Имущественные права несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:21, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ имущественных прав несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды имущественных прав несовершеннолетних;
- рассмотреть правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по российскому законодательству;
- охарактеризовать осуществление и защиту жилищных прав несовершеннолетних;
- проанализировать осуществление и защиту наследственных прав несовершеннолетних;
- рассмотреть осуществление и защиту предпринимательской деятельности несовершеннолетних.

Содержание

Введение
Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

ВКР Гасанов оконч2-исправ.docx

— 127.86 Кб (Скачать)

Анализ норм ГК РФ, закрепляющих объем дееспособности несовершеннолетних, во взаимосвязи с нормами других законов, а также их сравнение  с нормами гражданского законодательства других государств свидетельствует  о необходимости уточнения ряда положений ГК РФ (в части регулирования отношений с участием несовершеннолетних) с целью их единообразного применения и исключения возможности неоднозначного толкования.

 

 ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

2.1. Осуществление  и защита жилищных прав несовершеннолетних 

 

 

При осуществлении жилищных прав несовершеннолетних зачастую возникают проблемы правоприменения. Так, согласно п. 4 ст. 31 ЖК РФ15, с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования им за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не предусмотрено соглашением между собственником и бывшим членом семьи. Рассмотрим два противоположных мнения  о том, существует дискуссия на тему: становится ли несовершеннолетний ребенок бывшим членом семьи собственника жилого помещения в случае развода родителей (признания брака недействительным) и подлежит ли удовлетворению иск собственника жилого помещения о выселении бывшего супруга вместе с их несовершеннолетним ребенком либо за ребенком сохраняется право пользования жилым помещением в данной ситуации?

Высказаны два противоположных  мнения. Так, В.М. Ерошкин считает, что дети также могут стать бывшими членами семьи собственника жилого помещения, обращая внимание на то, что «в соответствии с законодательством мы говорим о бывшем члене семьи, а не о бывшем родителе или бывшем ребенке»16. По мнению П.В. Крашенинникова, «не могут стать бывшими членами семьи дети собственника жилого помещения. Не могут прекратиться семейные отношения собственника жилья и его детей. Поэтому столь распространенные сегодня рассуждения о том, что в случае расторжения брака (бывшая) жена с детьми должна идти на улицу, не имеют никаких оснований. Дети, несмотря на расторжение брака их родителями, сохраняют право пользования жилым помещением, принадлежащим одному из родителей, в котором они проживали»17.

Так же различны и позиции  судов. Так, по одному из дел несовершеннолетний ребенок, который проживает с матерью после ее развода с мужем - собственником жилого помещения, отнесен судом к бывшим членам семьи собственника жилого помещения, который должен быть выселен вместе с бывшей женой собственника 18. При этом одним из обстоятельств, выясняемых судом, является наличие у бывшего супруга иного жилого помещения, и выселения несовершеннолетнего в такой ситуации «на улицу» не происходит.

Иной пример. Президиум Московского областного суда иначе толковал указанную выше норму ЖК РФ, указав: «Вынося решение о прекращении права пользования М.Т. спорным жилым помещением, суд не учел, что, исходя из статуса семейного родства, дети и родители не могут быть бывшими членами семьи. И по смыслу частей 1 и 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ дети сохраняют право пользования жилым помещением, собственниками которого являются родители, независимо от ведения ими совместного хозяйства»19.

Исходя из редакции п. 1 ст. 31 ЖК РФ, содержащей перечень граждан, которые являются членами семьи собственника жилого помещения20, отметим один из признаков, который позволяет отнести гражданина к числу семьи собственника жилого помещения, является совместное проживание с ним в данном помещении. Это означает, что помимо факта брака либо родства для установления правового статуса рассматриваемой категории граждан в качестве членов семьи собственника жилья требуется такой юридический признак, как совместное проживание с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении. При этом ст. 292 ГК РФ21, которая также определяет статус членов семьи собственника жилья, не подразумевает данного ограничения. Данная правовая коллизия породила дискуссию о том, возможно ли отнести детей собственника жилого помещения к бывшим членам его семьи в случае, когда расторгается брак с собственником жилого помещения и возникает вопрос  принудительного выселения бывшего супруга - родителя, который не является собственником жилого помещения.

