Эвристический потенциал сущности права во взаимодействии с социальными нормами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:46, диссертация

Описание работы

Цель диссертации заключается в раскрытии эвристического потенциала сущности права во взаимодействии с социальными нормами. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:
• выявить социальный характер правовых норм;
• анализируя функциональное пространство правовых и социальных норм, раскрыть особенности генезиса социальных норм, который органичным образом связан с генезисом права;
• на основе анализа особенностей взаимодействия правовых и социальных норм в условиях современного российского общества исследовать особенности взаимодействия правовых, моральных и политических норм;
• выявить противоречия и перспективы формирования правового пространства, где право и социальные нормы достигают стадии органического синтеза.

Работа содержит 1 файл

Диссертация.docx

— 119.02 Кб (Скачать)

     В этом свете не совсем ясной остается мысль В.Д. Плахова о том, что  социальные нормы "путь социологические  законы" особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи".27 Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой.

       Социальные нормы связаны так  же с законами естественно  – техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.  В последующем нормы права  и морали тесно переплелись,  взаимодействуя с другими средствами  социальной регуляции. Понятие  "норма" и "правило"  употребляются и воспринимаются  в обиходе как равнозначные. Они  обычно определяются друг через  друга: норма - это правило,  а правило - это норма. Между  тем, при более внимательном  подходе выясняется, что "правило" - все же более узкий термин, чем "норма".

     Правовые  нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило  заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию.

     Социальным  нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норме права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие - то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом.

     В юридической, философской и естественнонаучной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и  то, что уже сложилось и давно  бытует в действительности.

     Применительно к человеческому поведению можно  сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма –  это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и  ее свойствам, является оптимальным  либо, по меньшей мере, допустимым для  данного процесса. Можно сказать, что норма - это мера полезного, а  по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма  выражает не только "должное", но и "сущее". Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного  результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее - патология.28

     Социальные  нормы регулируют не все, а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные  связи проступки мотивы не могут  отразиться в норме. Норма – это  всегда стереотип основанный как  на внутренних побуждениях так и  на внешних детерминантах. Социальные нормы весьма многочисленны и  разнообразны. Это связано с разнообразием  самих общественных отношений - предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, "живые" и "мертвые", функционирующие и нефункционирующие).29

     Юридическая наука не вдается в столь подробную  и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы  в основном из таких критериев, как  способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это - общепринятая и наиболее распространенная классификация.30

     Объединяющим  началом этих норм является социальный, а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и  не действуют изолированно одни от других, в " рафинированном " виде.

     Такова  система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и  во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в  той части, в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации).31

     Говоря  о праве можно обозначить, что  право - уникальный высоко значимый и  авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места  и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения  возможностей и пределов регулятивного  действия.

 

      Глава 2. Соотношение  права и социальных норм. 
 

     Цивилизация выработала множество различных  норм и правил, которыми люди руководствуются  в своей повседневной жизни. Наиболее рано обособились в своей самобытности религиозные нормы, нормы обычаев  и морали.

      

  1. Соотношение права и религии.
 
 

     Назначение  религии является выработка "смыслов", позволяющих человеку так или  иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает  мерилом "хорошего" поведения. Религиозные  нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями  и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей  к Богу, церкви, друг к другу, организацию  и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных  вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую  в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно  взаимосвязаны.

     Мировые религии: христианство, буддизм, ислам.

     Эти религии оказали огромное влияние  не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское  право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна. В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах"установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство.

     Социальные  нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти  нормы регулируют внутреннюю организацию  церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни  верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического  права.32

     Внешне  эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы  и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы  в Библии, Коране, Сунне, религиозных  книгах буддистов и других; выступают  в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации  таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной  Европы. В России до 1917 года источниками  права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого  Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между  правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести  одновременно означает, что сфера  действия религиозных норм значительно  уже сферы действия норм права. Так, предписания "Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т.д.

     Различны  механизмы действия религии и  права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого  ими кодекса поведения ссылкой  на высший авторитет, или, как сказали  бы философы и богословы, "трансцендентное  миру начало".

     Влияние права на религию в известной  мере достаточно специфично. Конституция  РФ (ст. 14), федеральный закон " О  свободе совести" гарантирует  свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность  для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют  нормы разных религиозных верований  и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

     Российское  законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства  и церкви, о религиозных организациях отражает принципы "Всеобщей декларации прав человека",  Итогового документа  Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в  Европе. В принятой в России "Декларации прав и свобод человека и гражданина" говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и  атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию  или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные  либо атеистические убеждения и  действовать в соответствии с  ними при условии соблюдения закона.

     В тоже время право не должно быть безучастно к "причудливым" формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим  личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли "гуру", "астера" и стоящих  за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром  "Аум Синрике". 
 

     2. Соотношение права  и обычаев. 
 

     Социальные  действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в  общественной практике, вошедшее в  привычку, в результате многократного  применения, установившегося подхода  к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную  для членов общества, группы людей  форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами.

     В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки  прошлого в области морали чаще всего  удерживаются в правах. Общество, используя  культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми  в цивилизованном обществе нравами.

     К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время  оно опирается на привычные формы  поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции  и федерального конституционного закона (В Российской Федерации эта процедура  предусмотрена ст. 82 федеральной  Конституции и ст.10 закона " О  конституционном суде РФ").

     Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются  правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный  закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231 - 235 УК РФ).

     Испытывая на себе воздействие права, обычаи в  то же время оказывают влияние  на право, При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское  право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся  и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской  деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками  российского права, возрастает.

     Очевидно, есть основания и применительно  к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в  числе иных источников права.

     Нормы права и обычаи обладают рядом  общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными  правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и  нормы права отличаются друг от друга  по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы  права существуют в государственно-организационном  обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права  существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного  мнения, то нормы права могут реализовываться  и с учетом возможности государственного принуждения.

Информация о работе Эвристический потенциал сущности права во взаимодействии с социальными нормами