Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:34, курсовая работа
Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.
· осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.7
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:
· нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
· нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
· нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).
Центральное место
в системе правового
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др.
Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2000 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.
Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой.
В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.
Сфера применения Закона о несостоятельности 2002г. распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Попыткой расширить перечень лиц, в отношении которых нормы законодательства о несостоятельности не применяются, можно назвать норму п. 3 ст. 1 вышеупомянутого Федерального закона от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Указанная норма устанавливает: «Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции». Вместе с тем атомная электростанция является не субъектом, а объектом права и выступает как имущественный комплекс.
В итоге вышеназванная норма не исключает признания банкротом субъекта, эксплуатирующего атомную электростанцию. Вероятно, следовало бы, признавая возможность применения процедур банкротства к указанному должнику, запретить передачу атомных станций в частную собственность. Тем не менее, целесообразность перехода этого потенциально опасного объекта из государственной в частную собственность вызывает сомнения. Учитывая, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» атомные станции находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом, норма, запрещающая подвергать их процедурам банкротства, призвана воспрепятствовать переходу атомных станций в частную собственность.
В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве 2002г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2).
Если юридические лица не могут выступать в качестве должников в конкурсном процессе, то законодательство в таких случаях должно предусматривать иные механизмы, направленные на удовлетворение требований кредиторов. Так, в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредители - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Но в некоторых случаях мы сталкиваемся с явными недоработками. Так, политическая партия является общественным объединением, по обязательствам которого его участники (члены) не отвечают (п. 2 ст. 117 ГК РФ). В самом Законе о политических партиях наличествуют нормы, регулирующие ликвидацию этого юридического лица в обычном порядке, - при достаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Ликвидация политической партии в условиях недостаточности имущества для удовлетворения требований всех ее кредиторов Законом специально не регламентируется. А наличие запретительной нормы Закона о несостоятельности 2002 г. приводит к неутешительному выводу: либо Закон презюмирует, что долговые обязательства политических партий никогда не превысят имеющееся имущество, хотя это утверждение не может являться аксиомой, либо политическую партию, обладающую всеми признаками несостоятельности, нельзя будет ликвидировать по этой причине, и соответственно кредиторы будут защищены в меньшей степени, чем обычно. Ситуация, аналогичная политическим партиям, складывается и в отношении религиозных организаций.8
Важную роль
среди общих положений о
Воздействие на
должника на различных этапах процесса
о несостоятельности
Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.
Процедура банкротства может включать в себя следующие стадии:
· Наблюдение;
· Финансовое оздоровление;
· Внешнее управление;
· Конкурсное производство.
В действующем Законе о банкротстве 2002г. восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур. Ведь восстановительные процедуры - это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.
Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.
Характер мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно различается.
Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.
Данные процедуры носят общий характер.
Указанные процедуры направлены, прежде всего, на максимальное удовлетворение прав кредиторов. При этом законодателем поставлено во главу угла восстановление платежеспособности предприятия-должника.
Однако существуют такие предприятия, к которым не имеет смысла применять процедуры оздоровления и восстановления платежеспособности. В отношении таких предприятий применяются упрощенные процедуры банкротства.
Упрощенные процедуры
банкротства применяются к
Цель упрощенных процедур - скорейшая ликвидация названных юридических лиц и удовлетворение требований кредиторов из имущества, которое, возможно, у этих субъектов имеется.
Стоит отметить, что регламентация процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника объединены в одну главу закона практически произвольно, т.к. взаимного применения правовых норм действующий Закон о банкротстве не предусматривает.
Подробно каждая
из упрощенных процедур банкротства
будет рассмотрены в следующих
главах.
3. Банкротство ликвидируемого
должника
Несостоятельность (банкротство) ликвидируемого должника осуществляется путем применения упрощенной процедуры в соответствии с гл. 11, пр. 1 Закона о банкротстве.