Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:18, реферат
Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе. Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношении в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА.
ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА
2.1.Правовой обычаи (обычное право)
2.2. Правовой (судебный) прецедент
2.3. Нормативно-правовой акт как источник права
2.4. Судебная практика как форма права
2.5. Правовая доктрина в качестве источника права
2.6. Правовой договор как форма права
2.7. Рецепция права
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛА ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА.
ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА
2.1.Правовой обычаи (обычное право)
2.2. Правовой (судебный) прецедент
2.3. Нормативно-правовой акт как источник права
2.4. Судебная практика как форма права
2.5. Правовая доктрина в качестве источника права
2.6. Правовой договор как форма права
2.7. Рецепция права
ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Право имеет три образа, в котором оно выступает перед людьми, являясь нам в виде:
• общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений - юридических реалий, с которыми сталкивается в своей практической жизни человек;
• особого, сложного социального образования - своеобразного и крупного подразделения, подсистемы в обществе, имеющей свою особую природу и логику, - такой же подсистемы, как, например, государство, искусство, мораль;
• явления мирозданческого порядка - одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.
Каждый из этих «образов» выражает своеобразный угол зрения в его понимании — ступень в постижении его особенностей, социальной роли и смысла.
Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе. Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношении в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства. Право всегда социально обусловлено. Принято выделять три основных вида такой обусловленности:
— юридическая форма придается уже сложившимся общественным отношениям, содержание которых составляют взаимные права и обязанности сторон, т.е. реально возникшие правоотношения, что имеет место прежде всего в экономической сфере;
— на основе познания тенденций общественного развития государство может закрепить в законе еще полностью не сложившиеся отношения, активно способствуя их становлению и утверждению в общественной практике;
— непосредственной основой возникновения права может служить также юридическая практика.
Итак, право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, потребность в регулировании которых возникает в жизни и должна быть осознана законодателем1. Это значит, что у законодателя возникают взгляды, представления, создается мнение о том, что определенная совокупность социальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. В законе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, выступающем в качестве идейного источника норм права.
Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует устанавливаемую правовую норму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы.
Следует подчеркнуть, что в идеале точка зрения законодателя есть точка зрения необходимости. Характеризуя необходимость, воплощенную в правовых нормах, нужно отметить, что она связана не только с объективными, но и с субъективными факторами. Проявление ее обусловлено соответствующими волевыми актами законодателя, его знаниями, опытом, уровнем культуры. Соответственно право становится объективированной формой общественного сознания и представляет собой практическое осознание действительности, оценочное духовное освоение общественного бытия. Право выражает волю конкретных людей с их сильными и слабыми сторонами, которые разрабатывают проекты законов, обсуждают и принимают их. Действие законов также требует волевого поведения адресатов, подчинения закону их волевых отношений, реализованных в поведении (деятельности) людей.
Для того чтобы правило поведения было правовой нормой, оно должно быть облечено в определенную форму, сообщающую ему качество правовой нормы. Эта форма свидетельствует о том, что данное правило является результатом правотворческой деятельности государства, выражает государственную волю и что соблюдение его обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.
Правотворчество в российском государстве осуществляется полномочными федеральными и региональными органами государственной власти: законодательными или представительными органами, органами исполнительной власти, а на местном уровне также — органами местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в России являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Таким образом, только Конституцией, решениями государственных органов, органов местного самоуправления, а также путем народного голосования (референдума) могут устанавливаться, изменяться и отменяться нормы российского права. Такие решения правотворческих органов и референдума закрепляют официальное содержание правовых норм и как бы служат официальной обязательной формой выражения норм права. Подобные официальные формы выражения и закрепления правовых норм в правовой теории и практике получили название источников, или форм права.
Аналогичные, хотя и существенно отличные по своему содержанию и социальным основам источники или формы официального выражения и закрепления норм права существовали в государствах прошедших эпох и существуют в современных государствах.
В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия — "источник права" или "форма права". Автор главы о «Правотворческой деятельности государства и источниках права» в первой части — «Основные институты и понятия» четырехтомного курса «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» подчеркивает одну сторону понятия источника права: «Форма, в которой выражено правило, сообщающая ему качество правовой нормы, называется источником права в юридическом смысле»[1]. В этом случае понятие «источник права при меняется как специальный юридический термин. В советской правовой литературе вносились предложения о том, чтобы термин «источник права» применялся в его общеупотребительном, филологическом смысле, а не в качестве специального термина. То понятие, которое связано со специальным термином «источник права», предлагалось определять как «форму права», «форму выражения правовой нормы», «внешнюю форму права». Спор по этому поводу, который носил в свое время весьма оживленный характер, был по существу терминологическим спором. В советской литературе отмечалось, что термин «форма права» неприемлем, поскольку он означает гораздо более широкое понятие, нежели то, которое совпадает со специальным пониманием термина «источник права». Не помогает и название «внешняя форма права», поскольку само содержание этого понятия неясно и в значительной мере спорно. Несколько более точно выражение «форма выражения правовой нормы», однако этот термин является не только громоздким, но также и неточным, поскольку под формой выражения правовой нормы можно понимать и формулировку нормы, ее редакцию и т.п.
