Конституционные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления, рассмотреть конституционные основы организации местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.выделить и раскрыть сущность понятия - местное самоуправление, на основании выполняемых им функций и базовых признаков;
2.рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом;
3.рассмотреть основные проблемы формирования и развития местного самоуправления нашей страны, с учетом переходного характера Российской экономики
4.выявить полномочия и гарантии, накладываемые на местное самоуправление, конституцией РФ.

Содержание

Введение 3

1. Понятие местного самоуправления 5

1.1 Понятие и признаки местного самоуправления 5

1.2 Принципы и функции местного самоуправления 9

1.3 Система местного самоуправления 16

2. Полномочия и конституционные гарантии местного самоуправления 29

2.1 Полномочия местного самоуправления 29

2.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 31

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы организации местного самоуправления..docx

— 69.19 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Понятие местного  самоуправления 5

1.1 Понятие и признаки местного самоуправления 5

1.2 Принципы и функции местного самоуправления 9

1.3 Система местного самоуправления 16

2. Полномочия и конституционные  гарантии местного  самоуправления 29

2.1 Полномочия местного  самоуправления 29

2.2 Конституционные  гарантии местного  самоуправления 31

Заключение 34

Список  использованных источников и литературы 36 

 

Введение

 

     Нынешний  этап развития российского местного самоуправления концентрирует в  себе все сложнейшие социально-экономические  и политические проблемы страны и  отражает всю противоречивость и  неопределенность многих процессов  и решений. Российское государство  объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления.

     Никто не станет отрицать, что роль местного самоуправления неуклонно возрастает и приобретает общегосударственное  значение. Муниципальные органы сегодня  не только решают самые насущные жизненные  проблемы людей, они являются важнейшим  слагаемым в деле формирования гражданского общества в современной России, составляют одну из основ демократического строя.

     Местное самоуправление одна из двух форм организации  публичной власти в административно-территориальных  единицах государства. Второй формой при  этом является местное управление.

     Актуальность  исследования. Местное самоуправление является одной из форм осуществления  народовластия. Значимость местного самоуправления определяется тем, что, являясь уровнем  публичной власти, наиболее приближенным к населению, местное самоуправление должно решать значительное число социальных вопросов местного значения, создающих  условия для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в  отдельности и населения в  целом. Это - одна из форм реализации прав человека.

     Началом возрождения института местного самоуправления в системе институтов публичной власти следует считать  приятие Конституции 12 декабря 1993г., признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым  традициям и Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной в России в 1999г.

     К числу актуальных вопросов совершенствования  правовой регламентации организации  и деятельности местного самоуправления относятся:

     1.Установление  в законодательном порядке единого  принципа образования органов  местного самоуправления только  в соответствующих низовых административно-территориальных  единицах, а органов территориального общественного самоуправления в пределах любых территорий;

     2. Предельно точного установления  прав и обязанностей выборных  органов местного самоуправления  и местной администрации в  решении общих вопросов местного  значения.

     Цель  данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления, рассмотреть конституционные основы организации местного самоуправления.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выделить и раскрыть сущность понятия - местное самоуправление, на основании выполняемых им функций и базовых признаков;
  2. рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом;
  3. рассмотреть основные проблемы формирования и развития местного самоуправления нашей страны, с учетом переходного характера Российской экономики
  4. выявить полномочия и гарантии, накладываемые на местное самоуправление, конституцией РФ.

 

1. Понятие местного  самоуправления

    1. Понятие и признаки местного самоуправления
 

     Термин  «самоуправление», как и большинство  терминов в социальных науках, не имеет  точного и единого научного значения и разными авторами понимается различно. Наиболее полное и широкое толкование этому понятию было дано в XVII веке в Англии, оттуда заимствовано учеными  Германии и России. Известный германский государствовед Г. Еллинек определял местное самоуправление как «государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое в противоположность госудаственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц». Русский ученый Н. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением». Англичанин И. Редлих местное самоуправление определял как «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью, или которые принадлежат им по общему праву».

     В Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регулировать и управлять в рамках закона и под свою собственную ответственность значительной частью государственных дел в интересах местного населения.

     Политико-правовой  статус местного самоуправления в Российской Федерации определен Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.:

  1. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) (организационная обособленность МСУ, т.е. прямая субординация в отношениях с субъектами государственной власти заменена правовыми отношениями)
  2. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ст. 132)
  3. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130).
 

     В федеральном законе от 28.08.1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» было дано развернутое определение  понятия «местное самоуправление: местное  самоуправление в – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации  самостоятельная и  под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций

     Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской Федерации» (ст.1) дает следующее определение местного самоуправления в Российской Федерации:

     Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения  с учетом исторических и иных местных  традиций.

     Из  содержания Конституции  Российской Федерации и  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  вытекают внутренние и внешние признаки местного самоуправления.

     Внутренние  признаки:

     1) Автономность местного самоуправления (организационное обособление местного  самоуправления от системы государственной  власти, невхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти).

     2) Самостоятельность местного самоуправления. Муниципальные образования  наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Государство, исходя из статьи 12 и главы 8 Конституции Российской Федерации  сознательно и добровольно отказалось от части собственных полномочий в пользу населения муниципальных образований. Вопросы местного значения могут решаться только населением муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается возможностью наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

     Временное осуществление полномочий органов  местного самоуправления органами государственной  власти допускается только в исключительных случаях и только как временная, в основе своей чрезвычайная мера.

     3) Независимость местного самоуправления. Население муниципальных образований осуществляет местное самоуправление  непосредственно либо путем создания собственных органов местного самоуправления. Система и структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно, в рамках, установленных законом. Кроме того, местное самоуправление  осуществляется населением муниципального образования исходя из собственных интересов, которые не обязательно совпадают с интересами субъекта Российской Федерации и государства в целом.

     Независимость местного самоуправления обеспечивается наличием собственной ресурсной  базы, обеспечивающей эффективное решение вопросов местного значения, в частности муниципальной собственности, местных налогов и сборов.

     4) Ответственность. В позитивном  смысле ответственность означает, что население муниципального  образования непосредственно или  через соответствующие органы  осуществляет местное самоуправление под свою ответственность. Государство передало населению не только полномочия, но и всю полноту ответственности за их осуществление.

     Ответственность в негативном смысле, то есть обязанность  претерпеть неблагоприятные последствия  за нарушение правовых норм, означает, что органы местного самоуправления несут ответственность перед  населением, государством, физическими  и юридическими лицами.

     5)  Значительный удельный вес форм  непосредственной демократии.

      К внешним признакам местного самоуправления относятся:

     1)  Территория. Территория, на которой  осуществляется местное самоуправление, понимается в административном  смысле и не зависит от права  собственности на те или иные земельные участки. Пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»    устанавливает, что в состав территории поселения  входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления