Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 18:24, курсовая работа
Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления, рассмотреть конституционные основы организации местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.выделить и раскрыть сущность понятия - местное самоуправление, на основании выполняемых им функций и базовых признаков;
2.рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом;
3.рассмотреть основные проблемы формирования и развития местного самоуправления нашей страны, с учетом переходного характера Российской экономики
4.выявить полномочия и гарантии, накладываемые на местное самоуправление, конституцией РФ.
Введение 3
1. Понятие местного самоуправления 5
1.1 Понятие и признаки местного самоуправления 5
1.2 Принципы и функции местного самоуправления 9
1.3 Система местного самоуправления 16
2. Полномочия и конституционные гарантии местного самоуправления 29
2.1 Полномочия местного самоуправления 29
2.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению гражданами, проживающими на данной территории, а также предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы.
Важной составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образовании, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Наличие
выборных органов местного самоуправления
муниципальных образований
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Представительный
орган местного самоуправления состоит
из депутатов, численный состав которых
определяется уставом муниципального
образования. В уставе содержатся полномочия
представительных органов местного
самоуправления. Представительный орган
местного самоуправления принимает
решения в коллегиальном
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно уставу муниципального образования, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.
Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно уставу муниципального образования, его глава наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Он непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и упомянутых ранее должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (с учетом наци- ональных, исторических и иных местных условий).
Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органом государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18), депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Уставами
муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов
Российской Федерации может быть
предусмотрена возможность
Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской федерации.
Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, выполняющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Лица,
осуществляющие службу на должностях
в органах местного самоуправления,
являются муниципальными служащими. Правовая
регламентация муниципальной
Время
работы на должностях в органах местного
самоуправления засчитывается в
стаж, исчисляемый для предоставления
льгот и гарантий, в соответствии
с законодательством о
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступлений в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Муниципальные
образования в целях
В настоящее время созданы такие ассоциации, как Союз малых городов, Союз российских городов, ассоциации малых и средних городов, и т.п.
Согласно Временному положению о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 1993 г., объединения (ассоциации) экономического взаимодействия образуются органами представительной или исполнительной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления для решения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.4
Права объединений (ассоциаций) органов местного самоуправления устанавливаются в пределах полномочий, делегированных им учредителями. Устав объединения (ассоциации) утверждается собранием учредителей и регистрируется Министерством юстиции Российской Федерации.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Практикуются и иные формы объединения органов местного самоуправления. Например, совместным решением органов может быть создан единый орган местного самоуправления, наделенный на договорной основе частью полномочий создавших его органов местного самоуправления.
Основы правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации (ст. 132), при этом нормы Основного Закона нашего государства совершенно четко определили две группы таких полномочий:
1)
собственные полномочия
2)
государственные полномочия, которыми
могут в соответствии с
Более детально круг полномочий органов местного самоуправления очерчен в ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Собственные полномочия органов местного самоуправления могут быть разделены на ряд групп в соответствии с основными сферами их деятельности:
1) в сфере финансов и бюджета:
формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
установление местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и т. п.);
определение размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению
2)
в сфере управления
решение
всех вопросов владения, пользования
и распоряжения муниципальной собственностью.
К такой собственности
муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, имущество органов местного самоуправления, муниципальный жилищный фонд, муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т. п.; контроль за использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения
3)
в сфере социального и
Что
касается наделения органов местного
самоуправления государственными полномочиями,
то в соответствии с Федеральным законом
(ст. 6 п. 4) этот процесс должен сопровождаться
передачей им необходимых материальных
и финансовых средств. Государственные
органы, делегировавшие органам местного
самоуправления часть своих полномочий,
вправе контролировать их реализацию.
Однако, в случае, если государственные
полномочия не обеспечены соответствующими
средствами, органы местного самоуправления
могут отказаться от их выполнения и не
несут ответственности за наступившие
негативные последствия. Безусловно, наиболее
эффективному осуществлению органами
местного самоуправления своих прав и
обязанностей способствует установление
законодательством вполне определенных
гарантий местного самоуправления.
Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления