Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:56, контрольная работа
Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной и религиозной спецификой той или иной цивилизации.
Введение.
1. Общая характеристика прав человека и прав гражданина.
2. Правовая природа личных (гражданских) прав и свобод по конституции США.
3. Закрепление социально-правовых гарантий личных (гражданских) прав и свобод в Германии.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Среди других прав, не так подробно представленных в Конституции Германии – свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на законного судью и пр.
В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в Германии не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.
Защита социальных прав не получила в Конституции Германии значительного места, социальные права закрепляются самим фактом провозглашения Германии демократическим и социальным федеративным государством (ст. 20 Конституции Германии).
Более подробно защита социальных прав закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда, и непосредственно действующими в Германии нормами международного права о правах человека.
Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется Федеральным конституционным судом как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.
Принятый в Германии принцип гласит: жизнь человека начинается с момента оплодотворения.
Председатель Федерального Конституционного Суда ФРГ, доктор права, профессор Ю. Лимбах отмечает, что в решениях Федерального Конституционного Суда ФРГ в качестве важнейших целей социального государства называются: забота о нуждающихся людях (социальное пособие); гарантия прожиточного минимума, достойного человека; учет интересов слабых в социальном отношении людей; забота о существовании в случаях наступления нетрудоспособности или профессиональной непригодности, а в литературе к приведенному перечню добавляется еще повышение благосостояния. 5
Таким образом, демократический характер государства Германии рассматривается Конституцией в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д.
Дополнительно хотелось бы обратить внимание на вопрос о возможности ограничения конституционных прав и свобод, которым придается особое значение, которые ставятся по определению в высокое положение, которые и защищаются самым тщательным образом.
Ст. 2 Конституции Германии гласит: «Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон.
Каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность.
Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона».
Ст. 5 той же Конституции гласит: «Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируются. Цензуры не существует. Границы этих прав устанавливаются предписаниями общих законов, законодательными постановлениями об охране молодежи и правом, обеспечивающим уважение к личности. Искусство и наука, исследование и преподавание свободны. Свобода преподавания не снимает обязанности быть верным Конституции».
Весьма показательны соответственно ст. 8: «Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения. Для собраний, проводимых вне помещений, это право может быть ограничено законом или на основании закона», ст. 9: «Все немцы имеют право создавать союзы и общества. Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов, запрещаются» и ст. 10: «Тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи неприкосновенна. Ограничения могут быть установлены только на основании закона. Если конкретное ограничение служит защите основ свободного демократического строя или существования Федерации или одной из земель, а также обеспечению их безопасности, то закон может предусмотреть, что факт ограничения не сообщается заинтересованному лицу и что вместо судебной защиты осуществляется контроль со стороны специальных и вспомогательных органов, формируемых народным представительством».
Таким образом, можно увидеть, что в Германии юридическая техника закрепления ограничений конституционных прав отработана достаточно четко. По поводу каждого права здесь же, в той же конституционной норме, содержится прямая оговорка общего характера.
Существование института ограничения прав и свобод имеет право быть при условии надлежащего функционирования конституционного правосудия.
В этом можно убедиться, если посмотреть, какие, например, полномочия предоставляются Конституционному Суду Германии. Статься 181 Конституции устанавливает: «Каждый, кто использует свободу выражения мнений, в частности свободу печати (абзац 1 статьи 5), свободу преподавания (абзац 3 статьи 5), свободу собраний (статья 8), свободу объединений (статья 9), тайну переписки, почтовой, телеграфной и иной электросвязи (статья 10), право собственности (статья 14) или право убежища (статья 16 а) для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Факт и пределы утраты указанных прав определяются решением Федерального конституционного суда».
Что касается Конституции РФ, то она предусматривает такую норму (ч. 3 ст. 56), согласно которой перечисленные в ней права и свободы не подлежат ограничению вообще, даже при чрезвычайных обстоятельствах (например право на жизнь, на охрану достоинства личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др).
При этом в группу «неприкосновенных» есть и такие права, как право на суд присяжных, право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.
Таким образом, критерии, которые российский законодатель положил в основу деления прав на те, которые могут быть ограничены, и те, которые ограничению не подлежат, - иные.
Таким
образом, российская Конституция, в отличии Конституции
Германии, пошла по пути формулирования
общих норм, предусматривающих возможность
ограничения конституционных прав и свобод
человека и гражданина и введения этих
возможностей в определенные рамки.
Заключение.
Права человека, их назначение – одна из «вечных» проблем социально-культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, философской и религиозной мысли.
В
различные эпохи эта политико-
Актуальность прав человека и основных свобод как фундаментальных ценностей современной цивилизации сложно переоценить, они имеют существенно важное значение для международных отношений в XXI веке, принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права.
Как мы уже смогли заметить, способы и объемы закрепления личных (гражданских) прав и свобод в конституциях рассмотренных государств неодинаковы.
В
Конституции США закреплен
При этом, Конституция Германии предусмотрела специальные раздел, посвященный правам человека и гражданина, подобно тому как в Конституции РФ правам человека и гражданина отведен вторая глава первого раздела Конституции.
Конституция США подобного раздела не предусматривает, личные и иные права человека отражены в десяти поправках к Конституции США.
Закрепив в Конституции США и Поправках к ней личные права и свободы законодатель стремился показать демократический характер государства, ориентированный на обеспечение личной свободы человека: свобода слова, свобода совести, гарантия неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов.
Конституция Германии более современна в объеме отраженных в ней прав и закрепляет достаточно широкий перечень личных прав и свобод, среди которых можно назвать: право на личную свободу и равенство, свободное развитие личности, свобода передвижения, свобода вероисповедания, провозглашения общественных и религиозных взглядов и свобода совести, свобода искусства, науки, исследования и преподавания.
Совершенно иной подход к пониманию прав и свобод человека и гражданина представлен в Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
Впервые провозглашён принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Становление
института прав человека в его
современном понимании в
Закрепление
основ правового статуса
Необходимо отметить, что межу конституцией России и Конституцией Германии есть много общего. Оба документа были приняты относительно недавно (1949г. и 1993г.). Обе конституции ознаменовывают переход государства от авторитарно-тоталитарной системы к демократичному обществу, от империи к современному федеративному государству.
При этом в конституциях закреплялись новые ценности, вокруг которых должны было объединиться общество.
В отличии от других европейских государств, у которых универсальные ценности соответствуют их национальной истории, у России и Германии они находятся в резком противоречии с ней.
Новое демократическое немецкое государство пошло по пути поиска своей идентичности не в национальной истории, а в новой государственной конституции. Национальный патриотизм стал конституционным патриотизмом.
Схожая ситуация наблюдается и в России. Как и в Германии, принятие нашей конституции являлось не актом народного волеизъявления, а скорее политическим актом, призванным продемонстрировать окончательный отказ от советской идеологии.
Конституция Российской Федерации, как и Конституция Германии, провозглашает наши страны социальными государствами. Однако для большинства населения этот принцип пока не осуществляется по целому ряду причин, указанных, в том числе, и в данной работе.
Подробный же перечень социальных прав и способы их защиты в Германии большей частью закрепляются в конституции отдельных земель и в судебной практике, а в Российской Федерации – в федеральных законах и в отраслевых законодательствах.
Выполнение
государством декларируемых в конституции
социальных обязанностей возможно только
при социальном правовом государстве,
закрепленном не «де юре», а «де факто»,
а построение системы защиты прав и свобод
необходимо осуществлять на принципах
равенства, солидарности, эквивалентности
и поддержания жизненного стандарта.