Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:25, дипломная работа
Переход России к рыночным отношениям возродил институт несостоятельности (банкротства) предприятий. Во всем мире банкротство считается одним из важнейших юридических процедур, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов на рынке, а реализация законодательства о банкротстве направлена на придание стабильности товарному обороту, увеличение доверия между партнерами.
Введение
Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства) в гражданском законодательстве.
1.1. Институт несостоятельности (банкротства) в России: понятие, классификация
1.2. Этапы становления и развития института несостоятельности (банкротства) в России
1.3. Ответственность за совершение неправомерных действий в процессе банкротства
Глава 2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде
2.1. Порядок возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве)
2.2. Процедуры банкротства
Заключение
Список использованной литературы
Н.И.Клейн обосновывает
необходимость существования
«В отсутствие норм, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью, - замечает Л.Л.Романов, - как кредиторы и должник, так и кредиторы по отношению друг к другу, при определенных условиях могут оказаться в неравном положении, поскольку в ходе обычного порядка исполнения обязательств, как добровольного, так и принудительного (в порядке исполнительного производства), работает принцип «кто успел». Одним же из принципов законодательства РФ о банкротстве должен являться принцип соблюдения баланса интересов должника и кредиторов».17
В.Химичев видит необходимость в специальном регулировании, поскольку существует «конкуренция прав кредиторов при недостаточности имущества должника». Осуществление прав без ограничений, налагаемых специальным правовым режимом, может привести к негативным правовым последствиям, выражаемым в том, что одни кредиторы – те, что раньше предъявили требования к должнику, получат сполна, а требования других кредиторов останутся неудовлетворенными».18
Аналогичную позицию
более ста лет назад
Кроме того, необходимость существования института несостоятельности, по ее мнению, предопределена наличием отношений собственности. «Поскольку, - подчеркивает Н.М.Розанова, - основным элементом, конституирующим рыночную экономику, являются тщательно определенные права собственности, главная цель юридической системы в целом и института несостоятельности в частности состоит в том, чтобы не допустить распыления собственности в процессе формального или реального изменения собственника».21
Ряд данных высказываний можно было бы продолжить, однако очевидно, что при определении места института несостоятельности в рыночной экономике необходимо рассматривать данный институт через призму экономических, товарно-денежных отношений. Представляется, что подобный взгляд об имманентности института несостоятельности товарно-денежным отношениям следует признать в качестве основополагающего.
Следует согласиться с А.А.Пахаруковым, что «констатация данного положения вряд ли требует приведения пространственной аргументации. Достаточно, видимо, указать на те факторы, обуславливающие существование рассматриваемого социально-экономического феномена, чтобы выявить ту существенную роль, которую играет институт несостоятельности в механизме правового регулирования имущественных отношений».22
Факторы, обуславливающие появление и дальнейшее развитие института несостоятельности, достаточно разнообразны. Они могут различаться применительно к отдельным регионам и странам, однако различия, существующие между ними, не настолько принципиальны, чтобы не отметить определенную схожесть между ними, что, в свою очередь, позволяет определенным образом их систематизировать.
Следует признать, что в правовой и экономической литературе большее внимание уделяется анализу причин неплатежеспособности предприятий; условия, обусловливающие необходимость существования и функционирования института несостоятельности в рыночной экономике, практически остаются вне поля исследования.
На этом фоне
большой теоретический и
В первую группу данный автор включает разнообразные явления хозяйственной жизни общества, среди которых особо выделяются кризисы, а также необходимость перераспределения труда и капитала между отраслями материального производства. Вторая группа факторов, «организационных (социальных, по сути)», обусловливает необходимость появления системы гарантий осуществления имущественных прав, а также правовых средств защиты этих прав участниками коммерческого оборота в случае финансовой неспособности одного из участников.
