Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе. Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношении в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛА ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА.

ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА

2.1.Правовой обычаи (обычное право)

2.2. Правовой (судебный) прецедент

2.3. Нормативно-правовой акт как источник права

2.4. Судебная практика как форма права

2.5. Правовая доктрина в качестве источника права

2.6. Правовой договор как форма права

2.7. Рецепция права

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

источники права(гражд право).doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Правовой обычаи — одна из наиболее древних разновидностей соци­альных норм. Обычаи возникали как результат многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведе­ния людей, становились устойчивой формой их общения между собой. Соци­альная значимость и эффективность правил поведения, закрепленных в обычае, вызывали необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны обще­ства, государства. Обычай исторически и фактически предшествовал закону. Он и в настоящее время выполняет функцию, регулируя такие социально зна­чимые отношения, где вмешательство законодателя или преждевременно, или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых, обще­обязательных, делает на них ссылку в нормативно-правовых актах.

Правовой прецедент представляет собой такое решение госу­дарственного органа, которое принимается за образец (правило) при после­дующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвер­жден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.

Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он пре­доставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного ус­мотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматривае­мых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное ре­шение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от по­ложения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредитель­ными и обычными, типовыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойст­ва: 1) содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность интереса; 4) равенство сторон; 5) согласие участников по всем суще­ственным аспектам договора; 6) эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее ис­полнение принятых обязательств; 8) правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персо­нифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание состав­ляют правила поведения общего характера— нормы.

Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с други­ми формами связан, прежде всего, с повышением роли государства в регулиро­вании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использо­ванию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулиро­вать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием населе­ние.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определенный характер. Эти признаки заключаются в следующем:

1) нормативные акты есть результат правотворческои деятельности ком­петентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2) они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);

3) содержащиеся в них предписания являются выражением государст­венной воли;

4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, по­становление и т.д.);

6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отноше­ний, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуации, обстоятельств;

7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты — на однократную реализацию;

8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

В итоге нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.


БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации.М.,1993.

2.Федералъный конституционный закон "О референдуме Российской Федера­ции" от 10 октября 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№42.Ст.3921.

3.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ.1994.№33.

Научная и специальная литература

1.                   Алексеев С.С. Общая теория советского права.М.,1966.

2.                   Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе.М.,1971.

3.                   Алексеев С.С. Право: азбука-теория - философия: Опыт комплексного исследо­вания. М., 1999.

4.                   Венгеров А.Б. Теория государства и права.М.,1998.

5.                   Гоббс Т. Левиафан.М.,1979.

6.                   Государство и право в развивающихся странах/Под ред.В.Е.Чиркина.М.,1986.

7.                   Зивс С.Л. Источники права.М.,1981.

8.                   И.Иеринг Р. Цель в праве.М., 1969.

9.                   Исаев И.А История государства и права России.М.,1996.

10.               История государства и права зарубежных стран. Часть 1  /Под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. М.,1998.             

11.               Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1988.

12.               Керимов Д.А. Основы философии права.М.,1991.

13.               Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.СПб.,1909.

14.               И.Кулапов В.Л. Формы праваЯеория государства и права.Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,1999.

15.               Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология/Соч.,Т.З.

16.               Марксистко-ленинская общая теория государства и права:основные инсти­туты и понятия.Т.КМ., 1970.

17.               Мишин А. История государства и права США.М.,1976.

18.               Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм.М.,1960.

19.               Общая теория права. Курс лекций. Н.Новгород, 1993.

20.               Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева.М.,1994.

21.               Общая теория права/Под ред. А.С.Пиголкина.М.,1996.

22.               Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.

23.               Руперт Кросс. Прецедент в английском праве.М.,1985.

24.               Синицына И.А. В мире обычая. М.,1997.

25.               Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

26.               Соловьев С.М. История России с древнейших времен.М.,1960.

27.               Стуруа М. МММ на берегах Гудзона//Известия,13 августа 1997 г.

28.               Теория государства и права. Курс лекций/Под ред.М.Н.Марченко.М.,1996.

29.               Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

30.               Шебанов А.Ф. О содержании и формах права.М.,1964.

31.               Шейндлин Б.В. Сущность советского права.Л.,1959.

32.               Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.М.,1974.

 



[1] Шебанов А.Ф. О содержаниях и формахправа.М.,1964 г. с.19

[2] Алексеев С.С. Общая теория советского права. М.,1966 г. с.129

[1] Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология /соч.,т. 3. с.322/

[2] Гоббс Т. Левиафан. М.,1979 г. с.210

[1] Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.,1960 г. с.34

[1] Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе.М.,1971 г. с.94

[1] Зивс С.Л. Источники права. М.,1981 г. с.16.

[1] Теоприя государства и права. Курс лекций /под ред. Марченко М.Н./М.,1996 г. с.336

[1] Общая теория права /под ред. Пиголкина А.С,/1996 г. с.164

[1] Государство и право в развивающихся странах /под ред. Чиркина В.Е. /М.,1986 г. с.76

[1] Покровский И.А. История римского права. Спб.,1998 г. с.276.

[1] Исаев И.А. История государства и права России. М.,1996 г. с.288

[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.,1998 г. с.420

[1] Венгеров А.Б. Теория госвударства и права. М.,1998 г. с.420

 

[1] Покровский И.А. История римского права.Спб.,1998 г. с.216

[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.,1998 г. с.411

[1] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.Спбю,1989 г.с.87

[2] Покровский И.А. История римского права.Спб.1998 г. с.387


Информация о работе Источники права