Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:34, курсовая работа
Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.
Ликвидируемый должник - это должник, находящийся в процессе ликвидации. Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке общего правопреемства к другим лицам.
Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (судебной). Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на то учредительными документами. Если при возникновении обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо не принимает решения о ликвидации, то в этом случае такое решение принимается судом, и такая ликвидация будет судебной. Допустимы и иные основания, по которым выносится решение о добровольной ликвидации, например нецелесообразность продолжения деятельности.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда при наличии следующих оснований (ч. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ):
· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
· осуществление деятельности, запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
· систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
Для применения норм Закона о банкротстве не имеет значения размер задолженности и срок неисполнения обязательств и обязанностей. Конечно, на практике, как правило, эти параметры превышают минимально необходимые для возбуждения конкурсного процесса, но даже если в ходе ликвидации выяснится, что срок неисполненных обязательств менее трех месяцев и для полного удовлетворения всех требований не хватает суммы менее 100 000 рублей, все равно дальнейшая ликвидация должна будет проходить по правилам Закона о банкротстве10.
Банкротство ликвидируемого должника является разновидностью упрощенных процедур банкротства, применяемых помимо ликвидируемого к отсутствующему должнику, должнику, не способному покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, бездеятельному должнику.
В отношении бездеятельного должника должны наличествовать признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, в частности, когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по его банковским счетам.
Как упоминалось выше Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не предусматривал упрощенных процедур банкротства. Эти нормы появились в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Содержатся они и в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вместе с тем указанные нормы не конструируют новых процедур банкротства. Они лишь предусматривают особенности применения и порядка осуществления уже установленной и регламентированной процедуры - конкурсного производства, закрепленной в предшествующих главах Законов о несостоятельности 1998 г. и 2002 г.
В связи с
этим возникает вопрос о содержании
понятия «процедура» и
Упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства. Фактически используется только одна процедура банкротства - конкурсное производство. Поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности решения суда (т.к. сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как совокупности гражданско-правовых отношений имущественного характера, существующих на определенной территории и возникающих на основании различного рода юридических фактов11, как можно скорее от такого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство о несостоятельности.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
· в общем порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, если его имущества достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов;
· в порядке,
предусмотренном Законом о
Следует отметить,
что нормы о банкротстве
Как упоминалось выше, сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. более широка, поскольку действие указанного Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
По общему же правилу, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы ХI «Особенности банкротства ликвидируемого должника» Закона о несостоятельности 2002г.
Причины, по которым должник - юридическое лицо ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что должник не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация должна продолжаться в соответствии с нормами Закона о несостоятельности.
Упрощение процедуры банкротства ликвидируемого должника касается в первую очередь признаков банкротства. В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации. Это может быть известно как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссии должника.
При достаточности для удовлетворения требований кредиторов стоимости имущества должника - юридического лица, принявшего решение о ликвидации, его ликвидация по решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности, исключается13.
В случае установления в ходе ликвидации юридического лица недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61 ГК РФ) правом на обращение в суд с заявлением о признании юридического лица банкротом обладают только указанные в Законе лица: ликвидационная комиссия, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника (п. п. 2, 3 ст. 224 Закона о несостоятельности 2002.)
При обнаружении того, что стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана (обязан) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если же ликвидационная комиссия не создана, но решение о ликвидации уже принято, то заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.
Руководитель
должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор)
обязаны обратиться в арбитражный
суд с заявлением должника не позднее
одного месяца с момента обнаружения
недостаточности имущества
Недостаточность или достаточность имущества должника для полного удовлетворения требований всех кредиторов может быть достоверно установлена при составлении промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения, за исключением ситуации, когда кредиторы предъявляют свои требования позже, после истечения срока для предъявления требований. В этом случае недостаточность будет определяться при предъявлении и признании каждого требования. При наличии достоверной информации об имущественном положении должника вывод о достаточности имущества может быть сделан и ранее составления промежуточного ликвидационного баланса.
Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд приводит к наступлению в качестве специальной меры субсидиарной ответственности:
· по обязательствам
должника, возникшим после истечения
срока для направления
· по неудовлетворенным требованиям кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей должника (п. 2 ст. 226 Закона о несостоятельности 2002г.).
К этой ответственности будут привлекаться лица, на которые законодательством о несостоятельности возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления (п. 1 ст. 9 Закона о несостоятельности 1998 г., п. 2 ст. 10 Закона о несостоятельности 2002 г.). В качестве таковых выступают собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника, председатель и члены ликвидационной комиссии (ликвидатор).
В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии полномочия по управлению делами юридического лица переходят с момента ее назначения. Следовательно, с момента назначения ликвидационной комиссии на ее председателя и членов возлагаются обязанности по обращению в суд с заявлением о признании должника банкротом, а до ее назначения - на руководителя должника.
В отличие от Закона о несостоятельности 1998г. в Законе о несостоятельности 2002г. в качестве общей санкции за нарушение его норм предусмотрено возмещение убытков. Подобная ответственность возлагается на руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора). Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. Соответственно ее применение будет основано на общих положениях гражданского права.
Ранее существовала возможность дисквалифицировать руководителя должника и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае неисполнения обязанности по обращению в суд (п. 2 ст. 9 Закона о банкротстве 1998г.). Законом о несостоятельности 2002 г. подобная санкция не предусмотрена.
Для обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника важным условием является наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия или отсутствия решения о добровольной ликвидации юридического лица зависит, в частности, возможность рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника по заявлению его кредитора14.
В случае если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных Законом, для банкротства ликвидируемого должника (п. 3 ст. 225 Закона о несостоятельности 2002г.).
Если же после принятия заявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительным решение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу о банкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этом случае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу о банкротстве в обычном режиме.
Сложнее обстоит дело, если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Ведь зачастую кредитор, осознав, что его требования не будут удовлетворены, стремится к скорейшей ликвидации должника. В такой ситуации находятся, например, банки, которые формируют резерв на возможные потери по ссудам при нарушении сроков выплаты процентов по основному долгу и до момента погашения либо списания задолженности с баланса. Основанием же для списания задолженности ликвидируемого должника выступает решение суда.