Институт банкротства в российском праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.

Работа содержит 1 файл

Курсовая банкротство.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Таким образом, при банкротстве отсутствующего должника, ввиду того, что, как правило, не выявляется какого-либо имущества, необходимого для удовлетворения требований кредиторов, правовое регулирование рассматриваемой категории дел еще более уменьшает и без того призрачные шансы кредиторов на защиту их интересов.

В заключение хотелось бы отметить, что рассматриваемая  упрощенная процедура банкротства может быть оправдана только в том случае, если ее применение не ведет к ущемлению прав кредит

                                 Заключение 
 

Несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным  судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. 

Конкурсный процесс  есть система норм, устанавливающих  процессуальную деятельность суда, права  и обязанности должника, его кредиторов и третьих лиц; основания для признания должника банкротом; регулирующих порядок и условия применения мер по предупреждению банкротства и проведению процедур банкротства, а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме. 

Существуют такие  предприятия, к которым не имеет  смысла применять процедуры оздоровления и восстановления платежеспособности. В отношении таких предприятий  применяются упрощенные процедуры  банкротства. 

Упрощенные процедуры  банкротства применяются к таким  особым категориям должников, как ликвидируемые  и отсутствующие должники. Их статус определяется тем, что по общему правилу  участие данных субъектов в обороте  не предполагается, следовательно, применять к ним восстановительные процедуры не имеет никакого смысла. 

Цель упрощенных процедур - скорейшая ликвидация названных  юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется. 

Упрощение процедуры банкротства ликвидируемого должника касается в первую очередь признаков банкротства. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации. Это может быть известно как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссии должника. 

При достаточности  для удовлетворения требований кредиторов стоимости имущества должника - юридического лица, принявшего решение о ликвидации, его ликвидация по решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, исключается. 

В случае установления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для  удовлетворения требований правом на обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные в Законе лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника. 

Отсутствующие должники, как и ликвидируемые  должники - еще одна категория должников, в отношении которых процедуры  банкротства применяются в упрощенном порядке. Отсутствующими должниками в  отличие от ликвидируемых могут  быть как юридические, так и физические лица. 

К отсутствующим  должникам законодатель относит  юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся  по адресу, указанному в учредительных  документах, и установить их местонахождение  не представляется возможным. 

Упрощенный порядок  рассмотрения дел о банкротстве  таких должников определяется особенностями  их статуса. 

Статья 227 Закона о банкротстве устанавливает  признаки, при наличии которых  должник признается отсутствующим: 

· Фактическое  прекращение деятельности; 

· Отсутствует  и невозможно установить местонахождение  должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица. 

При этом следует  обратить внимание, что Закон говорит  об отсутствии руководителя юридического лица. 

     Из  работы можно сделать общий вывод, что законодательство о несостоятельности (банкротстве), регламентирующая упрощенные процедуры банкротства построено  таким образом, что у указанного института есть своя специальная  задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом, хотя именно при проведении упрощенных процедур банкротства надежды на получение должного возмещения потерь кредиторами на практике представляются довольно призрачными. Наоборот, по мнению многих специалистов, упрощенные процедуры банкротства позволяют заинтересованным лицам должника практически безболезненно ликвидировать предприятие с долгами, практически не удовлетворив требования кредиторов, и спокойно открыть новое. 

     Положения Гражданского кодекса о том, что  требования кредиторов, которые не удовлетворены вследствие недостаточности  имущества должника, считаются погашенными, дают почву для деятельности криминальных структур в отношении должностных лиц должника, для которых, в свою очередь, данная норма даёт стимул для выведения активов предприятия на сторону в предвидении возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве)

В этом плане  законодатель обязан проделать соответствующую  работу по устранению пробелов в законодательстве, а суды должны всесторонне исследовать обстоятельства дела и выносить решения таким образом, чтобы они полностью соответствовали нормам права и не отменялись впоследствии судами второй инстанции.

Такое положение укрепит авторитет не только судебной власти, но и в целом России в глазах своих - же граждан, и будет способствовать развитию цивилизованных рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      План.

Введение.

  1. История становления института банкротства в российском законодательстве.
  2. Понятие упрощённых процедур банкротства.
  3. Банкротство ликвидируемого должника.
  4. Банкротство отсутствующего должника.

    Заключение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                       Содержание.

Введение_________________________________стр.1-2

История становления  института банкротства в российском законодательстве___________________________стр.2-6

Понятие упрощённых процедур банкротства____стр.6-13

Банкротство ликвидируемого должника________стр.14-22

Банкротство отсутствующего должника________стр.22-30

Заключение________________________________стр.31-33

Литература________________________________стр.34-35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Литература.

Нормативные акты:

1.Конституция  Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.// Российская газета от 25 декабря 1993г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Действующая редакция ( с изменениями и дополнениями) Часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. № 14- ФЗ, Часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ, часть четвёртая от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ. // Российская газета от 22 декабря 2006г.

3. Федеральный  закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ . С изменениями и дополнениями  от 22 августа, 29, 31 декабря 2004г., 24 октября 2005г., 18 июля 18 декабря 2006г., 5 февраля 2007г. // Российская газета от 2 ноября 2002г.

4.Федеральный  закон от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ  «Об особенностях несостоятельности  (банкротства) субъектов естественных  монополий топливно-энергетического комплекса» // Российская газета от 1 июля 1999г.

5.Постановление  Правительства РФ от 3 февраля  2005г. № 52 « О регулирующем  органе, осуществляющем контроль  за деятельностью саморегулируемых  организаций арбитражных управляющих. // Российская газета от 9 февраля 2005г.

6. Постановление  Пленума Высшего Арбитражного  Суда РФ  от 8 апреля 2003г. № 4 « О некоторых вопросах, связанных  с введением в действие Федерального  закона « О несостоятельности  (банкротстве)» // Вестник Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003г. № 6

7. Постановление  Пленума Высшего Арбитражного  Суда РФ от 15 декабря 2004г. № 29. « О некоторых вопросах практики применения Федерального закона « О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005г.

Научная литература:

  1. Белых В.С. Концепции банкротства: законодательная модель и реальность. // Российский юридический журнал. 1995.№ 3.
  2. Дорохина Е.Г. Природа правоотношения несостоятельности (банкротства) // Журнал российского права. 2006. №5.
  3. Егоров А.В. Некоторые проблемы опубликования сведений, связанных с банкротством (на примере отсутствующего должника)// Вестник ВАС РФ 2003. № 8.
  4. Мкртчан А.Ф. Механизм возбуждения дела о банкротстве по заявлению кредитора в арбитражном суде. // Российская юстиция. 2006. № 2.
  5. Попондопуло В.Ф. Процедуры банкротства и обеспечение интересов кредиторов. // Предпринимательское право. М., 2006. №2.
  6. Свирин Ю.А. Конкурсное право. М., 2006.
  7. Степанов В.Д. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 2003.
  8. Телюкина М.В. Признаки несостоятельности ( банкротства) отдельных категорий должников. // Юридический мир. 1999. № 12.
  9. Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002.
  10. Ткачёв В.Н.  К  вопросу об основополагающих признаках и критериях несостоятельности (банкротства) субъектов конкурсного производства. // Право и образование. 2006. № 3.

Информация о работе Институт банкротства в российском праве