Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:34, курсовая работа
Российское государство в результате реформ на сегодняшний день уже прочно стоит на рельсах рыночной экономики. Для обеспечения чёткого функционирования рыночной экономики необходимы правовые регуляторы, которые могут выполнить эту функцию и будут отвечать потребностям общества.
Так 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция России, в которой было закреплено положение о том, что Россия является государством с рыночной экономикой. В 1994г. была принята часть 1 нового Гражданского кодекса, которая вступила в действие с 1 января 1995г. В этом документе были закреплены статусы различных субъектов гражданского оборота.
Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса должника. И при определенной недобросовестности ее председателя и членов этот процесс может затянуться на неопределенное время. Доказав эту недобросовестность, банки могут потребовать возмещения упущенной выгоды (в виде неполученных процентов на те денежные средства, которые были использованы при формировании резерва). Но все же банкам выгоднее высвободить денежные средства из резерва, чем инициировать судебный процесс о возмещении неполученных доходов с неопределенной перспективой.
Нормы Закона РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» не ограничивали право кредитора обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, по получении которого суд возбуждал производство по делу.
В настоящее
время кредитор не может обратиться
в суд с заявлением о признании
ликвидируемого должника банкротом. Лишение
кредитора подобного права
В то же время если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организация признана несостоятельной (банкротом), то иск о ее ликвидации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению.
Признаком несостоятельности ликвидируемого должника является также просрочка исполнения денежных обязательств и обязанности по уплате обязательных платежей. Однако факты наличия просрочки в исполнении денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, превышения размера задолженности сверх законодательно определенных минимальных величин для решения вопроса о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника значения не имеют.
Арбитражный суд прямо указал, что положения п. 2 ст. 3 Закона о несостоятельности 1998 г., определяющие признаки банкротства, не применяются, поскольку имущества юридического лица, принявшего решение о ликвидации, недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Ликвидация такого юридического лица производится в соответствии с нормами о банкротстве ликвидируемого должника.
В этих условиях критерий неоплатности, который применительно к ликвидируемому должнику присутствует, является не столько критерием банкротства, сколько критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника.
Упрощение процедур банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если есть основания полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражный суд сразу принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Таким образом, Закон о несостоятельности 2002г. занимает позицию, более выгодную для должника, обеспечивая интересы учредителей юридического лица - скорейшую ликвидацию должника в условиях неудовлетворения требований кредиторов. Возможность по ходатайству собрания кредиторов в их интересах ввести внешнее управление имуществом ликвидируемого должника в настоящее время отсутствует.
Предложение о возможности введения внешнего управления имуществом ликвидируемого должника сделала М.В. Телюкина16.
Но в этом контексте нужно вести речь о введении внешнего управления в отношении должника, учредители которого в добровольном порядке приняли решение о ликвидации. Если же ликвидация имеет принудительный характер, то введение внешнего управления должно быть поставлено в зависимость от устранимости причин принятия подобного решения.
Таким образом,
нарушение требования об обращении
в суд при обнаружении
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Таким образом, арбитражный суд вправе применить только последнюю процедуру банкротства, т.е. вынести решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе и утверждает конкурсного управляющего.
В целях ускорения
осуществления конкурсного
Основной особенностью процедур в отношении ликвидируемого должника является их направленность на как можно более быстрое осуществление всех необходимых мероприятий и ликвидацию юридического лица17.
22 июня 2006 г. Пленум Высшего арбитражного Суда РФ в своем Постановлении разъяснил, что в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности денежных средств у ликвидируемого учреждения для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. А правом на привлечение такого собственника к субсидиарной ответственности обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Причем здесь необходимо обратить внимание, что в соответствии с ст. 63 и 64 ГК РФ (общее правило) при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с торгов. Если же ликвидируется учреждение, то в соответствии со ст. 120 ГК РФ имущество учреждения не может быть продано с торгов, (это касается как имущества закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, так и имущества приобретенного учреждения за счет других доходов). Учреждение отвечает по своим долгам только находящимся в его распоряжении денежными средствами.
Таким образом,
можно сделать вывод, что процедура
банкротства ликвидируемого должника
хоть и формально направлена на максимальное
удовлетворение требований кредиторов,
при этом, не затрагивая интересов учредителей.
