Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:46, диссертация
Цель диссертации заключается в раскрытии эвристического потенциала сущности права во взаимодействии с социальными нормами. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:
• выявить социальный характер правовых норм;
• анализируя функциональное пространство правовых и социальных норм, раскрыть особенности генезиса социальных норм, который органичным образом связан с генезисом права;
• на основе анализа особенностей взаимодействия правовых и социальных норм в условиях современного российского общества исследовать особенности взаимодействия правовых, моральных и политических норм;
• выявить противоречия и перспективы формирования правового пространства, где право и социальные нормы достигают стадии органического синтеза.
Так, в частности, право может быть определено, как нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.
Формы
проявления равенства, как специфического
принципа права носят социально-
Вместе с тем, следует признать, что принцип формального равенства имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особенность правового способа регулирования общественных отношений свободных индивидов. Отсутствие принципа равенства, таким образом, означает и отсутствие права, как такового.
Таким образом, формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.
С принципом равенства связан и второй аспект сущности права – права как свободы.
Правовая форма является единственной существующей формой бытия и выражения свободы в общественной жизни людей.
С
другой стороны, специфика правовой
формальности обусловлена тем, что
право выступает, как форма общественных
отношений независимых
В
историческом преломлении, взаимосвязь
права и свободы может быть
выражена в том, что именно через
механизм права, то есть формального
правового равенства, первоначально
несвободная масса людей
Наконец, при рассмотрении права как справедливости, следует отметить, что справедливость входит в понятие права, а, следовательно, право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права.
Таким образом, вопрос о частной справедливости того или иного закона является, по сути, вопросом о соответствии или несоответствии данного закона праву в целом.
С другой стороны, не только всякое право является справедливым (если оно соответствует сущности права), но только право и является справедливым, поскольку общезначимая правильность сущность справедливости в своем рационализованном виде означает всеобщую правомерность, которая является существом права.
Одновременно, следует подчеркнуть, что сами понятия "справедливость", "равенство", "свобода" не исчерпываются правовыми аспектами, поскольку, в отличие от правовых, моральные нормы могут формироваться и на личном уровне, не являясь общезначимыми.
Следует отметить, что существует мнение о том, что в реальности правовые нормы (то есть некие фиксированные, неважно в какой форме, нормы, обязательные к выполнению под угрозой наказания) могли и предшествовать соответствующим моральным установлениям, которые были затем внедрены для поддержания "естественности" следования установлениям права.
Такая
ситуация может быть проиллюстрирована
на примере нашей страны, в которой
лишь с преобразованием советской
правовой системы исчезла правовая
квалификация тунеядства, как преступления.
Тунеядство, не участие индивидуума
в общественно полезном труде
не являлось преступлением с точки
зрения дореволюционного российского
общества (хотя, разумеется, и высокоморальным
поведением также не являлось), однако
Советская власть установила ответственность
за тунеядство, одновременно начав
внедрение в сознание общества установлений
о том, что такое поведение
является глубоко аморальным и заслуживающим
наказания. Таким образом, власть получала
моральное обоснование уже
Точно
также, в период крещения Руси, сначала
был оформлен обязательный запрет на
осуществление языческих
Таким образом, ситуация, когда обществу сначала навязывается правовая норма, необходимая главенствующей части общества, а затем под эту норму подгоняется моральная основа, путем формирования новой моральной нормы, новых стандартов нравственности, не только принципиально возможна, но и вполне реальна, однако такая ситуация, как представляется, является все же не основным путем взаимного влияния морали и права.
Так,
например, не менее частыми примерами,
чем примеры, подобные приведенным,
являются и ситуации, когда правовые
нормы изменяются под влиянием именно
изменения моральных
Естественно, существуют и другие основания усомниться в первичном характере правовой системы по отношению к моральной.
В частности, социальную основу власти, служащей непосредственным источником правовых установлений, составляют те слои, группы общества, которые заинтересованы в данной форме власти, активно ее поддерживают и внутренне принимают ее деяния, как позитивные. Таким образом, стабильность власти, само ее долговременное и нормальное существование основывается в большой степени на ее моральности и оправданности данной формы государства как социального института, на соответствии ее установлений, издаваемых в форме законов, принятым в обществе морально-нравственным нормам.
При этом следует указать, что в ходе исторического развития отмечаются одновременно как тенденция увеличения социальной базы и социальной ориентации власти, так и тенденция к фиксации приоритетной роли права в системе социальных норм, связанных с морально-нравственными установлениями.
