Конституционные основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственного устройства и государственного управления, рассмотреть конституционные основы организации местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.выделить и раскрыть сущность понятия - местное самоуправление, на основании выполняемых им функций и базовых признаков;
2.рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом;
3.рассмотреть основные проблемы формирования и развития местного самоуправления нашей страны, с учетом переходного характера Российской экономики
4.выявить полномочия и гарантии, накладываемые на местное самоуправление, конституцией РФ.

Содержание

Введение 3

1. Понятие местного самоуправления 5

1.1 Понятие и признаки местного самоуправления 5

1.2 Принципы и функции местного самоуправления 9

1.3 Система местного самоуправления 16

2. Полномочия и конституционные гарантии местного самоуправления 29

2.1 Полномочия местного самоуправления 29

2.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 31

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы организации местного самоуправления..docx

— 69.19 Кб (Скачать)

     к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

     л) государственная гарантия  местного самоуправления.

     Каждый  из данных принципов, в свою очередь, может быть выражен в виде своеобразной системы более конкретных принципов.

     Так, принцип самостоятельности местного самоуправления предполагает реализацию принципов организационной, финансовой, экономической и иных форм самостоятельности  местного самоуправления в рамках Конституции  РФ и федеральных законов, а принцип  организационной самостоятельности, в свою очередь, включает принципы самостоятельности  населения в определении структуры  органов местного самоуправления, кадровой самостоятельности и т. д.

     Необходимо  также учитывать, что в системе  общих принципов местного самоуправления можно выделить принципы, обусловленные  прежде всего спецификой данной формы  организации местной публичной  власти (принцип организационного обособления  местного самоуправления в общей  системе публичной власти в государстве  и др.), и в то же время можно  назвать принципы, имеющие универсальный, общегосударственный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти(принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и др.).

Функции местного самоуправления - это обусловленные  природой и принципами, направленные на реализацию целей и задач местного самоуправления основные направления  муниципальной деятельности.

     Различают три группы функций, осуществляемых муниципальным образованием:

     1) По решению вопросов местного  значения.

     Эти функции относятся к сфере  исключительной юрисдикции муниципального образования.

     Данная  группа функций подразделяется на три  условных блока:

     а) социально-экономические функции:

    • осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
    • местные финансы, бюджет, налоги;
    • регулирование планировки и застройки муниципального образования;
    • территориальное устройство муниципального образования;
    • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
    • муниципальные предприятия и учреждения здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной сферы;
    • другие.

     б) функции по обеспечению безопасности и правопорядка;

    • реализация административной ответственности;
    • охрана общественного порядка;
    • пожарная безопасность;
    • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

     в) организационные:

    • принятие и изменение Устава муниципального образования;
    • муниципальные выборы;
    • организация и содержание муниципальных архивов;
    • муниципальная информационная служба.

     2) По предметам совместного с  органами государственной власти  ведения.

     Значительное  число сфер общественной жизни в  силу их сложности нельзя однозначно отнести к исключительной компетенции  ни органов местного самоуправления, ни органов государственной власти. Этот факт предопределяет наличие так  называемых предметов совместного  ведения, полномочия по которым разграничиваются заключением соответствующих договоров.

     3) По реализации отдельных государственных  полномочий, переданных органам  местного самоуправления.

     Эти функции закреплены либо в отраслевом законодательстве, либо в специально принятых законах о передаче отдельных  государственных полномочий в конкретной сфере общественных отношений.

 

    1. Система местного самоуправления
 

     Согласно  Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Значит, местное самоуправление в Российской Федерации – это система организации  и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных  форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов  местного самоуправления, посредством  которых обеспечивается самостоятельное  решение населением вопросов местного значения.

     Особую  роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы  непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих  в границах административно-территориальных  единиц, в которых осуществляется местное самоуправление.

     Эта роль определяется прежде всего тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения, и других обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Имея это в виду, можно сказать, что в практике местного самоуправления формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга.

     Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые  ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

     Итак, формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно  осуществляют местное самоуправление, являются референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

     Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Согласно Федеральному закону «Об основных гаран-тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 16), местный референдум назначается органом местного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в соответствии с уставом муниципального образования.

     Принятие  органом местного самоуправления решения  по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образования  может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим  возможность проведения референдума  по данному вопросу.

     На  местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов  местного самоуправления, а также  о проведении досрочных выборов  органов местного самоуправления либо об отсрочке этих выборов; о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов  и должностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении  финансовых обязательств муниципального образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

     На  местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся  в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить  законодательству Российской Федерации  и соответствующеего субъекта Федерации.

     В местном референдуме имеют право  участвовать все граждане, проживающие  на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме  непосредственно и на добровольной основе.

     Голосование осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

     Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме  решение и итоги голосования  подлежат официальному опубликованию  (обнародованию).

     Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений  устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с  законодательством Российской Федерации и ее субъекта.

     В настоящее время в Российской Федерации нет специального закона о местном референдуме. Сегодня, кроме упомянутых положений, на федеральном  уровне устанавливается право каждого  гражданина Российской Федерации участвовать  в референдуме (ст. 32 Конституции  Российской Федерации); признание референдума  в качестве одной из форм осуществления  местного самоуправления (ст. 130 Конституции  Российской Федерации), а также право  главы местного самоуправления выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении (Указ Президента Российской Федерации  от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»).1

     Наиболее  массовой формой прямого народного  волеизъявления являются выборы. Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы местной администрации – еще одна важная форма осуществления населением местного самоуправления.

     Однако  только этим значение выборов не ограничивается. В ходе избирательных кампаний граждане, делая те или иные предложения, направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует  развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает  предпосылки для их удовлетворения.

     В настоящее время правовой основой  выборов в органы местного самоуправления являются: Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», а  также принятые органами государственной  власти субъектов Федерации законы или Положения о выборах в  органы местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

     Если  законодательным (представительным) органом  субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок  проведения муниципальных выборов; представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.2

     Этот  Федеральный закон имеет в  качестве приложения Временное положение  о проведении выборов депутатов  представительных органов местного самоуправления и выборных должностных  лиц местного самоуправления в субъектах  Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан  Российской Федерации избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления. Он применяется для  защиты конституционных прав граждан  Российской Федерации избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной  законами субъектов Российской Федерации  и принятыми в соответствии с  уставами муниципальных образований  нормативными правовыми актами органов  местного самоуправления.

Информация о работе Конституционные основы местного самоуправления