Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:46, диссертация
Цель диссертации заключается в раскрытии эвристического потенциала сущности права во взаимодействии с социальными нормами. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:
• выявить социальный характер правовых норм;
• анализируя функциональное пространство правовых и социальных норм, раскрыть особенности генезиса социальных норм, который органичным образом связан с генезисом права;
• на основе анализа особенностей взаимодействия правовых и социальных норм в условиях современного российского общества исследовать особенности взаимодействия правовых, моральных и политических норм;
• выявить противоречия и перспективы формирования правового пространства, где право и социальные нормы достигают стадии органического синтеза.
Глава 2.
Проблемы соотношения
социальных и правовых
ном.
Проблемы соотношения морали, нравственности и права всегда являлись достаточно неоднозначными, что проистекает уже из самой неопределенности данных понятий, поскольку прежде чем рассматривать проблемы, связанные с каким-либо понятием, в том числе и с понятием "право", необходимо, как представляется, дать определение самого понятия.
Следует отметить, что данное понятие является в достаточной мере многозначным, а единого и общепринятого определения права, удовлетворяющего требованиям всех специалистов, просто не существует.
Так,
например, данное понятие, в силу своей
сложности и многоплановости, предусматривает
возможность самых
В
качестве примеров различных вариантов
взглядов на явление права можно
привести следующие определения: взгляд
с морально-нравственной точки зрения:
право – это минимум
Одновременно,
понятия "мораль" и "нравственность"
также являются трудно определимыми.
Термин “мораль” по содержанию – латинский
аналог древнегреческого ethos (этика). В
латинском языке есть слово “mos”
(множественное число – “mores”
В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственности и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.
В морали “выражены представления людей о добре и зле, справедливости, достоинстве, чести, трудолюбии, милосердии”.
Мораль и нравственность – одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью – степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. В данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.
Cодержание
и само понимание терминов "мораль"
и "нравственность" в огромной
степени зависят от историко-
Так, высокоморальным поведением с точки зрения представителя каннибальских племен Новой Гвинеи являлось убийство и торжественное совместное поедание своего врага, тогда как с точки зрения христианина такое поведение было бы ужасающим противоречием всей системе морально-нравственных установок.
В
то же время, и моральные установки
внутри одной культурной традиции могут
существенно различаться в
Еще более изменчивыми являются моральные нормы и приоритеты, разделяемые различными субъектами, поскольку в этом случае дополнительным действующим фактором становятся также особенности психики и личный опыт каждого отдельного человека.
В то же время, несмотря на некоторое отмеченное сходство, нельзя не признать, что система морали и нравственности является гораздо более субъективной, чем система правовых норм, которая объективизирована в законе.
Вообще, следует отметить, что проведение линии отличия между правом и нравственностью таким образом, что право остается во внешнем, а нравственность – во внутреннем мире человека, имеет под собой некоторые основания.
В
частности, система норм права устанавливается
обществом, являющимся для каждого
человека внешним фактором, в то
время как морально-
Тем
не менее, не следует забывать, что
большинство правовых норм представляют
собой, в конечном итоге, законодательное
закрепление позитивных и негативных
норм поведения, имеющих выраженную
морально-нравственную оценку со стороны
общества. Упрощенно говоря, правовые
нормы в этом случае можно рассматривать,
как нормы, с нарушением которых
общество не готово мириться, тогда
как нарушение морально-
Действительно,
если нормы права происходят из стремления
одновременно закрепить те варианты
поведения, которые признаются данным
обществом позитивными и
В
то же время, идея примата морально-нравственных
норм над правовыми нормами, проистекающего
из представлений о том, что правовые
нормы, являясь закрепленными
Так, в частности, несовершенство подобного подхода вытекает из разнообразия личных моральных норм и установок членов общества (что, по мнению одного - запрещено, по мнению другого - вполне возможно). Отсутствие же единых признанных большинством общества норм, выраженных в праве (или их игнорирование в случае противоречия личным моральным нормам, что, по сути, одно и то же), приведет в этом случае к неизбежному росту конфликтов на почве неоднозначности подхода.
Вообще
говоря, вопрос о том, может ли гражданин
поступать согласно своим моральным
нормам, но вопреки закону, представляется
в достаточной степени
С одной стороны, гражданин, видимо (по крайней мере, по стандартам западных демократий), может и должен поступать вопреки закону (то есть, зафиксированным нормам права) если принятый закон ущемляет его основные права, которые обычно совпадают с основанием системы моральных стандартов. С другой стороны, грань, отделяющая подобное деяние от "обычного" преступления достаточно тонка, поскольку подразумевает личную оценку правовых норм, одной из непременных черт которых является именно их обязательность для всех.
Не менее важным является аспект, касающийся права, как возможности однозначного закрепления позитивного, с морально-нравственной точки зрения, поведения индивидуума в ситуациях, когда вычленение такого поведения на основе общих морально-нравственных установок становится сложным.
Современное
общество представляет собой крайне
сложную, многофакторную, многоуровневую
систему, в котором ни один человек,
сколько бы ни был он умен и высокоморален,
не в состоянии оценить все
последствия различных
Тем не менее, взгляд на мораль, нравственность, как на один из основных (если не главных) источников права является достаточно распространенным и имеет достаточно много приверженцев.
Прежде всего, это связано с определением источника права. Как известно, существует несколько основных подходов к источнику права. Одним из них является так называемый теологический подход. В этом случае источником права объявляется высшее существо, даровавшее права людям, тогда как законы представляют собой лишь документальное закрепление людьми этих прав (не обязательно в полном объеме).
Наиболее ярким примером подобного подхода являются некоторые мусульманские государства, где существенной, а часто превалирующей частью законодательства являются законы шариата, то есть официально зарегистрированные установления, имеющие религиозный источник. В то же время, такая ситуация характерна отнюдь не только для мусульманских стран, поскольку, например, европейское право в Средние века также в значительной степени базировалось (помимо античной традиции) на христианских религиозных установлениях.
Однако, нельзя забывать, что именно эти же установления (и в данном случае абсолютно неважно их происхождение) являются для данных обществ и основами морали и нравственности. Таким образом, в данном случае, моральные нормы, по сути, совпадают с правовыми, поскольку выражены в одних и тех же установлениях.
Другим
вариантом подхода к источнику
права является развившееся в
Европе направление "естественного
права". Согласно положениям сторонников
этой теории, человеку изначально присущи
многие естественные права, которые
не могут быть отменены законом. В
этом случае закону также отводится,
с одной стороны, функция фиксации
естественных прав, а также регламентация
тех общественных отношений, которые
не относятся к сфере
Следует отметить, что именно эта концепция легла, в частности, в основу создания большинства демократий мира. Например, она прямо зафиксирована в Декларации Независимости США, где говорится: "Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью..."
Тем
не менее, и в данном случае нормы
права, фактически, могут восприниматься
как зафиксированные и
О глубокой общей взаимосвязи права, морали и нравственности говорит и то, что одним из общепринятых способов раскрытия сущности права является ее раскрытие через понятия, принадлежащие к системе морали – свободу, равенство, справедливость.
Информация о работе Эвристический потенциал сущности права во взаимодействии с социальными нормами