Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:27, курсовая работа
Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие источников права, источников гражданского права, гражданское законодательство
§1. Понятие источников права
§2. Понятие источников гражданского права
§3. Гражданское законодательство
§4. Система нормативных актов гражданского права
§5. Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу
§6. Действие гражданского законодательства во времени
§7.Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц
§8. Применение гражданского законодательства по аналогии
Глава II. Виды источников гражданского права РФ
§1. Законы (законодательные акты)
§2. Подзаконные нормативные акты
§3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
§4. Комплексные нормативные акты
§5. Нормы международного права, международные договоры
§6. Деловые обыкновения обычаи делового оборота и правила морали и нравственности
§7. Постановление судебных пленумов, постановления конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент
§8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» - как источник гражданского права
Глава III. Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. Нередко они содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и решается принятием Гражданского кодекса. И с этой точки зрения основополагающее место ГК в системе источников гражданского права приобретает принципиальное значение.
Наряду с
кодифицированными нормативными актами
- источниками гражданского законодательства
(права) являются специальные законы36,
регулирующие отдельные виды общественных
отношений, входящие в предмет гражданского
права: например Закон РФ « О страховании»,
регулирующий отношения в области
страхования между страховыми организациями
и гражданами, предприятиями, учреждениями,
организациями, а также отношения
страховых организаций между
собой; Патентный Закон РФ, регулирующий
имущественные и тесно
§2. Подзаконные нормативные акты
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Наибольшей
юридической силой среди
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты президентских указов, издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами», представлялись на утверждение в парламент и в случае их неотклонения в семидневный срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон. Этот порядок действовал в 1991-- 1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия президентского указа закону теперь применяется закон как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК). Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Правительственные
постановления, содержащие нормы гражданского
права, должны не только соответствовать
ГК, другим федеральным законам и
президентским указам, но и могут
теперь приниматься лишь «на основании
и во исполнение» перечисленных
актов более высокой силы (п. 4
ст. 3 ГК). При несоблюдении этого
ограничения они не подлежат применению
(п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь
о тех правительственных
Здесь также
сохраняется действие некоторых
постановлений Правительства
§3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня -- законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все
ведомственные нормативные
Законом предусмотрена
также обязанность возмещения убытков,
причиненных гражданам или
Их действие
ограничено теми же пределами и условиями,
что и действие иных общесоюзных
актов: отсутствие регламентации в
российских нормативных актах и
соответствие действующему законодательству
и иным правовым актам (в том числе
общесоюзным актам более
До введения
в действие Конституции РФ к числу
источников гражданского права относились
и нормативные акты, издаваемые местными
органами власти и управления. Статья
71 Конституции Российской Федерации
установила, что гражданское
Вместе с
тем в соответствии со ст. 72 Конституции
РФ в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
§4. Комплексные нормативные акты
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеется лишь незначительное «вкрапление» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК РФ является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм другой отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.38
К числу комплексных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, относится, например, Инструкция Центрального Банка России от 2 июля 1997 года № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации», утвержденная приказом Банка России от 2 июля 1997 года № 02-287 ( с изменениями на 25 мая 1998 года) 39.
Принятие комплексных нормативных актов оправданно в тех случаях, когда требуется согласование норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, возникающие в одной и той же сфере деятельности человека.
Принятие комплексных
нормативных актов оправданно в
тех случаях, когда требуется
согласовать содержание норм различной
отраслевой принадлежности, регулирующих
разнообразные, но тесно связанные
общественные отношения, возникающие
в одной и той же сфере деятельности
человека. Поскольку любая сфера
деятельности человека требует определенной
организации, то там неизбежно складывается
организационное отношение, регулируемое
нормами административного
§5. Нормы международного права, международные договоры
Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок (контрактов), применения гражданско-правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и др. Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием иностранного элемента".
Вместе с тем важную роль в регулировании такого рода отношений играет международное право. Соответствующие указания на этот счет содержатся в самой Конституции РФ. В силу п. 4 ст. 15 Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Приведенное положение воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.
Среди международных
актов особое место занимают многосторонние
договоры (конвенции), имеющие прямое
отношение к регулированию
Россия является
участником и других аналогичных
актов, включая, в частности, Конвенцию
о договоре международной дорожной
перевозки грузов (имеются в виду
автомобильные перевозки), Варшавскую
конвенцию для унификации некоторых
правил, касающихся международной воздушной
перевозки, Афинскую конвенцию о
перевозке морем пассажиров и
их багажа, конвенции из области
патентного права (Патентную конвенцию
по охране промышленной собственности,
Многосторонний договор о патентной
кооперации, Конвенцию о международной
регистрации фабричных и
Вступившие в силу для РФ международные договоры (кроме договоров, заключенных между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике "Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости также в "Российской газете".
Гражданский
Кодекс в п. 2 ст. 7 предотвращает возможные
коллизии международного и национального
законодательства. Вопрос решается в
пользу первого: "если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены
В качестве примера "общепризнанных принципов и норм международного права" можно указать, в частности, на недискриминацию, которая, в свою очередь, опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного принципа состоит в том, что "не должна допускаться дискриминация как в области торгово-экономических отношений между различными странами, так и в отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан". Статья 7 ГК РФ закрепляет и принцип непосредственного применения международных договоров Российской Федерации к гражданским правоотношениям, если только из самого характера международного договора не вытекает, что для его применения необходимо издание внутригосударственного акта. Примером последнего может служить Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Конвенция в ряде случаев содержит прямые отсылки к национальному законодательству, которое должно решить соответствующий вопрос. Так, в п. 1 ст. 6 Конвенции предусмотрено: "Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством". Установлено, что "всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, с какого момента должно быть подано такое заявление". И там же: "Каждая страна, являющаяся участницей Конвенции, обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые меры для обеспечения применения Конвенции". В отличие от указанной Конвенции Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров издания акта ее имплементации не требует.