В целом, поддерживая данную позицию, большинство авторов отмечает следующее:
во-первых, экономические
факторы, которые обусловливают
необходимость существования
во-вторых, при
анализе организационных
Институт несостоятельности
как раз и призван благодаря
имеющимся в его арсенале средствам,
устранить возникающие
И в заключении отметим, что законодатель должен предусмотреть механизм защиты прав интересов всех лиц, вовлеченных в орбиту конфликта (третьих лиц, муниципальных органов, представителей учредителей (участников), представителей собственника имущества должника – унитарного предприятия и т.д.). Все это позволяет говорить о социальном характере института несостоятельности в условиях рыночной экономики.
1.2. Этапы
становления и развития
Перед тем как мы начнем рассматривать институт банкротства в России, кратко хотелось бы отметить, что все существующие в различных странах мира системы несостоятельности (банкротства) можно условно дифференцировать на пять категорий: от радикального «прокредиторского» законодательства до радикального «продолжниковского». Между этими крайними категориями обычно располагают умеренное «прокредиторское», а также умеренно «продолжниковское» законодательство. Общим критерием для такой дифференциации служит превалирующая защита интересов соответственно кредиторов или должника. Известно, что во Франции и США действует «продолжниковская» система банкротства, позволяющая должнику, попавшему в тяжелое финансовое положение, освободиться от долгов и получить возможность нового старта. При этом кредиторы вынуждены подстраиваться под условия, предлагаемые судом в целях восстановления платежеспособности должника. В Европе (кроме Франции), напротив, с давних времен применяется «прокредиторская» система банкротства, приоритетной целью которой является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов, когда интересны должника зачастую уже не принимаются во внимание.25
Анализ же российского
законодательства о банкротстве
свидетельствует, о том, что современная
отечественная система
При этом следует
отметить, что в России термины
«несостоятельность» и «
Термин «банкротство» имеет в зарубежном законодательстве и более узкое, строго специальное значение, означающее частный случай несостоятельности, наносящие ущерб кредиторам. Банкротство – это уголовно-правовая сторона несостоятельности и нормы о банкротстве в основном в уголовном законодательстве.
Возрождение института несостоятельности в России после десятилетий забвения началось с появлением Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 года. Период его действия можно назвать первым этапом развития правового регулирования несостоятельности.
Началом второго этапа послужило введение в действие с 1 марта 1998 года Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Об том этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства. Наступивший с принятием нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» третий этап развития правового регулирования соответствующих отношений может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году.26 Здесь хотелось бы отметить то, как сложно проходил процесс принятия нового Федерального закона. Так, в 2000 году Государственной Думой был принят в трех чтениях, а впоследствии одобрен Советом Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Данный законопроект использовал в качестве основания несостоятельности должника-организации неоплатность последнего. Причем в редакции законопроекта, прошедшего первое чтение, принцип неоплатности был реализован в своем классическом виде, когда основанием банкротства признавалось превышение кредиторской задолженности над стоимостью имущества должника, а в окончательном варианте законопроекта содержалась следующая норма: юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей при условии, что «краткосрочные пассивы указанного юридического лица превышают балансовую стоимость его оборотных активов на дату представления в налоговые органы последнего балансового отчета». Данное основание несостоятельности многими юристами признавалось непригодным, поэтому и Президент РФ наложил вето на данный законопроект. Ведь абсолютно понятно, что введение в состав признаков банкротства условия о том, что сумма краткосрочных пассивов должна превышать балансовую стоимость оборотных активов должника, сделает нереальным осуществление на практике процедуры банкротства и будет ориентировать организации на наращивание дебиторской задолженности (наиболее легкий способ увеличения балансовой стоимости активов), что, в свою очередь, отрицательно скажется на ситуации с неплатежами в экономике.
Ему присущи детализации и конкретизация основных положений указанного законодательства с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности.
В частности, неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности (с известной долей модернизации их количественного выражения). При этом значительной детализацией подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
К числу концептуальных
изменений правового
В соответствии
с действующим Законом о
Таким образом,
на основании вышеизложенного
Информация о работе Гражданско-правовое и арбитражно-процессуальное учение о банкротстве