С нашей точки зрения, при разводе родителей  семейно-правовой статус ребенка не изменяется и ребенок не становится бывшим членом семьи своего родителя - собственника жилья. Сохранение кровно-родственной связи, основанной на родстве детей и родителей, является основанием для невозможности прекращения между ними семейных отношений. Изменение жилищно-правового статуса ребенка как члена семьи собственника жилья основано на ином обстоятельстве - определении места жительства несовершеннолетнего, отличного от места жительства родителя-собственника (по соглашению родителей либо по решению суда), когда происходит утрата такого признака, как совместное проживание. При этом при смене места жительства несовершеннолетнего не возникает и спор о его выселении. Проблема рождается в случае выдвижения собственником жилья требования выселения бывшего супруга из своего жилого помещения с одновременным выселением и своего несовершеннолетнего ребенка, утверждая при этом , что ребенок тоже стал бывшим членом семьи.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре практики за третий квартал 2007 г22. положительно ответил ответ на вопрос сохранения после расторжения родителями брака за несовершеннолетним права пользования жилым помещением, собственником которого является один из родителей. Основанием для такой позиции Верховным Судом Российской Федерации явилось закрепленное в  СК РФ право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, осуществляемую его родителями. Родители ответственны за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей

Данная позиция Верховного  Суда России отражена и в постановлении  его Пленума от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». П. 14 данного Постановления разъясняет, что в «в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ»23. Представляется правомерным признать правоту данной позиции,  поскольку расторжение брака автоматически не влечет признания несовершеннолетнего ребенка бывшим членом семьи собственника жилого помещения по указанным выше основаниям.

Разрешая спор о сохранении за несовершеннолетним права пользования жильем родителя-собственника, суд фактически разрешает и вопрос места жительства ребенка. Однако остается неясным, сохраняет ли право пользования жилым помещением родитель, который не является собственником и с которым (при рассмотрении иска о расторжении брака между супругами) судом либо соглашением родителей было определено проживание ребенка в порядке ст. 24 СК РФ? На основании с п. 1 и 2 этой статьи при расторжении брака суд устанавливает, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. Решение этого вопроса, с нашей точки зрения, определяет основной воспитатель, проживающий вместе с несовершеннолетним. Таким образом, в данной ситуации за родителем, не являющимся собственником жилого помещения, следует сохранить право пользования, если это отвечает интересам несовершеннолетнего.

Следовательно, до разрешения спора по поводу выселения несовершеннолетнего должен быть решен вопрос определения его места жительства в соответствии с п. 3 ст. 65 СК РФ и основываясь на защите интересов несовершеннолетнего. Если же в данной ситуации возникает спор о необходимости совместного проживания второго родителя – бывшего супруга, который не является собственником, с несовершеннолетним по месту жительства родителя-собственника жилого помещения, то суду при его рассмотрении  следует основываться на интересах ребенка, при необходимости применяя п. 4 ст. 31 ЖК РФ, и предоставить родителю- не собственнику право пользования спорным жилым помещением.

Крайне острой является проблема обеспечения жилищных прав несовершеннолетних в случае отчуждения собственником-родителем жилого помещения. В соответствии с ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Тогда как новый собственник на основании ст. 292 ГК РФ и п. 5 ст. 31 ЖК РФ вправе требовать выселения лиц, в нем проживающих, в том числе и несовершеннолетних. Для решения этой проблемы предлагается законодательно закрепить в п. 5 ст. 31 ЖК обязанность собственника-родителя по обеспечению несовершеннолетнего иным жилым помещением, например по договору коммерческого найма, если суд оставил за ребенком право пользования.

Второй вопрос, требующий  рассмотрения, - это вопрос о сохранении за несовершеннолетним ребенком статуса  члена семьи собственника жилого помещения в ситуации лишения  родителей (одного из них) родительских прав. Родители, будучи лишенными  родительских прав по отношению к своим детям, лишаются и всех прав, основанных на факте родства с детьми, в том числе на личное воспитание ребенка, право на общение с ним (п. 1 ст. 71 СК РФ). Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка с родителем, лишенным родительских прав, решается судом в порядке, определенном жилищным законодательством, при этом за ребенком сохраняется право пользования жилым помещением его родителей, лишенных родительских прав (п. 3 и п. 4 ст. 71 СК РФ).