Иллюстрацией
взаимосвязи существующих морально-нравственных
норм и самого процесса возникновения
нового права, новой правовой системы,
может служить принятие христианства
варварскими королевствами
Принятие христианства было принципиально важным для этих королевств сразу по нескольким крайне важным причинам, однако, в данном случае важной для рассмотрения взаимосвязи морали и права является одна.
На
завоеванных варварами
Примером в данном случае может служить принятие христианства франкским королем Хлодвигом, произошедшее после завоевания франками Галлии. Удержание завоеванных территорий представляло собой непростую задачу, однако приняв христианство Хлодвиг получил огромную поддержку галло-римского христианского духовенства, немедленно признавшего его законным владыкой, защищающим истинную веру. Разумеется, при этом Хлодвиг стал Истинным, законным владыкой, а не завоевателем и в представлении всей христианской общины Галлии, которая, как практически во всех бывших провинциях Рима, была достаточно значительной, а его законы, получив моральное подкрепление с помощью ссылки на волю Бога, стали восприниматься именно как правовые нормы. Помимо этого, Хлодвиг получил и моральное обоснование продолжения объединения территорий путем захвата, распространения и своей власти и области, где являлись обязательными его правовые установления, поскольку теперь это проделывалось под предлогом распространения истинной веры и объединения в вере народов под властью верховного христианского короля.
В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ динамизм в ходе исторического развития.
Например,
можно отметить, что при рассмотрении
исторического развития в целом,
роль права в системе социальных
институтов непрерывно повышалась, а,
следовательно, право приобретало
больший вес и по отношению
к системе морально-
Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в эпоху средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и социальных институтов.
Вообще,
определяющее значение права во всей
соционормативной системе, включающей
нормы морали и нравственности, соответствует,
видимо, буржуазно-капиталистической
эпохе социального и духовного
развития, когда правовое сознание
(юридическое мировоззрение) начинает
играть ведущую роль в системе
форм общественного сознания, как
ранее такую роль играли мифология,
религия, а затем и морально-
Роль
права в капиталистическом
Как
представляется, на современном этапе,
праву также принадлежит
Вообще, именно в современных условиях получили реальное развитие идеи правового государства, то есть государства, в котором право играет определяющую роль в системе социальных институтов (как уже указывалось, государство и само является социальным институтом).
С
другой стороны, все большее выражение
приобретает социально-
При этом, одновременно, выполнение правовых норм фактически стало в развитых стран одной из норм морально-нравственной системы (понятие "высокоморальный человек" в развитых странах практически обязательно включает в себя понятие "законопослушный гражданин"), что создало во многих случаях связь "морально то, что установлено в законе", а воздействие принятых в обществе морально-нравственных норм на установления права в условиях ярко выраженной (в демократических странах) связи "избиратель-законодатель" стало оперативным и достаточно прямым, позволяя добиваться высокой степени соответствия моральных и правовых норм.
По этому же пути идет и российское законодательство, отражение в котором морально-нравственных норм будет рассмотрено далее.
Проблема изучения технологических норм очень актуальна в настоящее время. Это связано, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия.
Научно-технические,
технологические нормы, получившие
положительную социальную оценку, в
определенном порядке закрепляются
юридических актах и обретают
значение государственного стандарта.
Стандарт - это нормативная характеристика
материала, его качества, утвержденная
компетентным государственным органом
и выражается в юридическом акте.
Техническое правило, облеченное в
правовую форму, не теряя своего технического
характера, приобретают качественные
признаки
правовой нормы, становятся технико-юридической
нормой. Таким нормам присущи все признаки
правовых норм: они исходят от государства;
в них выражается государственная воля;
их соблюдение обеспечивается возможностью
государственного принуждения; они объективируются
в специальных нормативных актах, издаваемых
компетентными органами; они регулируют
общественные отношения. Последний признак
имеет свою специфическую особенность
как следствие того, что содержанием технико-юридических
норм является техническое правило, но
при этом следует сказать, что содержанием
общественных отношений могут быть и различные
технические действия. Устанавливая определенные
требования к техническим действиям, технико-юридические
нормы тем самым оказывают определенной
регулятивное воздействие и на сами общественные
отношения путем установления обязательных
требований к действиям людей по отношению
к природе, средствам производства и другим
предметам внешнего мира, в которых проявляются
отношения между людьми.47
Информация о работе Эвристический потенциал сущности права во взаимодействии с социальными нормами