В последние годы аргументировано и убедительно доказано, что термин «источник права» как специальный юридический термин, означающий определенное правовое понятие, имеет право на существование. Этот термин является емким, он выражает комплексное понятие, включающее в себя не только указание на форму выражения правовой нормы, но и ограничивающий признак, отражающий специфику понятия, а именно, что форма служит основанием признания данного правила поведения правовой нормой[2]. В правовом понятии источника права с особенной ясностью и наглядностью выражается неразрывная связь государства и права На эту связь указывали еще основоположники марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» писали: «Помимо того, что господствующие... индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона, — выражение, содержание которого всегда «дается отношениями этого класса»[1].
Именно государство, создавая нормы непосредственно или путем санкционирования уже сложившегося правила поведения, придает правилу поведения качество правовой нормы. Таким образом, только в результате правотворческой деятельности государства правило поведения приобретает новое качество нормы права.
Понятие источника права обычно исследуется в западной теории права независимо от государства. Характерно, что именно в этом пункте сходятся различные направления науки права. Так, представители естественно-правовых теорий, рассматривая право как нечто извечно присущее человеческому обществу, считают источниками права именно это «не зависящее» от государства право. Адепты исторической школы права, приводя другие аргументы, признавали основным источником права обычай независимо от его санкционирования государственной властью. В полном отрыве от государства рассматривается право и теоретиками так называемого «общего права», действующего в Англии, США и ряде других стран.
Было бы, однако, упрощенчеством утверждать, что попытки рассматривать источники права независимо от государства являются единственным направлением в западной юридической литературе. Подобно тому, как в западной юридической науке существовали и существуют этатистские теории, некоторые авторы подчеркивают значение воли государства в определении источников права. Так, еще Гоббс утверждал, что «все законы, писаные и неписаные, имеют свой авторитет и свою силу от воли государства»[2]. Естественное право, по мнению Гоббса, может и должно быть урезано и ограничено гражданским законом, так как закон был принесен в мир для того, чтобы ограничить свободу отдельных людей во имя общей пользьг. Эта позиция Гоббса основывается на исходных его положениях о роли государства в человеческом обществе. Не следует забывать и о том особом месте, которое занимал Гоббс в общем направлении естественного права, о том, что он был идеологом абсолютизма.
В период промышленного капитализма, когда буржуазное государство и право представлялись незыблемыми и вечными, а необходимость маскировки действительных отношений многими учеными не ощущалась, выдвигались теории, раскрывавшие связь источников права с волей государства. Так, Иеринг писал о том, что государство является единственным источником права, которое, по его выражению, есть политика власти. Г. Еллинек, говоря о связанности государства правом, вместе с том признает, что все право либо создано, либо допущено государством .В Англии и в ряде других стран, где теория «общего права», существующего якобы независимо от государства, до последнего времени остается господствующей, в рассматриваемый период также высказывались мнения о зависимости права от государства. Бентам и Остин, требуя упорядочения всей правовой системы, замены прецедентного права законом, указывали на роль государства в создании норм права. Однако такие точки зрения не были широко распространены. Итак, можно констатировать, что в понятие источника права входят два существенных элемента. Во-первых, это внешняя форма — форма выражения, форма установления и выражения. Во-вторых, это элемент конституционный - сообщение, придание норме качества правовой нормы.
П. Е. Недбайло, внесший значительный вклад в изучение правовой нормы, в своих теоретических исследованиях обращал внимание на то, что правовые нормы отличаются от других социальных норм, в частности, тем, что правовые нормы «устанавливаются в определенных формах, служащих формальным основанием их общеобязательности. Именно эти формы придают содержащимся в них правилам официальное, нормативное значение. Поэтому эти формы и называются источниками права в формальном (юридическом смысле)»[1]. Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы. Причем только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права оболочки бытия правовой нормы.
Но источник права есть форма выражении именно правовой нормы, и только нормы. Эта оговорка служит демаркации источника права от любых форм правовых актов, порождающих (прекращающих, закрепляющих) индивидуальную ситуацию — конкретное правоотношение. Именно поэтому в отечественном праве ни «судебная практика» как таковая, ни «административная практика» не являются источниками права. Им не является акт, «порождающий право между сторонами» (как гласит древняя формула), хотя он, понятно, является опосредствованным выражением государственной воли. И даже авторитетная модель применения права — решение высшей судебной инстанции по конкретному делу, служащая рекомендуемым эталоном, не может быть отнесена к числу источников права.
Источник права есть внешняя форма установления правовой нормы государством (или по поручению государства, или с санкции, одобрения, государства).
Право возникает только как результат действий государственных органов. Следовательно, любой правовой нормативный акт исходит от государства или одобрен им, т.е. носит государственный характер.
Фундаментальным является положение марксистской теории права о взаимозависимости формы и содержания права. Многолетние усилия видных отечественных теоретиков права увенчались углубленным анализом этого принципиального положения. Суммированное рассмотрение этой проблемы, подводящее определенный критический итог различным аспектам ее рассмотрения, дается, например, в фундаментальном исследовании Д. А. Керимова, посвященном философским проблемам права. В ряде работ А. Ф. Шебанова, С. С. Алексеева, А. А. Пионтковского, И. С. Самощенко, А. С. Пиголкина эта проблема рассмотрена в связи с рядом других исходных вопросов.
Элементарным и бесспорным является положение о примате содержания над формой права. И вместе с тем хотя и производное, но безусловно важное значение имеет форма. Не раз в отечественной литературе отмечалось, что «определяющая роль содержания права не умаляет значения его формы».