В результате иногда представляется даже
выгодным возбудить процедуру банкротства
в целях скорейшей ликвидации предприятия,
имеющего долги.
4. Банкротство отсутствующего должника
Отсутствующие должники, как и ликвидируемые должники - еще одна категория должников, в отношении которых процедуры банкротства применяются в упрощенном порядке. Отсутствующими должниками в отличие от ликвидируемых, могут быть как юридические, так и физические лица.
К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не представляется возможным.
Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лица, которое прекратило заниматься предпринимательской деятельностью, отсутствует по месту жительства и местонахождение его неизвестно.
Помимо этого положения, касающиеся упрощенных процедур банкротства, применяются в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника (ст. 230 Закона о банкротстве 2002г.).
Упрощенный порядок рассмотрения дел о банкротстве таких должников определяется особенностями их статуса.
Статья 227 Закона о банкротстве устанавливает признаки, при наличии которых должник признается отсутствующим:
· Фактическое прекращение деятельности;
· Отсутствует и невозможно установить местонахождение должника - физического лица либо руководителя должника - юридического лица.
При этом следует обратить внимание, что Закон говорит об отсутствии руководителя юридического лица. В литературе иногда встречаются мнения, в соответствии с которыми юридическое лицо может быть признано отсутствующим должником, если невозможно установить его местонахождение, или место функционирования его органов, т.е. отсутствует само юридическое лицо. Данное мнение представляется чрезмерно расширительным толкованием Закона о банкротстве, который связывает «отсутствие» должника только с неизвестностью местонахождения его руководителя, а не органов управления18.
В течение, какого времени должны отсутствовать указанные лица, чтобы к должнику можно было применить правила пр. 2 гл. 11 Закона о банкротстве? Ст. 42 ГК РФ, которая определяет правила признания гражданина безвестно отсутствующим - к данным отношениям не применяется. В соответствии с гражданским законодательством факт отсутствия, устанавливается на основании решения суда, которое выносится при отсутствии более года в месте жительства гражданина любой информации о нем. Закон о банкротстве именно для целей конкурсного права устанавливает иные правила.
Для целей конкурсного права должник может быть признан отсутствующим только на основании того, что он (физическое лицо либо руководитель юридического лица) находится в неизвестном месте.
При этом время отсутствия юридического лица значения не имеет, главное - наличие у заинтересованных лиц доказательств того, что они безрезультатно пытались связаться с должником.
Заинтересованными лицами в данном случае будут субъекты, имеющие право инициировать конкурсный процесс. К ним относятся кредиторы и уполномоченные органы. Подавая заявление о банкротстве, указанные лица обязаны приложить к нему документы, подтверждающие наличие обстоятельств, позволяющих считать должника отсутствующим, в частности документы органов связи о невозможности вручить должнику корреспонденцию, справку налоговой инспекции о непредставлении отчетной документации налоговым органам, доказательства фактического прекращения должником своей деятельности. В случае непредставления таких документов арбитражный суд возвращает указанное заявление на основании ст. 44 Закона о банкротстве.
Выше были определены
признаки, при наличии которых
должник считается
- если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;
- по счетам в последние 12 месяцев перед подачей заявления не проводились банковские операции.
- имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Доказательства, позволяющие применять нормы пр. 2 гл. 11 Закона к названным категориям должников, должны быть также приложены к заявлению о банкротстве. Следует уточнить, что в описанных ситуациях заявление о банкротстве может быть подано и самим должником.
Поскольку отсутствующий должник не осуществляет какую-либо деятельность, то вполне понятна направленность норм пр. 2 гл. 11 Закона на скорейшее признание его банкротом и ликвидацию юридических лиц.
В отношении
физических лиц целью банкротства
является прекращение
Ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление в отношении отсутствующего должника невозможно.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227).
Общие положения Закона о банкротстве 2002г. о праве кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом имеют определенное значение и в деле о банкротстве отсутствующего должника. Право кредитора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, обусловлено наличием у него материально-правового притязания к должнику. Закон о банкротстве в качестве кредиторов должника для целей возбуждения дела о банкротстве рассматривает только кредиторов по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При этом не всякий кредитор по денежному обязательству обладает правом на подачу заявления о признании должника банкротом. Таким правом обладают лица, признаваемые в соответствии с Законом о банкротстве 2002г. конкурсными кредиторами.
К конкурсным кредиторам относятся кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2).