Лишение родительских прав по своей правовой природе - это мера семейно-правовой ответственности, применение которой влечет прекращение определенных прав и обязанностей, предусмотренных как семейным, так и иным законодательством. Так, ст. 91 ЖК РФ определяет, что граждане, лишенные родительских прав, могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилья в случае, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. Однако данная норма может быть применена только в случае проживания ребенка и его родителей в жилом помещении по договору социального найма. Если же собственником жилого помещения является родитель, лишенный родительских прав, такое решение вопроса становится невозможным. И хотя на основании п. 4 ст. 71 СК РФ несовершеннолетний сохраняет право пользования жилым помещением родителей, лишенных в отношении его родительских прав, практическая реализация несовершеннолетним данного права в случае невозможности совместного проживания с таким родителем не представляется возможной. Существующая проблема не решается и в том случае одновременной принадлежности права собственности на жилье самому ребенку и родителю, лишенному в отношении него родительских прав. В таком случае несовершеннолетний проживает в другом жилом помещении, сохранив при этом право собственности на жилье и право пользования им при невозможности совместного проживания. Представляется необходимым установление в СК РФ обязанности родителей-собственников, лишенных родительских прав, обеспечения несовершеннолетнего иным жилым помещением, например, по аналогии с п. 4 ст. 31 ЖК РФ.

Проведенное исследование показало наличие значительных пробелов в  законодательном регулировании  жилищных прав несовершеннолетних. Так, не гарантируется сохранение за ребенком права пользования жилым помещением, собственником которого является один из родителей, в случае проживания ребенка с другим родителем в ином помещении. Статья 2 СК РФ относит к членам семьи детей и родителей, независимо от того, проживают они вместе либо раздельно; по буквальному смыслу ст. 31 ЖК РФ законодатель относит к членам семьи собственника только лишь детей, проживающих совместно с собственником. Налицо несовпадение круга членов семьи собственника в жилищном и семейном законодательстве, при этом сохранение права пользования жилым помещением зависит от признания лица членом семьи собственника. Суды вполне оправданно признают за ребенком право на жилое помещение, «корректируя» круг членов семьи собственника, установленный в ст. 31 Жилищного кодекса, с учетом норм семейного законодательства (п. 1 ст. 56 и п. 1 ст. 65 СК РФ).

Проблемной представляется реализация права ребенка на жилое помещение, находящееся в собственности его родителей, лишенных родительских прав: лишение родительских прав влечет прекращение правоотношений между ребенком и родителем, что согласно п. 4 ст. 31 ЖК РФ влечет утрату права пользования жилым помещением; при этом на основании с п. 4 ст. 71 СК РФ несовершеннолетний в данном случае жилищные права сохраняет.

В случае, когда несовершеннолетний проживает  в жилом помещении, собственником которого  является не родитель, а другой член семьи, и после расторжения брака родителями становится бывшим членом семьи собственника, так как проживает уже с другим родителем, защита его жилищных прав крайне затруднена. Так, признав по правилам ст. 31 ЖК РФ внука (внучку) вселенным в качестве члена семьи собственника, суд может сохранить за ребенком право пользования жильем только лишь на какой-либо срок - при доказанности отсутствия оснований приобретения (осуществления) права пользования иным жилым помещением. Если бабушка (дедушка) обладает на праве собственности несколькими жилыми помещениями при отсутствии какого бы то ни было жилья у матери ребенка, суд и при доказанности названных обстоятельств не вправе обязать собственника обеспечить ребенка иным жилым помещением, так как алиментные обязательства между бабушкой (дедушкой) и внуками являются обязательствами второй очереди и могут возникнуть лишь при невозможности взыскания алиментов с родителей ребенка.

В законодательстве отсутствует  норма, устанавливающая специальный правовой статус несовершеннолетнего, который стал бывшим членом семьи собственника. Лишь только собственник жилья в такой ситуации достаточно продает принадлежащее ему жилое помещение, как и вселенный в него по решению суда на определенный срок несовершеннолетний внук либо внучка вновь оказываются без жилья, так как на основании ном ч. 2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности к другому лицу является также и для несовершеннолетнего основанием прекращения права пользования помещением.

Информация о работе Имущественные права несовершеннолетних