Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. Проблема генезиса (происхождения) права или правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества законов, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе. Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношении в связи с усложнением и совершенствованием в конечном счете общественного производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛА ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА.

ГЛАВА II. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА

2.1.Правовой обычаи (обычное право)

2.2. Правовой (судебный) прецедент

2.3. Нормативно-правовой акт как источник права

2.4. Судебная практика как форма права

2.5. Правовая доктрина в качестве источника права

2.6. Правовой договор как форма права

2.7. Рецепция права

ГЛАВА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

источники права(гражд право).doc

— 238.50 Кб (Скачать)

Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальное различие между правосодержащими и правоприменяюшими, правореализую-щими актами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняется и научно-прикладная необходимость его обозначения как нормативно-правового акта.

Обоснование различных юридических обозначений, понятий, как в этой, так и в других областях, это не какая-то казуистика или схоластика, а, напро­тив, весьма важное научное и практическое дело, если вспомнить, что за всем этим стоят живые люди, их деятельность, благополучие, а подчас и жизнь. Под­ черкну также, что в дальнейшем, в последующей теме о правоприменении будут подробно рассмотрены и правоприменительные акты. Здесь же продол­жим рассмотрение нормативно-правовых актов.

Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось не­мало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, глав­ное, практического употребления.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым непо­средственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых ак­тов. Это следующие критерии: содержание нормативно-правового акта, проце­дура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распростра­няется его действие, пространство и время, которые также охватываются дей­ствием акта, утрата юридического значения, системность, внутренняя структу­ра, организационные этапы и ряд других критериев.

По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде все­го, такой вид нормативно-правового акта, как закон. Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательных органов власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосред­ственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Однако определить эти общественные отношения как предмет законодательного регулирования - все­гда было большой социально-экономической, политической проблемой, сферой реализации социальных и иных интересов, борьбы политических сил. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В мате­риальном — опять же как синоним всех источников права, в формальном – как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.

Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону».

В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судеб­ную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Однако в п. 1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка под­правили, подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «Судьи незави­симы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федераль­ному закону». Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - а почему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации, иным источникам права?

 

Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широ­ком смысле, даже пословицы.

Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собст­венным правом, частью правом, общим для всех людей[1].

Наиболее красочное определение закона в древности дал Хризипп: За­кон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; ме­рилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещать делать то, что не должно быть делаемо .

Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое ут­верждение: пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «закон строг, но он закон».

В теории права выделяют и виды закона: конституцию как Основной за­кон, иные виды - конституционные (органические) законы, обычные законы, федеральные законы и законы субъектов федерации. В монархических формах правления существует и такая форма закона, как указ монарха (царя, короля, императора и т. д.).

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же — поня­тие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком — как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах

— значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об ак­тах законодательства, речь может идти не только о законах.

Все эти «тонкости» нуждаются  в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений пони­мали друг друга. Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закреп­ление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой — изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте -теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборни­ков, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы — это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс - это тоже закон, но по форме представленный в «книжном» состоянии. Кодек­сы удобны во многих отношениях: охватывают правовым регулированием основную часть общественных отношений в соответствующей области социальной жизни, систематизированы, ими легко пользоваться, адресат (субъект права) знает, куда надо «посмотреть» (у кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат) и т.д.

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и - в частности, первоначально Свод законов Российской Империи, т. е. сборник законов, составленный в XIX веке путем включения действующих за­конов, прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополняться в XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных, определяющих существо верховной власти; законов ор­ганических, определяющих устройство органов этой власти; законов прави­тельственных сил, определяющих способы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права и обязанности подданных по степени участия в их составе установлении и сил государственных; законы гражданские и меже­вые, обнимающие семейственные и общие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства, обеспечивающие особенные имуществен­ные отношения; уставы благочиния (законы полиции); законы уголовные Цар­ской России. Все виды нормативно-правовых актов, в которых могли быть вы­ражены законы, устанавливались в статье 53 Основных законов: «законы из­даются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и до­кладов, удостоенных Высочайшего утверждения. Сверх того, Высочайшие по­веления в порядке управления изъявляются рескриптами и указами».

