Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:18, реферат
Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе. Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношении в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА.
ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА
2.1.Правовой обычаи (обычное право)
2.2. Правовой (судебный) прецедент
2.3. Нормативно-правовой акт как источник права
2.4. Судебная практика как форма права
2.5. Правовая доктрина в качестве источника права
2.6. Правовой договор как форма права
2.7. Рецепция права
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Правовой обычаи — одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Обычаи возникали как результат многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, становились устойчивой формой их общения между собой. Социальная значимость и эффективность правил поведения, закрепленных в обычае, вызывали необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны общества, государства. Обычай исторически и фактически предшествовал закону. Он и в настоящее время выполняет функцию, регулируя такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или преждевременно, или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых, общеобязательных, делает на них ссылку в нормативно-правовых актах.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.
Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.
Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.
Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение.
В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера— нормы.
Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан, прежде всего, с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определенный характер. Эти признаки заключаются в следующем:
1) нормативные акты есть результат правотворческои деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2) они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;
5) имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);
6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуации, обстоятельств;
7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты — на однократную реализацию;
8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.
В итоге нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
1.Конституция Российской Федерации.М.,1993.
2.Федералъный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№42.Ст.3921.
3.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ.1994.№33.
1. Алексеев С.С. Общая теория советского права.М.,1966.
2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе.М.,1971.
3. Алексеев С.С. Право: азбука-теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права.М.,1998.
5. Гоббс Т. Левиафан.М.,1979.
6. Государство и право в развивающихся странах/Под ред.В.Е.Чиркина.М.,1986.
7. Зивс С.Л. Источники права.М.,1981.
8. И.Иеринг Р. Цель в праве.М., 1969.
9. Исаев И.А История государства и права России.М.,1996.
10. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 /Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.,1998.
11. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1988.
12. Керимов Д.А. Основы философии права.М.,1991.
13. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.СПб.,1909.
14. И.Кулапов В.Л. Формы праваЯеория государства и права.Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,1999.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология/Соч.,Т.З.
16. Марксистко-ленинская общая теория государства и права:основные институты и понятия.Т.КМ., 1970.
17. Мишин А. История государства и права США.М.,1976.
18. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм.М.,1960.
19. Общая теория права. Курс лекций. Н.Новгород, 1993.
20. Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева.М.,1994.
21. Общая теория права/Под ред. А.С.Пиголкина.М.,1996.
22. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.
23. Руперт Кросс. Прецедент в английском праве.М.,1985.
24. Синицына И.А. В мире обычая. М.,1997.
25. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.
26. Соловьев С.М. История России с древнейших времен.М.,1960.
27. Стуруа М. МММ на берегах Гудзона//Известия,13 августа 1997 г.
28. Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.М.Н.Марченко.М.,1996.
29. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.
30. Шебанов А.Ф. О содержании и формах права.М.,1964.
31. Шейндлин Б.В. Сущность советского права.Л.,1959.
32. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.М.,1974.
[1] Шебанов А.Ф. О содержаниях и формахправа.М.,1964 г. с.19
[2] Алексеев С.С. Общая теория советского права. М.,1966 г. с.129
[1] Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология /соч.,т. 3. с.322/
[2] Гоббс Т. Левиафан. М.,1979 г. с.210
[1] Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.,1960 г. с.34
[1] Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе.М.,1971 г. с.94
[1] Зивс С.Л. Источники права. М.,1981 г. с.16.
[1] Теоприя государства и права. Курс лекций /под ред. Марченко М.Н./М.,1996 г. с.336
[1] Общая теория права /под ред. Пиголкина А.С,/1996 г. с.164
[1] Государство и право в развивающихся странах /под ред. Чиркина В.Е. /М.,1986 г. с.76
[1] Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998 г. с.276.
[1] Исаев И.А. История государства и права России. М.,1996 г. с.288
[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.,1998 г. с.420
[1] Венгеров А.Б. Теория госвударства и права. М.,1998 г. с.420
[1] Покровский И.А. История римского права.Спб.,1998 г. с.216
[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.,1998 г. с.411
[1] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.Спбю,1989 г.с.87
[2] Покровский И.А. История римского права.Спб.1998 г. с.387