Гражданско-правовое и арбитражно-процессуальное учение о банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:25, дипломная работа

Описание работы

Переход России к рыночным отношениям возродил институт несостоятельности (банкротства) предприятий. Во всем мире банкротство считается одним из важнейших юридических процедур, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов на рынке, а реализация законодательства о банкротстве направлена на придание стабильности товарному обороту, увеличение доверия между партнерами.

Содержание

Введение
Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства) в гражданском законодательстве.
1.1. Институт несостоятельности (банкротства) в России: понятие, классификация
1.2. Этапы становления и развития института несостоятельности (банкротства) в России
1.3. Ответственность за совершение неправомерных действий в процессе банкротства
Глава 2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде
2.1. Порядок возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве)
2.2. Процедуры банкротства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Банкротство.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

- осуществлять  контроль за выполнением должником  текущих требований кредиторов;

- в случае  неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение указанных обязательств, исполнения их обязанностей, вытекающих из такого обеспечения.30

Сущность же самой процедуры финансового  оздоровления и ее практической смысл заключаются в том, что в течение этой процедуры (максимальный срок - 2 года) должник производит расчеты со всеми кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности.

Графиком погашения  задолженности должно предусматриваться  погашение всех требований кредиторов включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового  оздоровления, а также погашение  требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона).

В случае введения процедуры финансового оздоровления шансы кредиторов получить удовлетворение своих требований многократно повышаются, поскольку на случай срыва графика погашения задолженности в Законе о банкротстве предусмотрен упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком задолженности, непосредственно в рамках дела о банкротстве.

Внешнее управление. Данная процедура банкротства не претерпела принципиальных изменений, они коснулись только расширения круга способов восстановления платежеспособности должника.

Наряду с  известными мерами по восстановлению платежеспособности должника в плане внешнего управления могут быть предусмотрены следующие новые способы:

1. Увеличение уставного  капитала должника за счет  взносов участников и третьих  лиц путем размещения дополнительных  обыкновенных акций должника. Данное действие может быть включено собранием кредиторов в план внешнего управления исключительно по ходатайству соответствующего органа управления должника - акционерного общества. При этом обеспечивается защита прав и законных интересов акционеров должника, которым предоставлено преимущественное право на приобретение дополнительных обыкновенных акций должника, размещаемых по закрытой подписке. Указанное преимущественное право на приобретение дополнительных акций может быть реализовано акционерами должника в течение 45 дней с момента начала размещения указанных акций (ст. 114 Закона о банкротстве).

2. Замещение активов должника. Данное действие осуществляется  путём создания на базе имущества  должника одного или нескольких  открытых акционерных обществ. В качестве вклада должника вновь создаваемого акционерного общества в его уставной капитал вносится все имущество, входящее в состав предприятия (имущественного комплекса), принадлежащего должнику. Таким образом, действительно происходит «замещение активов» должника (предприятия) акциями вновь созданного акционерного общества. Указанные акции включаются в имущество должника и могут быть проданы на открытых торгах в целях накопления денежных средств для погашения требований всех кредиторов. Важно подчеркнуть, что и этот способ восстановления платежеспособности должника может попасть в план внешнего управления не иначе как на основании решения соответствующего органа управления должника (общего собрания акционеров или совета директоров) (ст. 115 Закона о банкротстве).

3. Исполнение обязательств  должника собственником имущества  должника - унитарного предприятия,  учредителями (участниками) должника  либо третьим лицом (третьими  лицами). Сущность этого способа  заключается в том, что в  целях прекращения производства по делу о банкротстве собственник имущества должника - унитарного предприятия учредители (участники) должника либо третье лицо (третьи лица) могут в любое время до окончания внешнего управления удовлетворить все требования, включенные в реестр требований кредиторов либо предоставить должнику денежные средства, достаточные для погашения всех требований кредиторов. При этом кредиторы не могут отказать в принятии такого удовлетворения их требований, а должнику вменяется в обязанность использовать полученные средства на погашение требований кредиторов (ст. 113 Закона о банкротстве).

И заканчивая характеризовать  данную процедуру банкротства отметим, что Законом о банкротстве  предусмотрена возможность перехода к внешнему управлению из процедуры  конкурсного производства. Это возможно, когда в отношении должника ранее не вводились реабилитационные процедуры - финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть вынесено арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов. Решение об обращении в арбитражный суд с таким ходатайством принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр требований остались непогашенными на дату соответствующего собрания кредиторов.

Конкурсное  производство. Первое, что хотелось бы отметить при анализе положений Закона о банкротстве, регулирующих конкурсное производство, - сокращение числа очередей удовлетворения требований кредиторов с пяти до трех (что само по себе противоречит ст. 64 и 65 Гражданского кодекса РФ). По сравнению с Гражданским кодексом РФ и Законом о банкротстве 1998 года (п. 2 ст. 106) утрачивают свое значение третья (требования по обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом) и четвертая (требования по обязательным платежам) очереди (п. 4 ст. 134 Закона). Однако новая судьба у этих очередей различна.

Законодатель  не стал различать требования государства  по недоимкам и иным обязательным платежам, поместив их в одну большую  очередь с обычными коммерческими  требованиями. Хотя такой подход, когда  налоговые платежи, предназначенные  для удовлетворения интересов всего общества, опускаются до уровня частных требований, не может не вызывать вопросов.

Совсем по-другому  обстоит дело с требованиями по гражданско-правовым (т.е. частным) обязательствам, исполнение которых обеспечено залогом. Таким требования также помещаются в третью очередь, а значит, их субъекты - залогодержатели получают все права конкурсных кредиторов, в том числе и право, голосовать на собраниях кредиторов.

Однако в  случае продажи предмета залога требования залогодержателя подлежат удовлетворению в первую очередь за счет выручки от продажи заложенного имущества преимущественно перед всеми иными кредиторами. Исключение составляют лишь требования кредиторов первой и второй очереди, возникшие до заключения договора залога (п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве).

Многие юристы понимают данное положение так, что  кредиторов первой и второй очереди (а это граждане с требованиями к должнику в связи с причинением  вреда их жизни и здоровью, а  также работники должника с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате и выплате выходных пособий) надо будет теперь делить на «белых» и «черных» в зависимости от того, когда им был причинен вред или не выплачены заработанные деньги - до заключения договора залога или после. К примеру, если машина должника сбила гражданина на улице после того, когда должником был заключен договор залога с кредитором, то при реализации в процессе конкурсного производства предмета залога (а это может быть и весь имущественный комплекс должника) из вырученной суммы указанный гражданин не получит ни копейки. Вот если бы он попал «под колеса» до заключения договора залога, с ним был бы произведен расчет.

Очевидно, что  особое положение кредитора по обеспеченному  залогом обязательству должно сопровождаться усилением гарантий удовлетворения требований кредиторов первых двух очередей, например, путем создания резервного фонда (за счет отчислений работодателей) для выплаты задолженности по заработной плате работникам, увольняемым в связи с банкротством организаций должников.

Что касается кредиторов первой очереди, то, к сожалению, новый  Закон о банкротстве (как и  предыдущий Закон) не содержит механизма  реализации положения о том, что  с согласия гражданина - обладателя требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, указанное требование в сумме капитализированных платежей переходит к Российской Федерации вместе с обязанностью производить в отношении указанного гражданина выплаты повременных платежей. Вместо этого в Законе о банкротстве есть уже ставшая традиционной ссылка на некий порядок исполнения государством этой обязанности, который должен быть установлен Правительством РФ (п. 3 ст. 135 Закона о банкротстве).

Существенный  характер носят изменения порядка  определения судьбы имущества должника, не включаемого в конкурсную массу, в частности: дошкольных и иных образовательных учреждений, лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры. Указанные социально значимые объекты теперь подлежат продаже (ранее они передавались в муниципальную собственность) путем проведения торгов в форме конкурса, обязательным условием которого является обязанность покупателя содержать данные объекты и обеспечивать их использование по целевому назначению. По результатам проведения конкурса между органом местного самоуправления и победителем конкурса заключается соглашение об исполнении условий конкурса (в дополнение к договору купли-продажи), в случае нарушения которого указанное соглашение и договор купли-продажи могут быть расторгнуты арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления. В этом случае объекты подлежат передаче в муниципальную собственность, а уплаченные по договору купли-продажи покупателем денежные средства возмещаются последнему за счет местного бюджета (п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве).

Хотелось бы отметить также новое положение  Закона о банкротстве, допускающее  замещение активов должника (то есть создание на базе имущества должника открытого акционерного общества) в  ходе конкурсного производства, которое  может иметь место на основании решения собрания кредиторов при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (ст. 141 Закона о банкротстве).

Мировое соглашение. Оно заключается между должником и конкурсными кредиторами (по новому Закону о банкротстве к ним добавляются также уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам) на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника (п.1 ст. 150 Закона о банкротстве).

Из текста Закона о банкротстве исключены положения, допускающие возможность последующего признания мирового соглашения, утвержденного  арбитражным судом, недействительным. Вместо этого предусмотрены правила, регулирующие порядок обжалования и последствия отмены определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения (ст. 162, 163 Закона о банкротстве).

Наряду с  общей нормой о том, что определение  об утверждении мирового соглашения может быть обжалован в порядке, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Закон о банкротстве включает в себя отдельное положение об основаниях пересмотра указанного определения арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

К числу вновь  открывшихся отнесены обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, которые не были и не могли быть известны на момент утверждения мирового соглашения, а также на случай, когда заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировым соглашением нарушены его права и законные интересы (п. 2 ст. 162Закона о банкротстве). При таком подходе всякое мировое соглашение будет находиться под постоянной угрозой отмены (по «вновь открывшимся обстоятельствам») утвердившего его определения арбитражного суда.

Согласно ст. 164 Закона о банкротстве, мировое соглашение может быть расторгнуто в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (то есть в полном объеме, целиком) по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований к должнику. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства исключается возможность расторжения мирового соглашения в отношении отдельного кредитора по заявлению последнего. И по мнению многих юристов это положительное нововведение, так как предусматривая такую возможность Закон о банкротстве 1998 года тем самым допускал несправедливое предпочтительное удовлетворение требований отдельного кредитора, вышедшего из мирового соглашения и благодаря этому восстановившего свое требование в прежнем объеме, в то время как остальные кредиторы могли рассчитывать лишь на удовлетворение своих требований на условиях мирового соглашения.

Вместе с  тем в ст. 165 (п.3) Закона о банкротстве, регламентирующей порядок рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения можно найти норму о том, что о дате и времени судебного заседания но рассмотрению заявления о расторжении мирового соглашения в отношении отдельного кредитора уведомляются должник, конкурсный кредитор или конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, обратившиеся с заявлением о расторжении мирового соглашения, а также третьи лица, участвующие в мировом соглашении.

 

Заключение

Таким образом, можно отметить, что действующий закон о банкротстве разрешил многие существующие проблемы, однако как показывает ознакомление с текстом нового Закона, он содержит ряд новелл, появление которых никак не может быть объяснено целью устранения недостатков в действующем законодательстве. Более того, по мнению многих юристов, некоторые новые законоположения при их реализации могут породить такие проблемы, с которыми ранее не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды.

Информация о работе Гражданско-правовое и арбитражно-процессуальное учение о банкротстве