Разумеется, такие формы выражения законов были присущи мо­нархической форме правления, в отсутствие парламентов и иных представи­тельных органов.

Но нормативно-правовые акты - это не только форма выражения зако­нов. Иные виды нормативно-правовых актов служат для предписаний админи­стративных распоряжений правительства, иных органов исполнительной вла­сти. Так, правительство в этой форме издает постановления и распоряжения, значительную часть нормативно-правовых актов составляют акты министерств и ведомств, местных органов власти.

К ним относятся правила, приказы, инструкции, декларации, циркуляры,
письма, постановления, решения, указания, программы, конвенции, положения, уставы и т. п.

Неоднократно в истории разных стран предпринимались попытки упо­рядочить издание таких актов, унифицировать их названия. Но это, увы, не все­гда удавалось. В отечественной истории такие попытки предпринимались, в ча­стности, в последний период существования Советского Союза. По-видимому, многообразие и конкретика предмета правового регулирования - видов общест­венных отношений столь велика, что не всегда эти виды удается четко определить, и тем более поставить в соответствие конкретному виду нормативно-правового акта. Вот и получается, что одни и те же отношения регулируют то приказ министра, то инструкция, а то и приложение к циркулярному письму.

Словом, проблема соответствия «вида общественных отношений» и «вида нормативно-правового акта» действительно существует и объективно толкает работников государственных органов на создание адекватных норма­тивно-правовых актов. Переплетение объективных и субъективных факторов в этой области порождает и многообразие видов нормативно-правовых актов.

Правда, российские юристы лелеют мечту создать закон, который, с од­ной стороны, учитывая научные разработки, юридическую практику, поставил бы в соответствие конкретному виду общественных отношений конкретный вид нормативно-правового акта, а, с другой закрепил бы это формально под страхом недействительности актов, нарушающих принцип «соответствия». Но удается это сделать только частично. Некоторым органам власти уже в дейст­вующих законах, прежде всего в Конституции РФ, действительно «приписыва­ются» формы выражения их правовых решений (например, постановления и распоряжения правительства), Однако на иных уровнях управления мы опять встречаемся с «актотворчеством», поскольку проблему «соответствия» никак не удается решить раз и навсегда из-за множества житейских ситуаций и кол­лизий. •

Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными ак­тами в том смысле, что должны соответствовать закону, конкретизировать его, детализировать, если это предполагается самим законом или вытекает из требо­вания практики управления общественными делами.

Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые ак­ты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на опреде­ленной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего тру­дового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальным ак­там

Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множе­ство актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в тео­рии права, а другие находятся в стадии обсуждения.

Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и ее соотношения со структурой самого права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: оп­ределенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подпи­сан и т. д. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, пред­писания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длитель­ного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательно­му и четкому изложению правового материала в акте, а с другой, удобству пользования им. Кроме того, подобное строение акта реализует, как уже упо­миналось, формальную определенность права.

Однако внутренняя структура права, которую определяют предмет и ме­тод правового регулирования, имеет иное строение: отрасль и подотрасль пра­ва, правовой институт, норма права и т. д.

И возникает проблема - в какой мере структура того или иного конкрет­ного вида нормативно-правового акта соответствует структуре конкретной правовой нормы, как она, и верно ли, изложена в статьях нормативно-правового  акта, где ее отыскивать в соответствующем акте. В некоторых отраслях права, например в уголовном праве, мы наблюдаем соответствие уголовно-правовой нормы и статьи уголовного кодекса,  хотя и тут некоторые понятия, общие для всех уголовно-правовых норм, раскрываются в статьях общей части (например, понятие лишение свободы, рецидивист. д.).

В других же отраслях права мы находим различные способы изложения правовых норм в статьях нормативного правового акта - от полного соответст­вия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нор­мативно-правовых актах.

Следующий вопрос — это вопрос о юридической силе нормативно-правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие «юридическая сила», как и многие иные выражения из поня­тийного аппарата юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом смысле означает обязательное соответствие ак­та, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому выше­стоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъек­том федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

Информация о работе Источники права