействительными актов государственных  органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными  органами решения исполнение опротестованных  актов может быть приостановлено органами местного самоуправления.

     В судебном порядке решаются имущественные  споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается  согласительная комиссия, то ее решение  тоже может быть обжаловано в суд.

     Органы  местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ органа государственной  власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении.

     Судебная  защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.д.

     Только  в судебном порядке, согласно Указу  Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации», могут быть отменены решения органов  местного самоуправления. Лишь при  передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть установлен порядок отмены решений органов местного самоуправления органом государственной власти, передавшим соответствующие полномочия.5

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется  правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

     Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность  и независимость, обязано выполнять  решения органов государственной  власти. При этом органы местного самоуправления вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением  на них дополнительных полномочий, либо в связи с неправомерными действиями органов государственной  власти. Конституция закрепляет принцип  восполнимости этих затрат. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы местного самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в государственную собственность объекты муниципальной собственности.

     Конституцией  Российской Федерации (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в  Российской Федерации гарантируется  запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.

     Органы  государственной власти не могут  рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к  ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти  вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

     Конституционные гарантии – ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных  как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Федерации.

     К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого  волеизъявления граждан, решений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).

     Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, принятые в  пределах их полномочий, обязательны  для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

     Решения органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными  по решению суда.

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных  лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

     Обращения органов и должностных лиц  местного самоуправления подлежат обязательному  рассмотрению органами государственной  власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и  организациями, к которым эти  обращения направлены.

     Представительные  органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Заключение

 

   Местное управление означает, что власть на местах осуществляют представители  центральной (федеральной) власти и, таким  образом, создаются и действуют  местные органы государственной  власти. Таковыми были, например, Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты в городах, районах, селах, поселках СССР и его союзных республик, в том числе и в РСФСР.

   Местное самоуправление означает, что публичная  власть на местах осуществляется выборными  от местного населения органами, которые  называются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции, не подчиняются иерархически органам государственной власти и не входят в систему органов государственной власти.

   Тем не менее между органами государственной власти и органами местного самоуправления существует известное единство — и те, и другие осуществляют властные полномочия и являются органами публичной власти, т. е. власти, отдельной от общества, осуществляемой выборными представителями общества и специальным аппаратом чиновников, состоящих на государственной службе (в органах государственной власти) или на муниципальной службе (в органах местного самоуправления).

   Осуществление публичной власти органами местного самоуправления связано с таким принципом правового государства, как свободное и автономное функционирование гражданского общества. Местное самоуправление — это институт гражданского общества наряду с общественными объединениями граждан, коммерческими организациями и т. д. Тем не менее, органы местного самоуправления наиболее близко из остальных институтов гражданского общества стоят к государству и его органам, являясь связующим звеном между гражданским обществом и государством. С другой стороны, органы местного самоуправления наиболее близко среди других органов публичной власти стоят к населению, к гражданскому обществу. Признание местного самоуправления государством есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует, как правило, об антидемократическом политическом режиме.

   Признание и осуществление местного самоуправления тесно связано с принципом разделения властей по вертикали и служит по существу продолжением этого принципа, составляет вместе с принципом разделения государственной власти — разделение публичной власти и также направлено на предотвращение чрезмерной концентрации власти в одних руках.

   Наличие или отсутствие местного самоуправления или разные варианты его сочетания с местным управлением служат критерием классификации государств по форме их государственного устройства в зависимости от степени децентрализации публичной власти:

   • централизованные унитарные государства, в которых отсутствует местное самоуправление;

   • относительно децентрализованные унитарные  государства, в которых существует различное сочетание местного управления и местного самоуправления;

   • децентрализованные государства, в  которых на всех уровнях административно-территориального деления осуществляется только местное самоуправление и отсутствует местное управление.

   Централизованные  унитарные государства — это, как правило, антидемократические государства с отсутствием разделения властей.

   Относительно  децентрализованных государств большинство  среди развитых стран мира, в которых  установлен демократический режим  и осуществляется принцип разделения властей.

   Децентрализованных  государств в мире немного, это страны англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия). К ним относится и современная РФ.

 

Список  использованных источников и литературы

 
    1. Источники
 
  1. Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным  голосованием 12.12.93 г.// «Российская  газета» № 237 от 25.12.93 г.; 03.01.95 г.; 15.02.96 г.; 14.06.2001 г. № 111. 
  2. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №39
  3. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 № 52
  4. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
  5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации"
 
    1. Литература 
 
  1. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. Учебное пособие. М., 2009
  2. Берг О.В. О некоторых сложных вопросах правового регулирования финансовых основ местного самоуправления//«Конституционное и муниципальное право». 2002. N 3.
  3. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории и практики)// «Черные дыры» в российском законодательстве.2007. N 4.
  4. Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления //Журнал российского права. 2007. N 3.
  5. Выдрин И.В. Муниципальное право России. 2-е изд., испр.и доп. – М.: «Норма», 2010. – 320 с. Гл..1.
  6. Дубовкин К.П., Чеботарев Г.Л. Органы местного самоуправления: понятие, виды и статус// «Российский юридический журнал». 2005. N 4.
  7. Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления //Конституционное и муниципальное право. 2003. N 2.
  8. Курячая М.М. Местное сообщество как основа объединения граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. №4.
  9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2009. – 672 с. Гл.1.
  10. Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития //Законодательство. 2005. №4.
  11. Постовой Н.В. Территориальная основа местного самоуправления.// «Муниципальное право». 2007. №8.
  12. Таболин В.В., Черногор Н.Н. Место и роль муниципального права в системе российского права // Местное право. – 2002. - №3-4.
  13. Уваров А.А. Отраслевые признаки и особенности муниципального права Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2003. - №6.
  14. Широков А.Н. Юркова С.Н. Территориальные и организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2010.
  15. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект», 2007. – 672 с. (гриф МО РФ). Гл. 8.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления