Имущественные права несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 05:21, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является анализ имущественных прав несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды имущественных прав несовершеннолетних;
- рассмотреть правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по российскому законодательству;
- охарактеризовать осуществление и защиту жилищных прав несовершеннолетних;
- проанализировать осуществление и защиту наследственных прав несовершеннолетних;
- рассмотреть осуществление и защиту предпринимательской деятельности несовершеннолетних.

Содержание

Введение
Глава I:Теоретические аспекты изучения особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в норме.
Звукопроизносительная сторона речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Глава 2: Эксперимнтальное исследование звукопризносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Анализ диагностических методик звукопроизносительной стороны реи у детей дошкольного возраста.
Диагностика звукопроизносительной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

ВКР Гасанов оконч2-исправ.docx

— 127.86 Кб (Скачать)

Во Франции, напротив, прямо  установлена обязанность суда допросить ребенка, достигшего возраста 10 лет, в том числе выяснить его пожелания по поводу проживания в семье. Мнение ребенка обязательно должно учитываться судом при вынесении решения9.

Во Франции также в  отличие от США существенно шире права родителей. Например, ребенок не вправе без разрешения родителей покидать жилище, даже в дневное время. В США подобные ограничения будут являться основанием для начала расследования в отношении родителей.

Немецкое законодательство рассматривает ребенка «как самостоятельную, ответственную и способную к  социальной жизни  личность». Важнейшим принципом, закрепленным в Конституции Германии, является признание заботы о ребенке, а его воспитание естественным правом родителей и одновременно их первейшей обязанностью, за выполнением которой следит государство (ч. 2 ст. 6). Родители (опекуны) обязаны содействовать ребенку в индивидуальном и социальном развитии, способствовать ликвидации негативных моментов такого развития, обеспечивать совет и поддержку, защищать ребенка от угрозы благополучию и вносить свой вклад в поддержание или создание позитивных условий жизни для самого несовершеннолетнего.

Важнейшей отличительной  чертой немецкого правопорядка является приоритет благополучия ребенка, что рассматривается в качестве единственной и важнейшей причины лишения родителей права на воспитание и опеку.

В законодательстве Швеции прямо провозглашены принципы семейных отношений: отсутствие приоритета родителей перед   детьми, наличие у родителей права только имущественных требований к ребенку, право ребенка на получение минимально закрепленных благ, самостоятельность ребенка как личности (принцип компетентного ребенка с собственными правами), прямой запрет на любой физический контакт с ребенком против его воли.

Основание для изъятия  ребенка из семьи в законодательстве одно - негативное влияние семьи на ребенка. Решение принимается в административном порядке комиссией по социальному обеспечению и может быть обжаловано в суде10.

Опыт разных стран в  области ювенальной юстиции, таким  образом, совершенно разнообразен. Механизмы  ювенальной юстиции  устроены также по-разному. Акцентировка прав и обязанностей в треугольнике дети - родители - государство делается различной, и это зависит от традиций, реальной обстановки с девиантностью и криминогенностью конкретного общества. Несмотря на то, что процедуры социального надзора, профилактирования и санкций детально и обширно разработаны, конкретное их воплощение в виде нормативно заданных механизмов очень разнообразно.

Из рассмотренного можно  сделать важный вывод касается того, что национальная правоохранительная система в своем сегменте работы с несовершеннолетними детьми является уникальной в случае каждой страны, она адаптируется под традиции, конкретику национального культурного и психологического типа. Механический перенос в российскую практику опыта других стран, в особенности иного, зачастую ценностно противоположного цивилизационного кода, неизбежно и без вариантов вызовет побочные негативные эффекты. Вместе с тем общие идеи, принципы и механизмы (после их фильтрации и адаптации к российским условиям) представляют собой ценный опыт для изучения и использования в строительстве собственной российской модели.

Таким образом, отечественное семейное законодательство уделило имущественным правам ребенка в семье крайне мало внимания, посвятив им всего одну, но достаточно   развернутую статью. А Конвенция ООН «О правах ребенка»11 ограничилась нормами об обязанностях  родителей обеспечивать ребенка в пределах своих финансовых возможностей, вообще не упомянув о праве собственности несовершеннолетнего. При этом нормы ст.60 СК  РФ неоднократно отсылают нас к гражданскому законодательству, при этом соприкасаясь и с иными отраслями права, подчеркивая этим комплексный, составной характер имущественных прав ребенка, в обеспечении которых важную роль должно  играть государство.

 

 

1.2. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних по российскому законодательству

 

Ключевой категорией, характеризующей  положение  несовершеннолетних в  гражданском праве, является дееспособность, которая определяется как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Несмотря на наличие определения в законодательстве, сущность данной фундаментальной правовой категории и ее содержание требуют изучения.

Вопрос о содержании дееспособности несовершеннолетних всегда предполагал определенные трудности для законодательства,  правовой практики и практики применения права.

Дискуссионными являются вопросы соотношения категории дееспособности с другими правовыми категориями, характеризующими правовое положение несовершеннолетних, - правосубъектность, правоспособность, деликтоспособность.

Полагаем обоснованным мнение А. Е. Тарасовой, Михайловой И. А. о необходимости разграничения таких категорий, как правосубъектность, правоспособность и дееспособность12.

Дееспособность - специфическая категория, в которой наиболее характерно проявляются элементы субъективного и объективного порядка. Пределы дееспособности устанавливаются объективным правом, а ее стадии зависят от субъективных свойств лица, психофизических свойств, их изменения на протяжении жизни. По  мнению Е. А. Тарасовой нельзя назвать дееспособность мерой возможного поведения, поскольку в силу прямого указания закона и терминологического значения указанного понятия речь может идти о мере «способностного» поведения, при этом для дееспособности  характерно и  должное  поведение.

Дееспособность в силу установленного нормами объективного права режима и длящегося характера, с учетом динамики ее развития, также  должна быть отнесена к категории правового состояния лица, как и состояние недееспособности, ограниченной дееспособности, неполной дееспособности.

В отношении несовершеннолетних именно возможности, предоставленные  законодателем с учетом возраста несовершеннолетнего, составляют основу поведения как самого  несовершеннолетнего, так и его законных представителей. Дееспособность несовершеннолетнего представляет собой специфическое правовое состояние, отражающее динамику развития субъекта гражданского права так же, как правоспособность отражает статику.

Сложность для законодательной  регламентации и изучения категория  дееспособности представляет в силу социальной незрелости несовершеннолетнего, а также одновременного влияния  на его поведение социального  и психологического факторов; его  дееспособность обладает рядом особенностей.

Содержание  дееспособности  несовершеннолетних зависит от возраста и качественно меняется при достижении несовершеннолетним 14 лет. Согласимся с точкой зрения И. А. Михайловой о том, что дееспособность несовершеннолетних, которым уже исполнилось четырнадцать лет, весьма значительно отличается от дееспособности малолетних и по целому ряду параметров приближается к полной дееспособности13. Однако достижение ребенком указанного в законе возраста далеко не всегда свидетельствует о наличии у него предполагаемого законодателем уровня развития интеллектуально-волевой сферы, необходимого для его адекватной социализации. В современном обществе наблюдается две противоположных тенденции: высокая степень гражданской активности несовершеннолетнего либо социальный инфантилизм - особый психологический феномен, имеющий гражданско-правовые аспекты. В частности, у таких детей не формируется комплекс представлений, необходимых для нормального участия в  гражданском  обороте

Причем изменения гражданского законодательства в основном учитывают  только первую тенденцию: происходит постепенное  расширение содержания дееспособности в современном гражданском  законодательстве по мере его совершенствования.

Так, если  дореволюционное  законодательство не знало института  эмансипации, а советское усматривало  «в нем буржуазный элемент, не приемлемый для советского права», то в действующий ГК РФ этот институт был впервые включен.

Следует отметить и снижение возраста, с которым закон связывает  наступление определенных этапов зрелости человека: в современном гражданском  праве объем  дееспособности ребенка  качественно меняется в 14 лет. Для  сравнения: в ГК 1964 г. это было в 15 лет, а в дореволюционном законодательстве «право на полное распоряжение имуществом и свобода вступать в общества приобреталась не прежде как по достижении 21 года». Хотя русское право не знало эмансипации, но взамен оно устанавливало «постепенное расширение дееспособности» и различие между малолетними (до 17 лет) и несовершеннолетними (до 21 года), причем сделкоспособность возникала с 17 лет. И если советские ученые указывали на совпадение возраста наступления трудовой правоспособности с возрастом, в  котором  качественно  меняется  содержание дееспособности несовершеннолетнего, то в   современном  обществе это  совпадение носит скорее формальный характер: в 14 лет с согласия одного из родителей несовершеннолетний может заключить  трудовой  договор, но  многие ли его заключают?

Заслуживает внимания предложение  о необходимости сочетать установление единой возрастной границы с возможностью отступления от нее с учетом обстоятельств  дела, учитывая возрастные особенности  развития несовершеннолетнего. Такой  учет  может иметь место при  ограничении или  лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.

Характеризуя дееспособность несовершеннолетних, ученые используют такие определения, как  «частичная», «неполная», «ограниченная», «исключительная», чтобы подчеркнуть разницу в правовом статусе лиц до 14 лет и с 14 до 18 лет. Однако законодатель не использует подобных определений.

Высказывалось и мнение, что понятия «частичная», «неполная», «относительная» и «ограниченная» для дееспособности малолетних не обладают ни практической, ни теоретической ценностью, поскольку не раскрывают конкретного  содержания  дееспособности указанных лиц. В  отношении определения дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет как «ограниченной»  отмечалось, что  ограничить можно только то, что имеется у субъекта.

Представляется обоснованным предложение отказаться от подобных обозначений в доктрине.

Важной особенностью дееспособности несовершеннолетних выступает то, что  в ситуациях, когда они  сами не вправе совершать те или иные юридически значимые действия, их права и законные интересы могут реализовываться  действиями иных управомоченных на это лиц. При этом возникает специфическое правое явление - восполнение недостающей дееспособности,  которое  обозначают  разными терминами  (трансдееспособность,  содееспособность, продееспособность, субсидиарная дееспособность). По мнению А. Е. Тарасовой, недостаточную дееспособность несовершеннолетнего восполняют путем  установления  специального  механизма защиты его прав; более подходящими терминами здесь являются содееспособность и продееспособность14.

Правоспособность  детей восполняется дееспособностью опекунов и попечителей, причем в области не только распорядительных актов, но и других форм осуществления имущественных прав. Посредством действий одних лиц - родителей, усыновителей, опекунов, попечителей - происходит восполнение недостающей или полная «подстановка» отсутствующей дееспособности других лиц; при этом, восполняя ограниченную дееспособность несовершеннолетних, родители, усыновители не «отрывают» часть своей дееспособности в момент  одобрения сделок , а реализуют свои субъективные права. Дееспособность данных лиц проявляется в этих случаях через осуществление указанных прав.

В отношении детей, которые  были изъяты из семьи, круг лиц, представляющих имущественные права и интересы несовершеннолетних, расширен по сравнению с установленным в гражданском законодательстве. К ним относятся не только законные представители ребенка  (родители,  усыновители, опекуны, попечители), но и родители-воспитатели, приемные родители.

Если в отношении малолетних действительно происходит  «подстановка»  дееспособности  их законных  представителей,  которые  совершают сделки от имени несовершеннолетних, несут за них ответственность, то в отношении несовершеннолетних от 14 до 18 лет представляется, что дееспособность у ее законных представителей носит вспомогательный, субсидиарный характер, поскольку несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки от своего имени, хотя и с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей, а в ряде случаев и без согласия своих законных представителей.

В ГК РФ представлен перечень сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности; совершать мелкие бытовые сделки. Такой подход законодателя к регламентации прав несовершеннолетних от 14 до 18 лет говорит о наличии у них возможности действовать самостоятельно, «подстановка» дееспособности их законных представителей им не требуется.

На примере ГК РФ видно, что граждане в возрасте от 14 до 18 лет обладают большим объемом  дееспособности чем малолетние лица, так же ГК РФ предусматривает такой институт как эмансипация, то есть несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего  эмансипированным производится по решению  органа опеки и попечительства –  согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Согласно ст.287  ГПК  РФ,  несовершеннолетний,  достигший 16  лет,  может обратиться в  суд по месту жительства с заявлением об объявлении его полностью дееспособным, в случае,  предусмотренном п.1 ст.27 ГК РФ. В случае объявления несовершеннолетнего  эмансипированным он становится полностью  дееспособным и несет самостоятельную  ответственность по обязательствам, возникшим вследствие  причинения им вреда. Рассматривая вопрос об эмансипации, орган опеки и попечительства, родители несовершеннолетнего, усыновители, попечители, суд учитывают и обстоятельства, указанные в ст.27 ГК РФ и психофизиологический и умственный уровень развития несовершеннолетнего,  и его самостоятельное активное желание быть эмансипированным.

Информация о работе Имущественные права несовершеннолетних